Альджанова Жанна Климентьевна. Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «СВОЙСТВА ВОЗДУХА»

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «СВОЙСТВА ВОЗДУХА»

Альджанова Жанна Климентьевна, воспитатель первой категории

Материалы и оборудование:

  • Визитка «Младший научный сотрудник» – по числу детей

Символы, обозначающие:

  • температуру (градусник)
  • не имеет запаха;
  • воздух легче воды;
  • теплый воздух поднимается вверх
  • Воздушный шар, надетый на горлышко пластиковой бутылки; ведро с горячей водой,
  • по листу белой бумаги на каждого ребенка;;
  • по кусочку апельсиновой корки;
  • чеснок и чеснокодавилка;
  • влажные салфетки на каждого ребенка;
  • одноразовый стаканчик и коктейльная трубочка на каждого ребенка;
  • плакат «Органы дыхания»
  • весы, воздушные шары

Программное содержание:

 

Познакомить детей со свойствами воздуха: невидим, не имеет запаха, может двигаться, может нагреваться и охлаждаться, теплый воздух поднимается вверх; закрепить знания детей о значении воздуха для дыхания; стимулировать желание детей самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Предварительная работа:

Работа по ОБЖ по теме «Дыхание»

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети входят в зал под музыку, здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в «Научную лабораторию «Знай-ка». Наш девиз:

(Дети произносят)

«Пускай, пока малы мы ростом,
Хотим так много мы узнать.
Быть Знайкой далеко не просто,
Но как приятно познавать!»

В-ль: А для того, чтобы войти в лабораторию, нужно ответить на вопрос: «Как вы думаете, что такое экология? (Ответы детей) (Предполагаемые ответы: чистый воздух; чистая вода; голубая речка; красивый лес; в лесу много ягод, грибов; все животные в лесу здоровые; много красивых бабочек; богатый урожай; цветущий луг; высокое голубое небо; чистый родник и т.д.) Дети проходят в лабораторию.

В-ль. Молодцы, ребята! Вы догадались, что мы будем говорить о природе, а о чем конкретно: Отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)

Правильно, ребята, это воздух. (Дети поворачиваются к плакату) Мы знаем, что человек не может жить без воздуха. Вдох – выдох! Вдох – выдох! (Дети делают вдох – выдох)

-Дети, а что же происходит при вдохе? (Ответ детей: воздух попадает в легкие человека)

  • А что же происходит в легких? (Воздух отдает человеку полезные вещества, а забирает вредные)
  • А что же происходит при выдохе? (При выдохе воздух выталкивает вредные вещества наружу).

В_ль: правильно, ребята. Воздух через дыхательные пути попадает в легкие человека, отдает человеку полезные вещества – кислород, забирает вредные – углекислый газ, и выталкивает углекислый газ наружу.

ИТАК, воздух необходим для дыхания. Ребята, а что же такое «ВОЗДУХ»? Какими свойствами он обладает? Чтобы ответить на эти вопросы, я предлагаю отправиться в полет на воздушном шаре. (Подходят к воздушному шару)

Песня «Воздушный шар»

Воспитатель:

Мы отправились в полет на воздушном шаре,

И про воздух – невидимку все сейчас узнаем

В-ль: Ребята, я только что произнесли слова и мы сразу же познакомились с одним свойством воздуха. Как вы думаете, с каким? Внимательно послушайте. (Воспитатель произносит слова еще раз, выделяя голосом слово «НЕВИДИМКУ»). Воздух – невидимка; скажите, ребята, а вы видите воздух вокруг нас? (Нет) Значит, он какой? (Бесцветный, прозрачный, невидимый). Правильно. (Закрепление символа, обозначающего бесцветность)

Ребята, а давайте внимательно посмотрим на наш воздушный шар. Под шаром расположена горелка, которая нагревает воздух.

Сейчас мы с вами узнаем, что происходит с воздухом, когда его нагревают.

Опыт: пустой воздушный шар надеваем на горлышко пластиковой бутылки. Держим ее в течение 1 минуты в горячей воде. (Под музыкальное сопровождение).

  • Что вы видите? (Шарик надувается)

Это происходит потому, что воздух в бутылке нагревается, расширяется, поднимается вверх и заполняет шарик, и шарик надувается.

