Автор: Промоцкая Оксана Юрьевна, воспитатель МАДОУ № 130 г.Хабаровска
Цель занятия: Познакомить детей с основными свойствами воды.
Задачи:
- познакомить детей со свойствами воды
- развивать у детей познавательную активность в процессе занятий по экспериментированию
- закреплять умение работать с посудой
- закреплять умение работать с жидкостью
- развивать способность анализировать и делать выводы
- активизировать и обогащать словарь новыми словами
- воспитывать умение работать в коллективе.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами пришли в лабораторию. Где будем проводить опыты. А с чем мы будем экспериментировать вам подскажут загадки. Слушайте.
Люди ждут меня, зовут, А приду к ним – прочь бегут. (Дождь) Течёт, течёт – не вытечет, Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)
По городу дождик осенний гулял, Зеркальце дождик свое потерял. Зеркальце то на асфальте лежит, Ветер подует — оно задрожит. (Лужа)
Как вы думаете, что общего во всех этих загадках? Это и будет темой нашего сегодняшнего занятия.
Дети. О воде!
Воспитатель: Молодцы! Значит тема-вода.
Ребята, вы знаете, что в лаборатории есть правила, которые необходимо строго соблюдать. Вам следует их знать
- правило: нельзя кричать
- правило: нельзя трогать оборудование без разрешения, соблюдать осторожность и порядок на рабочем месте
- правило: нужно внимательно слушать инструкции, четко выполнять указания
- правило: после наблюдения сделать выводы
Запомнили? Тогда приступаем к работе. Подойдем к первому столу.
Опыт №1: Вода – это жидкость
Перед вами два стакана: один – с водой, другой – пустой, попробуйте перелить воду, что вода делает? (льется, течет, переливается) А почему? Потому что она жидкая.
Вывод: Вода – это жидкость. (мнемотаблица)
Опыт №2: Вода не имеет запаха.
Дети пытаются определить есть ли запах..
Воспитатель: Как она пахнет? (Ответы детей.)
- А теперь давайте добавим в воду чеснок. Что произошло с водой? (у воды появился запах).
Вывод: у воды нет запаха, но она может приобрести запах пахучих веществ (мнемотаблица)
Опыт №3: Скажите, пожалуйста, какая вода на вкус?
(детям дают попробовать из стакана воду). Правильно, вода без вкуса. Но если мы добавим в неё соль или сахар, давайте посмотрим, что же произойдёт (проводится опыт с солью, дети сами добавляют в стаканы с водой соль и пробуют воду и объясняют свои впечатления, и так же с сахаром).
Воспитатель: Правильно, вот мы и узнали, что вода сама по себе вкус не имеет, но если добавить соль — вода становится солёная, а если сахар-то сладкая.
Вывод — вода не имеет вкус. (мнемотаблица)
Молодцы! Идем к столу номер 2
Опыт № 4 Вода превращается в лед
Протяните руки, я вам положу кусочки льда. Давайте сожмем лед в кулачек. Что произошло?. Да. Лед превратился в воду. То есть лед это замершая вода. Лед какой на ощупь – твердый.
Вывод: Значит вода может быть твердой. (мнемотаблица)
Опыт № 5 Вода превращается в пар
Воспитатель: Вносится горячий чайник. Посмотрите, что выходит из носика чайника? (ответы детей). Правильно, пар. Значит, если воду нагревать, она превращается в пар.
Вывод: Вода может быть жидкой, твёрдой и газообразной
Воспитатель: После долгой работы предлагаю сделать разминку. (мнемотаблица)
Физминутка.
Разминая поясницу, Мы не будем торопиться. Вправо, влево повернись, На соседа оглянись. (Повороты туловища в стороны.)
Раз-два-три-четыре-пять, Ноги надо нам размять. (Приседания.) Напоследок, всем известно, Как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте.)
От разминки польза есть? Что ж, пора на место сесть. (Дети садятся.).
Подойдем к столу № 3
Опыт № 6 Вода не имеет цвета
Воспитатель: А теперь посмотрите, какого вода цвета? (воспитатель показывает два стакана, в одном вода, в другом молоко). Дети объясняют, что налито в стаканы и вместе с воспитателем делают вывод.)
Вывод: Вода не имеет цвет, она прозрачная. Картинку под стаканом с водой видно, а под молоком нет. (мнемотаблица)
У нас с вами волшебная лаборатория. Вот я и покажу вам опыт: у меня на столе марганцовка, йод и зелёнка. Сейчас в один стакан я налью марганцовку, в другой йод, и в третий зелёнку. Что получилось? (ответы детей: в одном стакане вода стала розового цвета, в другом — желтая, а в третьем — зеленая).
Вывод: Вода может менять цвет в зависимости от того, что мы добавили. (мнемотаблица)
Теперь вы попробуете поменять цвет воды сами (дети за столами меняют цвет воды с помощью гуаши, макая кисточку в определённую краску, а потом в воду).
Подойдем к следующему столу. Стол № 4
Опыт № 7 Вода растворитель.
Мы с вами добавляли в воду соль, краски, зеленку и т.д. Что с ними происходило? Правильно, они растворялись в ней. Вода хороший растворитель. Давай попробуем растворить в ней песок. Добавим в стакан с водой песок и размешаем его. Что происходит? Да, вода растворяет не все.
Вывод: песок в воде не растворяется, он оседает на дно. (мнемотаблица)
Воспитатель: Давайте с вами в конце нашего занятия повторим ещё раз свойства воды. И помогут нам в этом мнемотаблицы.
(Дети повторяют свойства воды)
Дети, вы сегодня замечательно справились с ролью лаборанта. Вам понравилось наше занятие? Молодцы! До новых встреч, лаборатория закрывается
|