Программные задачи: Совершенствовать знания о родном крае; развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе. Желание изображать обитателей водоёма, используя полученные ранее умения. Развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: спокойная музыка; фото водоёмов родного края; фото, картинки обитателей водоёмов родного края, акварельные краски, кисти, альбомные листы, стаканчики с водой.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня я хочу рассказать вам о водоёмах нашего родного края, области.
- Давайте вспомним, в какой области мы с вами живём? (Тамбовская обл.)
Скачать конспект
- В Тамбовской области много рек, маленьких речушек, прудов, т. е. водоёмов.
- А какие водоёмы знаете вы, расскажите. (Ответы детей)
- А на какой реке построен наш город? (На реке Цне)
- Давайте с ней поближе познакомимся.
- И так, Цна – это река в Тамбовской и Рязанской областях России. Начинается она в Сампурском районе от слияния речек Белый Плёс и Мокрая Вершина. Принимает справа и слева многочисленные притоки: Кариан — длина 48 км, Липовица — 52 км, Лесной Тамбов — 89 км, Челновая — 121 км, Керша с Хмелиной — 86 и 49 км, Кашма с Большим и Малым Ломовисом — соответственно 111, 106, 66 км, Серп — 66 км и др. Русло этой равнинной реки извилисто, берега луговые. Часты мели и перекаты. Много водорослей, зарослей камыша и тростника. Правый берег Цны населен мало. А на левом основан наш с вами город Тамбов. (Демонстрация фото)
- Следующая река, с которой я хочу вас познакомить, называется Битюг.
Битюг — река в Тамбовской, Липецкой и Воронежской областях России, левый приток Дона. Длина — 379 км. Протекает по Окско-Донской равнине. Долина местами заболочена. Правый берег высокий, покрыт лиственными лесами; левый берег низкий, распаханная степь. На реке Битюг и его притоках расположены города и посёлки городского типа Новопокровка, Мордово, Эртиль, Анна, Бобров. Дубовые леса, тростниковые заросли, редкие на этой широте сосновые боры, песчаные пляжи, широкие плёсы и заводи, быстрые, узкие протоки — всё это заметно при плавании по Битюгу. В её водах водятся краснопёрка, плотва, ёрш, голавль, щука, язь, лещ, окунь, карась, линь, налим. (Демонстрация фото)
- Следующая река — Ворона — река, протекающая по территории Пензенской, Тамбовской и Воронежской области России. Является правым притоком реки Хопёр. Относится к бассейну Азовского моря и бассейну рек Хопер и Дон. Река берет начало возле села Новая Каштановка Белинского района Пензенской области России. Далее протекает по Гавриловскому, Уметскому, Кирсановскому, Инжавинскому, Уваровскому, Ржаксинскому, Мучкапскому районах Тамбовской области России и в падает в реку Хопер около города Борисоглебск, Борисоглебского района Воронежской области России. Протяженность реки Ворона 454 км. Протекает по лесостепной и степной зоне. Почти повсеместно по берегам реки растет широкой полосой лес: березовые рощи, вязи, ивы, сосняки, орешники (лещина), растут также дубы, ольха, ветла, ясень и осины. Сосновые и еловые леса редкость.
- И последняя река, с которой мы сегодня познакомимся – это река Воронеж.
Воронеж – левый приток Дона в России. Протекает по территории Тамбовской, Липецкой и Воронежской областей. Равнинная река, образуется при слиянии Польногого Воронежа и Лесного Воронежа. Длина реки Воронеж – 342 км. Лесной Воронеж берёт своё начало у деревни Пушкино Ухоловского р-на Рязанской области. Правый берег реки высокий, крутой, левый – пологий. В пойме реки много озёр – стариц. Наиболее крупные – Андреевское, Гать, Яблочное и Спасское. Вот такая река, Воронеж!
Физкультминутка:
Каждый день по утрам делаем зарядку.
Очень нравится нам все делать по порядку:
Весело шагать, руки поднимать.
Руки опускать, приседать и вставать.
- А теперь давайте рассмотрим обитателей этих рек и водоёмов.
- Краснопёрка, плотва, ёрш, голавль, щука, язь, лещ, окунь, карась, линь, налим, рак. (Демонстрация изображений)
- Ребята, я предлагаю вам нарисовать кого-нибудь из них, кто вам больше понравился.
Пальчиковая гимнастика:
Волк – серьезный, грозный зверь.
С недовольной, злою миной,
Зайцу уши натрепал
И еще пообещал:
Ну, заяц, погоди!
Изобразить пальцами правой руки волчью морду: ладонь прямая, большой палец поднят кверху (ухо), мизинчик отведен вниз и то сходится, то расходится с безымянным пальцем ( «открывается пасть волка»)
- Во время рисования оказать помощь, словесные указания.
- Выставка, обсуждение детских работ.
Итог занятия:
- И так, давайте уточним, с какими реками мы сегодня познакомились? (Цна, Битюг, Ворона, Воронеж)
- А кого мы сегодня рисовали? (Обитателей водоёмов родного края)
|