  • А что же будет, если бутылку с шариком опустить в холодную воду? (Ответы детей). Давайте проверим! (Воспитатель опускает бутылку с шаром в ведро с холодной водой).
  • — Что происходит? (Ответы детей)
  • Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

В-ль: Итак, воздух при охлаждении сжимается, выходит из шарика, поэтому шарик сдувается. Так зачем же нужна горелка воздушному шару? (Чтобы шар полетел)

При нагревании воздух расширяется и заполняет шар. Шар поднимается вверх. Когда горелка выключается, воздух постепенно охлаждается и сжимается – шар сдувается и опускается на землю. Итак, мы познакомились с еще одним свойством воздуха: он может нагреваться и охлаждаться. (Символ) Ребята, также мы узнали, что теплый воздух поднимается вверх. (Символ) Ребята, подумайте и скажите, а как человек использует это свойство теплого воздуха подниматься вверх? (для отопления помещений: батареи ставятся внизу, около пола, а не на потолке).

  • Ребята, а как вы думаете, двигаться воздух может? (Ответ детей)

А мы сейчас проверим. (Воспитатель предлагает детям взять лист белой бумаги и сложить его гармошкой) А теперь помашите сделанным веером.

  • Что вы чувствуете? (Ветер)
  • Как он возник? (Это движется воздух)
  • Значит, воздух вокруг нас, он движется и возникает ветер. А какой бывает ветер?

Ребенок читает ст-е:

Знаем, что бывает ветер тихий, нежный,
А бывает грозовой и снежный.
И такой, что резво с травами играет,
И такой, что с силой волны поднимает.

Шумный и холодный,
Теплый и ласковый,
Ветер – ветерочек,
Разный – разный…

Физ. минутка:

Дует ветер с высоты,
Гнутся травы и цветы.
Вправо – влево, влево – вправо
Клонятся цветы и травы.

В зал под музыку влетает Карлсон.

В-ль: Кого же к нам ветром занесло?

К: Меня! Самого умного, самого красивого, самого доброго Карлсончика! Я к вам в гости прилетел!

В-ль: Дети знакомятся со свойствами воздуха. Присоединяйся к нам, и ты узнаешь много нового и интересного!

К: А я и так все знаю! Я же по воздуху летаю!

В: Тогда ответь на вопрос: А у воздуха есть запах?

К: Конечно есть! Я всегда чувствую, когда пахнет плюшками, вареньем и без труда их нахожу!

В-ль: Ребята, как вы думаете, прав ли Карлсон? (Ответы детей) Сейчас проверим.

Возьмите корку апельсина и помните ее. Что вы чувствуете? (пахнет апельсином)

-Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсиновая корка издает такой аромат?

(Этот запах идет от корки) (Дети вытирают руки влажной салфеткой)

Воспитатель давит дольку чеснока.

  • Вы чувствуете запах?
  • Чем пахнет? (Чесноком) Значит, запах передается по воздуху. Сам воздух запаха не имеет, он передает запахи других веществ. И Карлсон был прав, когда говорил, что он всегда чувствует запах варенья и плюшек. Скажите еще раз: воздух имеет запах? (Нет). Как же мы чувствуем запахи? (Они передаются воздухом, и мы их чувствуем). Карлсон, найди, пожалуйста, символ, обозначающий, что воздух не имеет запаха и прикрепи его к воздушному шару. Правильно сделал Карлсон?

В-ль: Ребята, а как вы думаете, есть ли воздух внутри нас? (Ответы детей)

В-ль: давайте проверим!

  • Возьмите трубочку и подуйте, опустив ее в стаканчик. Что же происходит?

К: Я знаю! Я знаю! В стакане поднялась сильная буря!

В: В стакане появились пузырьки. Откуда же они взялись? (Мы выдыхаем воздух, и он выходит наружу)

  • Значит, внутри нас тоже есть воздух? (Да)

В-ль предлагает детям еще раз подуть в трубочки, чтобы «побежали пузырьки»

  • Скажите, ребята, а что тяжелее: вода или воздух? (ответы детей)
  • Как это проверить? (Ответы детей) Нужно опустить в воду тяжелый предмет, например, камень. Опускайте. Что с ним случилось? (Опустился на дно, утонул)

Камень тяжелый, и он утонул. Значит, камень тяжелее воды. А как же воздух, который выходит из трубочек? Он утонул? (Нет, он поднялся вверх) Значит, воздух легче воды. (повторяют Карлсон и 2-3 ребенка). – Установить символ, обозначающий что воздух легче воды.

