Цель:
- Дать понятие «Лес – наше богатство».
- Расширить. закрепить знания о птицах нашего края.
- Познакомить со свойствами бересты, научить искусству поделок из нее.
- Продолжать учить делать фигуры людей, животных, птиц, составлять узоры, композиции из природного материала и растительных форм (листьев, цветов, семян).
- Развивать мышление, фантазию.
- Воспитывать у детей любовь к природе, бережное и деятельное отношение к лесу.
Предварительная работа: экскурсии в лес, беседы о природе, чтение самарских сказок, разучивание самарский песен, работа с природным материалом.
Словарная работа: листопад, наше богатство, береста, кузовок.
Материал: слайды «Природа самарского края», береста, сухие листья, трава, цветы, клей, ножницы, тонированная бумага.
Ход занятия
Дети садятся на коврике.
Ведущая: Ребята, посмотрите, какая здесь красивая поляна.
Сядем, отдохнем на пенечке и бревнышки..
Ребята, кто скажет в какой стране мы живем? Как она называется? (ответы детей)
Ведущая: Самарская область богата лесами, полями, реками и озерами. В самарской народной песни поется: …
Самарский край — ты сердце всей России, Моя душа с тобою молода, Самарский край на свете нет красивей, Самарский край — мы вместе навсегда. …
И действительно, он прекрасен. (показ слайдов «Природа самарской области с рассказами).
На красоту его лесов смотришь – не насмотришься, сладкую родниковую воду пьешь – не напьешься, а поля, как щедрая скатерть самобранка, одаривают и хлебом, и овощами.
Среди лесов и полей раскинулись деревни и города. От деревни к деревни, из города в город пролегли тропинки и дороги. Они так и зовут, так и манят пройти и проехать по прекрасной самарской земли.
Вспомните, какая была осень, как мы с вами ходили в лес, в какие золотые, багровые наряды одевала осень деревья. На нашей поляне тоже лежат осенние листья.
- С какой песней мы знакомы, в которой поется о листьях, об осени. Как она называется?
- Правильно, «Осень листьями шуршит».
Исполняется песня «Осень листьями шуршит».
- Ребята, а кто знает пословицы и поговорки о природе? (ответы детей. Звучит вступление песни «Кукушка»)
Ведущая: Пение какой птицы напоминает эта мелодия?
Правильно, пение кукушки. Дети, а что мы знаем о кукушке?
Ответы детей.
- Правильно, кукушка живет в наших лесах. Питается насекомыми, ягодами. Приносит большую пользу лесу. Но она не выводить своих птенцов сама, а подкидывает яйца другим птицам, которые и выхаживают этих птенцов.
- Мы с вами знаем песню о кукушке, которую сейчас споем.
Песня «Кукушка».
- Какие птицы живут в наших лесах?
Ответы детей.
- Что было бы с природой, если бы не было птиц?
Ответы детей.
- Да, ребята, если бы не было птиц, то жуки, гусеницы, поели бы все деревья в наших лесах. Поэтому, надо беречь птиц, охранять, подкармливать зимой, строить скворечники, не разорять гнезда. (Появляется девочка в шапочке кукушки).
- Вот и кукушка прилетела к нам. Поиграть с нами хочет.
Игра «Кукушечка».
- Сейчас тихонечко сядем. Посмотрите, какая у меня есть книга. Называется она «Сказки народов мира». В этой книги мы с вами найдем сказку, про кукушку.
Показ иллюстраций сказки.
Кукушка: Ребята выходите скорее играть на осенний лужок!
Игра «Ручеек».
Кукушка: Скоро зима. И чтобы не было мне скучно зимними вечерами, я собираю природный материал в лесу. Вот береста. Из бересты можно сделать корзинки, лапти. вот шишки. Что можно сделать из шишек?
Вот сухие листья. Из них можно сделать красивый ковер.
Ведущая: Давайте поможем Кукушке. (кукушка приглашает к себе и предлагает сесть за столы).
- Посмотрите, ребята, как делать корзинку из бересты.
(Показ и объяснения. Такой же показ и объяснение работы с листьями, шишками, желудями).
Работа детей. (Кукушка хвалит детей, показывает работы).
|