Рогачева Ольга Борисовна. Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшей группы «Свойства воды»

Непосредственная образовательная  деятельность с детьми старшей группы «Свойства воды»Тема НОД: «Свойства воды»

Основная образовательная область : познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

Цель- развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования с водой

Задачи :

  1. 1.Образовательные

-познакомить со свойствами воды через опытно- экспериментальную деятельность

-путем экспериментальной деятельности установить, что вода- это жидкость, без вкуса и запаха, прозрачна, окрашивается, не имеет собственной формы ,а принимает форму того сосуда, в который ее наливают, превращается в лед при замораживании.

- уточнить знания детей о значение воды в природе и охране воды

        2.   Воспитательные

               -воспитывать умение действовать в коллективе, организованно работать в парах

               -воспитывать бережное отношение к воде, как к природному ресурсу

        3.   Развивающие

                -развивать познавательную  активность в процессе экспериментирования

                -развивать умственные операции: сравнение, обобщение, умение анализировать

                -развивать умение делать умозаключения, иметь свое мнение, самостоятельно                         формулировать выводы

                -активизировать  и обогащать словарь детей

Словарная работа: жидкость, безвкусная, без запаха, не имеет своей формы, окрашивается, замерзает

Форма организации- фронтальная

Виды детской деятельности :познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, коммуникативная, репродуктивная

Развивающая среда : творческая лаборатория группы

Методы и приемы:

-организационный момент

-художественное слово

-уточнения, игровые приемы

-алгоритм для составления этапов деятельности

-опыты и эксперименты, как методы повышения познавательной деятельности

Использующиеся технологии :

ИКТ технологии, технологии личностного ориентирования взаимодействия педагога с детьми, здоровье сберегающие технологии

Материалы и оборудование :

бутылочки с питьевой водой, одноразовые прозрачные пластиковые стаканчики, соломинки для коктейлей, кисточки для рисования, гуашь, емкости для воды разной формы, резиновая перчатка, картинки с различными изображениями, карточки для фиксирования результатов опытов с изображениями  исследуемых свойств воды (для наборного полотна), изображение свойств воды для магнитной доски, наборное полотно, «коробка-холодильник», «капелька»(игровой предмет или изображение) , музыкальный центр, компьютерная презентация, «шипованный» мячик

Предварительная работа :

беседы о воде и нахождении ее в природе, просмотр презентаций о воде в природе, чтение и заучивание стихотворений и загадок о воде, наблюдения за водой во время прогулок и дома

 

 

 

                                                              Ход   НОД

 

 

Действия на воспитателя

 

Действия и предполагаемые ответы детей

Организационный момент. Введение в игровую ситуацию.

 

 

 

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я говорю вам здравствуйте, значит желаю здоровья и всего самого доброго! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и поздоровайтесь.

Дети здороваются

Воспитатель: Ребята, а вы любите, когда приходят гости? Посмотрите, сколько гостей пришло сегодня к нам, поздоровайтесь с ними

 

Воспитатель: Сегодня прекрасный день, и я уверена, что он принесет нам много интересного. Предлагаю присесть на стульчики и посмотреть на экран

Дети рассаживаются перед экраном для просмотра презентации

Слайд №1(изображение планеты Земля)

 

 

Воспитатель: Что вы видите на экране?

Эта наша планета Земля

А какого цвета на ней больше всего?

Голубого

Как вы думаете, что на планете голубого цвета?

Вода

Правильно, вода.  Земля почти вся голубого цвета, ее даже называют Голубая планета, и все это вода

 

Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вспомнить, где мы можем встретить воду в природе. Для этого я пригласила своих помощников, которые загадают нам загадки, а мы попытаемся их отгадать.

Дети загадывают загадки:

-Бегу я , как по лесенке, по камушкам звеня

  Издалека по песенке узнаете меня

                                                        (река)

-Шумит он в поле и в саду ,а в дом не попадет

  Никуда я не пойду, покуда он идет

                                                          (дождь)

-Пушистая вата плывет куда то

  Чем вата ниже, тем дождик ближе

                                                 (облако или туча)

 

Слайд №3(постепенно по мере  загадывания появляются изображения реки, дождя, тучи)

 

Воспитатель: Молодцы. Да

Вода в морях и реках обитает

И тучкой по небу летает

А как наскучит ей летать,

Дождем на землю упадет опять

 

Воспитатель: Напомню , что облако или тучка- это много-много капелек воды

 

Воспитатель: А сей час предлагаю поиграть, побыть такими же тучками.