В-ль: Конечно, воздух легче воды. А вообще – то воздух имеет вес, как вы думаете? (Ответы детей) Мы все проверяем, и все узнаем научным путем. Поэтому мы проведем следующий опыт. Для опыта нам понадобятся: шарик надутый воздухом, шарик не надутый и весы. Прикрепляю на весы шарик с воздухом и шарик без воздуха. Посмотрите, что тяжелее: шарик с воздухом или шарик без воздуха? (Ответы детей) Правильно, ребята, шарик с воздухом тяжелее. Значит, воздух имеет вес, только очень – очень маленький. (Прикрепить символ, обозначающий, что воздух имеет вес).

В-ль: Ребята, а теперь давайте вспомним свойства воздуха, о которых мы сегодня говорили. Подойдите сюда и посмотрите внимательно на символы. Итак, мы узнали, что воздух бесцветный и прозрачный. Он не имеет своего запаха, только передает чужие. Воздух легче воды. Воздух может быть теплым и холодным, теплый воздух поднимается вверх. Воздух нужен для жизни людям, животным, растениям.

Карлсон: А мне воздух нужен еще и для того, чтобы летать. Спасибо, ребята, что рассказали мне о воздухе много интересного. Я обо всем расскажу своему другу Малышу. До свидания, ребята!

В-ль: Наша научная лаборатория закрывается, но очень скоро мы придем в нее опять и продолжим изучение воздуха, потому что:

Мы любопытные ребята,
Желаем много в жизни знать.
Давайте изучать природу,
Беречь ее и уважать.

До свидания! (Дети уходят.)

Просмотров: 349
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Кремлёва Валентина Александровна. Ознакомление с окружающим миром Занятие на тему: «Что такое воздух?»
  • Казакова Ирина Анатольевна. Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Воздух — вокруг нас»
  • Скворцова Надежда Никоноровна, Искимжи Екатерина Петровна. Конспект занятия по ознакомлению детей с неживой природой в старшей группе 'Воздух, как его обнаружить?'
  • Стукалова Татьяна Викторовна. Проект «Воздух вокруг нас»
  • Трофименко Елена Владимировна. Конспект Непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию На тему: «Воздух вокруг и внутри нас»
  • Поликарпова Елена. Конспект занятия по теме: «Социальные навыки в процессе экспериментирования в экологии» (эксперимент с воздухом) подготовительная группа. Тема: «Воздух невидимка»
  • Сапего Екатерина Сергеевна. Конспект НОД «Воздух вокруг нас»
  • Карнаева Елена Александровна. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ТЕМА «Воздух и его свойства»
  • Фролова Ольга Юрьевна. Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух и его свойства»
  • Третьякова Татьяна Юрьевна. Экологическое воспитание с детьми старшей группы по теме: «Как увидеть воздух»
  • Битютская Наталья Анатольевна. Конспект Непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы «Воздух — невидимка»
  • Кириченко Татьяна Александровна. Занятие на тему: «Невидимка – воздух» (эксперименты) для детей старшего возраста.
  • Салкина Ольга Сергеевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Воздух вокруг нас»
  • Рахмачева Вера Юрьевна. Конспект по познавательному развитию детей в старшей группе «Воздух – невидимка»
  • Буричева Людмила Александровна. Конспект ООД в старшей группе на тему «Воздух и его свойства»
  • Татьяна Стародубцева. «Воздух – невидимка»
  • Нурмаганбетова Акмарал Кабылбековна. Конспект НОД по познавательному развитию для детей среднего возраста «Волшебник — воздух»
  • Романова Екатерина Николаевна. НОД по познавательному развитию в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 5-6 лет «Невидимка – воздух»
  • Михеева Марина Сергеевна. Занятие с использованием опытно-экспериментальной деятельности «Невидимка воздух»
  • Мироненко Марина Ивановна. Проект «Воздух — невидимка»
  • Тараканова Ольга Андреевна. Образовательный экспериментальный проект «Вода, воздух»
  • Полковникова Марина Александровна. План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Тюльпан» на тему: «Воздух и его свойства».
  • Залуцкая Евгения Викторовна. Описание исследовательского проекта в подготовительной группе «ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ»
  • Ситчихина Наталья Николаевна. Конспект занятия «Воздух - невидимка» в подготовительной группе
  • Сидоренко Наталья Петровна. Проект «Откуда берется воздух»
  • Наталья Соколова. Занятие 'Волшебный воздух'
  • Банникова Елена Григорьевна. Проект - Воздух и вода наши лучшие друзья
  • Дирдовская Людмила Ивановна. Презентация 'Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья'
  • Магомедова Калимат Гасановна. «Воздух, Прогулка в осенний парк»
  • Белокобыленко Елена Михайловна. Конспект занятия в средней группе «Удивительный воздух».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь