Воспитатель Гривина С.А МБДОУ №54
Область познание. Познавательно-исследовательская деятельность
Цель: Систематизировать знания детей старшего дошкольного возраста, о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.
Задачи:
- Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
- Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.
- Обеспечить получение опыта взаимодействия в группах, преодоление боязни тактильного контакта.
Предварительная работа:
Скачать конспект
наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека
Оборудование:
оборудование для проведения опытов: стаканы с водой, трубочки, полиэтиленовые пакеты, веера из бумаги, по количеству детей, схемы последовательности действий, шапочки, таз с водой, модели корабликов.
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент:
- Ребята, сегодня я предлагаю вам стать учеными и побывать в «Научно-исследовательская лаборатория». Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно- это помещение, где проводят разные опыты и исследования. Можно я как старшая по возрасту возьму на себя роль директора лабораторией? Ответ детей.
(одевает халат). А вы будете научными работниками лаборатории. Я предлагаю вам сейчас поделиться на четыре компании, и выбрать лабораторию в которой ваша компания будет проводить научные эксперименты. (дети самостоятельно выбирают способы деления на компании)
Уважаемые сотрудники предлагаю пройти в лабораторию и занять свои рабочие места. (, надевают шапочки и проходят в лабораторию)
Основная часть:
В лаборатории на столах находится оборудование, которое необходимо для проведения опытов и исследований.
Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил:
Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место.
Правило№5. Помни — некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
Что мы сегодня будем исследовать вы узнаете отгадав загадку:
Он нам нужен чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но не видим он для нас. (Воздух)
Что это? (Ответы детей)
Правильно ребята, воздух.
1 опыт. «Поймай воздух» При помощи полиэтиленовых пакетов «ловим» воздух.
Рассматривание пакета с воздухом. Вы видите воздух?. Значит воздух какой? Какими словами можно его назвать? (невидимый, прозрачный, бесцветный, через него всё видно).
Это качество воздуха обозначим символом – перечёркнутый глаз.
Вывод: Воздух невидим, но если его поймать в пакет, то он примет форму пакета и мы сможем его увидеть.
Воспитатель. Как мы еще можем увидеть воздух с помощью, оставшегося в этой лаборатории оборудования? (Предлагаю подуть через трубочку в стаканчик с водой) Что мы видим? (пузырьки)
Вывод: Воздух есть внутри нас, мы дуем в стакан с водой, воздух легче воды, поэтому он всплывает на поверхность в виде пузырьков.
2 опыт: Как вы думает, мы можем почувствовать воздух? А поможет нам в этом оборудование, которое находится в третьей лаборатории. (На столе лежат веера, по количеству детей). Помашите веером перед лицом, потом друг на друга. Что вы чувствуете? (веер движется и как бы подгоняет воздух, воздух тоже начинает двигаться, поэтому в лицо дует ветерок)
Вывод: Когда воздух движется, получается ветер.
3 опыт: на столе стоят стаканчики ко дну прикреплена салфетка. Дети по схеме проводят опыт. Переворачивают стаканы отверстием вниз и опускают в воду. Вода полностью закрыла стаканы, аккуратно вынимают из воды. Потрогайте салфетку, какая она?
Дети лаборанты. Сухая.
Почему? Потому что в стакане воздух, он не пускает воду. Это можно увидеть. Таким же образом опускаю стакан в воду и медленно наклоняют его. Воздух вылетает из стакана пузырьками.
Вывод: стакан только кажется пустой, на самом деле – в нем воздух.
4 опыт:
Дети опускает парусники на воду, дуют на парус с разной силой. Дети наблюдают за движением парусника. Выясняют, почему плывет лодочка, что ее толкает (ветерок); откуда берется ветер-воздух (мы его выдыхаем).
Затем проводится соревнование «Чей парусник быстрее доплывет до другого края».
Обсуждение с детьми, как надо дуть, чтобы парусник быстрее или дольше плыл (набрать больше воздуха и сильно или дольше его выдыхать).
Вывод: Пузырьки образуются, если «вдувать» воздух в воду, и тогда он поднимается из воды на поверхность.
Рефлексия:
Уважаемые ученые, что мы знали о воздухе?
Дети. Воздух не имеет форы, цвета, вкуса, запаха, его не видно, он легче воды.
Воздух необходим для жизни человека.
Посмотрите на картинки и скажите, что их объединяет, что общего между ними. Дети. На всех картинках воздух, который выполняет какие то действия.
Мне, ребята, очень понравилось работать с вами в лаборатории. Сегодня работали очень хорошие, умные сотрудники. Все умеют договариваться, доброжелательны, справедливо решали возникшие вопросы, очень хорошо планировали свою работу.
|