 

Физминутка «Тучки» :

 

Летели по небу тучки

Дети  хаотично «летают», широко расставив руки

Тучки, четыре штучки

Дети объединяются в пары

Тучки летели, тучки кружились

Дети кружатся в парах

В большую тучку объединились

Дети встают в хоровод

Тучке летать тяжело стало

 

Капельками на землю она упала

Дети падают на ковер

Что же, капли, поднимайтесь

 

В тучу снова собирайтесь

Дети встают и объединяются в круг

(среди детей появляется игровой предмет- «капелька» )

 

Воспитатель : Какие из вас прекрасные капли получились, а это еще что за капля?

 

Воспитатель: Ты кто такая и откуда?

 

(звучит аудио запись:Здравствуйте, ребята. Я одна капелька из большой семьи.  Моя семья –вода. Я потерялась, не могу найти свою семью. Как узнать воду? Какая она? Помогите мне пожалуйста!

 

Воспитатель: Ребята, поможем капельке вновь обрести свою семью?

Для этого нам потребуется выяснить, какими же свойствами обладает вода, как ее узнать

Да

Воспитатель: Мы сейчас превратимся в лаборантов-ученых и будем проводить опыты с водой. Давайте пройдем в научную лабораторию.

Дети переходят из одного помещения в другое

Экспериментальная часть

 

 

 

 

Дети проходят в «лабораторию», рассаживаются за столы

Аудио запись: Внимание аудитория!

                             Говорит лаборатория!

                             Здесь мы дружим с дисциплиной , чтобы лучше думать было.

                              Поздравляю вас с прибытием!

                               Делайте свои открытия!

 

 

Воспитатель: Спасибо, лаборатория. Мы пришли сюда помочь капельке найти ее семью.

Ребята, мы проведем опыты и узнаем о некоторых свойствах воды, но перед этим вспомним правила работы с водой:

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело

Пролил воду, не беда!

Тряпка под рукой всегда!

 

 

 

 

Дети  засучивают рукава

 

 

 

 

Свойство №1 «Вода- жидкость, без вкуса и запаха, пропускает воздух»

 

Опыт №1 Вода- жидкость(установить, что вода- жидкость)

 

Воспитатель: Перед вами бутылочка с питьевой водой, откройте ее.

Перед вами также два пустых пластиковых стаканчика. Возьмите один из них и налейте воду из бутылочки. А теперь аккуратно попробуйте перелить часть воды из него в другой.

Льется вода? Ее можно перелить?

 

 

 

Дети  подтверждают , что вода льется, ее можно переливать, откуда формулируют вывод, что вода жидкая.

Воспитатель: Верно, если вода не была жидкой, то она не могла бы течь в реках и ручейках, из крана, мы не могли бы в ней плавать. Что вы сейчас делали  с водой?

Наливали, переливали

Воспитатель: Верно, вода жидкая, ее так и называют жидкостью. Повторите.

Дети повторяют новое слово

Воспитатель: Посмотрите, на столе лежат карточки, на которых изображены свойства воды и кармашки, в которые эти карточки мы будем вставлять. Мы, как все ученые-открыватели должны записывать свои открытия, но пока писать мы не умеем, то будем вставлять картинки с изображениями. Ваша задача- найти подходящую картинку. Работать будем по парам.

Итак, вода- это жидкость. Какую картинку вы выберете?

Почему вы выбрали именно  эту картинку? Все согласны ?

Вставьте ее в кармашек, а другую, побольше, повесьте на магнитную доску, чтобы всем было видно.

Двое детей подходят к столу и выбирают картинку с изображением льющейся в сосуд воды и объясняют свой выбор.

 

 

 

 

 

 

 

 

Один из детей вставляет картинку в наборное полотно , а другой вывешивает изображение на магнитную доску.

Опыт №2 «Вкус воды»(установить, что вода не имеет вкуса, безвкусная)

 

Воспитатель: Ребята, что нужно сделать , чтобы узнать, имеет ли воду вкус?

Верно, попробовать.

Попробовать.

Воспитатель: Перед вами два стакана с питьевой водой, которую вы только что налили из бутылочки. Возьмите соломинку и попробуйте воду. Запомните ее на вкус.

А теперь во второй стаканчик положите одну ложку сахара и снова попробуйте воду. Какая стала вода?

Отличается ли на вкус вода из первого и второго стаканчиков?

Верно вода из первого стаканчика не имеет вкуса, потому, что мы в нее ничего не добавляли. Какой вывод мы можем сделать?

Правильно, вода-безвкусная. Повторите.

 

 

 

Дети пробуют воду и делают вывод, что вода из первого стаканчика не имеет вкуса, а из второго она сладкая, потому, что добавили сахар.

 

 

 

 

Вода не имеет вкуса.

Дети повторяют новое слово.

Воспитатель: А теперь снова  зафиксируем наш вывод по этому опыту картинкой.(предлагается выполнить задание другой паре детей). Какую картинку вы выберете теперь? Почему именно эту? Все ли согласны?

Дети выбирают табличку с перечеркнутым языком. Один из них вставляет ее в наборное полотно , дугой вывешивает на магнитную доску.

Опыт №3 «Вода пропускает воздух»(установить, что вода пропускает воздух)

 

Возьмите стакан с водой, в котором соломинка. Вдохните, наберите воздуха и подуйте через соломинку в воду. Что  образуется? Вода  пропустила воздух?

Какой вывод мы можем сделать?

 

 

Верно, вода пропускает воздух, который выходит через пузырьки.

 

 

 

 

 

Пузырьки.

 

Дети формулируют вывод , что вода пропускает воздух

Воспитатель: Давайте снова выберем картинку с подходящим изображением. Какую картинку выбрали? Почему именно эту? Все согласны?

 

Работает следующая пара детей.

Опыт №4 «Вода не имеет запаха»(установить, что вода без запаха)

 

А сейчас мы узнаем , имеет ли вода запах. Что для этого нужно сделать?

 

Правильно, нужно понюхать воду. Выньте соломинку из стаканчика, положите ее и понюхайте воду. Чем пахнет вода?

Верно, вода не имеет своего запаха, то есть без запаха. Повторим.

 

 

Понюхать

 

 

Ничем не пахнет. Дети  делают вывод , что вода не имеет запаха.

Дети повторяют.

Воспитатель: Молодцы, а теперь выберите следующую  картинку. Почему именно ее? Все согласны?

Работает следующая пара детей. Выбирается картинка с «бурлящей водой».

Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть. Игра называется «Хорошо- плохо».

Ваша задача-разделиться  на две команды, затем, кидая друг другу мяч, говорить предложение о воде: одна команда говорит о воде хорошее, а другая, чем вода может быть опасна.

Дети произносят предложения примерно такого характера  предложения:

-В воде живут рыбы.

-Горячей водой можно обжечься.

-Водой поливают растения.

-Нужно уметь плавать, а то утонешь.

-Без воды нельзя жить.

-Грязную воду нельзя пить.

-Водой мы моемся.

-Водой можно затопить квартиру.

Свойство №2 «Вода не имеет собственной формы ,прозрачная, окрашивается»

 

Опыт №5 «Вода не имеет своей формы»(установить, что вода бесформенная)

Дети подходят к другому столу для экспериментов.

Воспитатель: Ребята, перед вами  стакан с водой и разные пустые емкости. Обратите  внимание на их форму. Они все одинаковой формы? У тебя какой? А у тебя?

 

 Аккуратно перелейте воду из стаканчика в формочку. А теперь посмотрите, вода в этих емкостях имеет одинаковую форму?

Когда вода была в стакане, то она имела форму стакана. Что произошло с формой воды, когда ее перелили в формочку?

 

Верно, вода не имеет своей формы, а принимает форму емкости , в которую ее наливают. Можно сказать, что вода бесформенная. Повторите. Воспитатель в доказательство проводит опыт с резиновой перчаткой, наливая туда воду.

Давайте снова найдем картинку для обозначения этого открытия.

 

 

 

Дети обращают внимание на то ,что все емкости разной  формы( круглой, треугольной, в форме цветочка)

 

Нет.

 

 

Дети делают вывод, что вода изменяет форму.

 

 

 

 

 

Дети выбирают картинку с изображением  разных сосудов с водой.

Опыт №6 «Прозрачность воды»(установить, что вода прозрачна)

 

Воспитатель: Возьмите стакан с водой и картинку с рисунком, посмотрите на рисунок сквозь стакан с водой. Видно изображение?

Ты что видишь, а ты? А теперь положите картинки и   посмотрите друг на друга сквозь стаканчик с водой.  Видите друг друга? Значит какая  в стакане вода?

 Верно, вода прозрачная. Давайте обозначим результаты нашего опыта с помощью картинки.

 

 

Да.

 

 

 

Прозрачная

Следующая пара детей выбирает картинку с изображением воды в стакане и просвечивающую через нее карточку.

Опыт №7 «Вода окрашивается»(установить, что прозрачная вода окрашивается)

 

Воспитатель: Ребята, сейчас я покажу вам фокус. Перед вами три стаканчика с прозрачной водой. Я  накрою эти стаканчики платком, произнесу волшебные слова, и вы увидите что получится(воспитатель заранее наливает воду в стаканы и прокрашивает крышки от стаканов красками, при взбалтывании вода окрашивается)

Воспитатель: Ты прозрачная водица, поиграй со мной, стань разноцветной(открывает стаканчики, а в них вода разных цветов)

Ребята, какая была вода в стаканах?

А стала?

 

Оказывается, прозрачную воду можно сделать не прозрачной, но не с помощью волшебства, а например с помощью  красок.

Предлагаю это проверить. Для этого возьмите стакан с водой, обмакните кисточку в краску, и опустите в воду. Какого цвета стала вода?

Верно, вода окрасилась. Вот еще одно удивительное свойство воды- она окрашивается. Повторим.

Выберем и для него картинку с изображением.

Опыт №8 «Вода превращается в лед»(установить, что при замораживании вода из жидкого состояния  превращается в твердое)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прозрачная

Разноцветная

 

 

 

 

 

 

Как цвет краски

 

 

Дети повторяют новый термин.

Дети выбирают картинку с изображением окрашенной воды.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня есть «Чудо холодильник». Что делает холодильник?

Да, в нем холодно. Сейчас я возьму у одного из вас стакан с водой, вода жидкая,  и поставлю его в свой холодильник. Посмотрим, что произойдет(воспитатель забирает стакан и ставит в имитированный холодильник, а достает уже заранее заготовленный такой же стакан с замороженной водой)

Что произошло с водой? Какая она стала?

Какой вывод мы можем сделать?

Верно , ребята, вода в холоде замерзает и из жидкой становится твердой, льдом, а если заморозить цветную воду то получатся разноцветные льдинки(демонстрирует подобным образом)

Итак, вода превращается в лед при замораживании. Последнюю картинку вставьте.

 

Морозит.

 

 

 

 

 

 

 

 

Твердая и холодная

Когда холодно замерзает, превращается в лед

 

 

 

 

 

 

Дети вставляют последнюю картинку с изображением льда.

Воспитатель: Итак , ребятки, посмотрите, сколько всего мы узнали нового о воде! Давайте повторим, с какими свойствами воды мы сегодня познакомились.

Молодцы. Ну, что ж , капелька, теперь ты узнаешь свою семью, воду? Ой! А где же она?

Наверное ушла на поиски. Предлагаю выйти из лаборатории и вернуться на прежнее место, может она там?

Дети повторяют все свойства воды.

 

 

 

 

 

 

Дети возвращаются на прежнее место и рассаживаются на диваны.

Воспитатель: Присаживайтесь

 

Слайд №2 « Капелька среди воды»

 

Воспитатель: Смотрите, вот же она! Нашла свою семью, значит наши открытия ей помогли.

 

Капелька без своей семьи – воды не может. А мы ребята можем без воды?

Без воды прожить не могут ни люди, ни животные, ни растения. Посмотрите, что бы было без воды.

 

 

 

 

Нет

Слайд №3 «Жизнь без воды»

 

Воспитатель :Поэтому воду нужно беречь и охранять. Как вы думаете, что нужно делать , чтобы сохранить воду ?

Закрывать кран, не бросать мусор.

Воспитатель: Молодцы. Что ж наше интересное приключение подошло к концу. Мы много узнали сегодня о воде, но это далеко не все. При следующей нашей встречи мы узнаем куда девается вода с земли, что с ней делает солнышко, откуда облака.

 

Воспитатель: А напоследок, я попрошу вас сделать мне подарок.У меня есть зонтик. Я попрошу вас украсить капельками его. Возьмите капельку зеленого цвета, если вам сегодня понравилось и было легко, красную капельку, если чуть-чуть было сложно(выполняется самооценка).

 

 

Просмотров: 551
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Людмила Анатольевна Семыкина. Содержание и методика организации познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на тему: «Вода, вода, кругом вода»
  • Павлова Луиза Николаевна. «Волшебница вода» (эксперименты с водой для детей старшей группы)
  • Семьина Ирина Евгеньевна. Проект «У воды, на воде, под водой…»
  • Пономарёва Ольга Александровна. Образовательная деятельность по организации исследовательской деятельности детей в старшей группе «Вода. Какая она?»
  • Ирина Шотт. Краткосрочный проект для детей среднего возраста «Вода, какая она?»
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Тараканова Ольга Андреевна. Образовательный экспериментальный проект «Вода, воздух»
  • Банникова Елена Григорьевна. Проект - Воздух и вода наши лучшие друзья
  • Чикаева Татьяна Алексеевна. Конспект занятия по познавательной деятельности Тема: «Вода и её свойства»
  • Дирдовская Людмила Ивановна. Презентация 'Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья'
  • Дудкина Елена Викторовна, воспитатель Николаева Галина Петровна, воспитатель. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ХУДОЖНИКИ»
  • Белюкова Оксана. Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Капелька» «Вода-волшебница»
  • Семинихина Ольга Александровна. План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы «Воздух, вода и свет».
  • Миронова Светлана Юрьевна. Проект 'Вода и ее свойства'
  • Зембеля Ирина Александровна. Познавательно-исследовательский проект: «Опытно — экспериментальная деятельность по изучению неживой природы (воздух, вода, песок) во второй младшей группе».
  • Максютова Альмира Алямовна. Исследовательский проект: 'Вода и ее свойства'
  • Домикова Алена Игоревна. Конспект НОД по экологическому воспитанию детей «Опыты с водой — очистка воды» в подготовительной к школе группе «Дружная семейка»
  • Попова Ольга Васильевна. Конспект летнего спортивного праздника 'Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья'.
  • Приймак Инна. Конспект занятия для подготовительной группы по теме: «Вода и её свойства»
  • Шипицына Лилия Валерьевна. Проект для детей средней группы «Вода — это жизнь»
  • Фролова Ольга Юрьевна. Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности детей подготовительной группы: «Самое удивительное вещество на Земле. Вода».
  • Лисанова Елена Викторовна. Дидактических игр по познавательно-исследовательской деятельности (воздух, песок, вода, дерево, бумага, металл, магнит, увеличительное стекло)
  • Миндиярова Анна Вячеславовна. Конспект занятия по познавательной деятельности «Волшебница-вода»
  • Кабарина Людмила Ивановна. Конспект занятия по по познавательно – исследовательской деятельности «Живая вода» для детей младшей группы
  • Захарова Вера Ивановна. Методическая разработка — опытно-экспериментальная деятельность с детьми 6-7 лет «Волшебница-вода»
  • Васильева С.В.. «Вода источник жизни»
  • Перетокина Наталья Сергеевна. Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная вода»
  • Чайка Алевтина Васильевна. Познавательное занятие с элементами экспериментирования «Волшебница вода»
  • Долгий Лилия Михайловна. Конспект непосредственной образовательной деятельности образовательная область «Познание» «Вода»
  • Габдрафикова Лиля Рашитовна. Занятие по экологическому воспитанию для детей разновозрастной группы. Тема: Лед и вода.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь