Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию подготовительной группы.
Цель:
- формирование патриотического сознания, чувства гордости и любви к русской березке- символу России.
Задачи:
- Образовательная: дать представления о самом почитаемом дереве в России – Березке, расширять представления детей об образе березы в поэзии, музыке, в произведениях изобразительного искусства и детском изобразительном творчестве.
- Развивающая: развивать коммуникативные навыки, навыки изобразительной деятельности.
- Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края.
Материалы для занятия.
Наглядно-дидактическое пособие и иллюстративный материал:
- 1 Березка
- Береза составные части (напольные- корень, ствол, веточки, листочки)
- Образец воспитателя
- Компьютер, мультимедийный проектор, экран
- Учебная презентация (с иллюстрациями березки в разное время года)
- Музыка «Во поле березка стояла»
- Магнитная доска, мальберт
- Конверт с письмом;
- Столы и стулья для самостоятельной работы детей.
Раздаточный материал для детей:
- Акварельная бумага А4 на каждого ребенка
- Гуашь (зеленого, белого, черного, желтого цвета)
- Кисточки на каждого ребенка
- Салфетки на каждого ребенка
- Баночки с водой на каждого ребенка
Предварительная работа:
Наблюдение на прогулке за березой, заучивание стихотворения, чтение сказок, пословиц и поговорок о березке, беседы о значимости ее в жизни человека, рассматривание иллюстраций. Рассматривание поделок из бересты, срез березы. Веники березовые, полено, мебель из дерева.
Ход непосредственно – образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, сегодня к нам пришли гости. Что мы с вами должны сделать? Ответ детей (Поздороваться). Молодцы, конечно поздороваться. (Дети здороваются с гостями).
Звучит русская народная мелодия.
Воспитатель: Ребята, а сегодня у нас необычный день и совсем необычное занятие. Мы не будем проводить его в детском саду, а отправимся в далекое путешествие. Но куда нам нужно отправиться, мы узнаем из письма, которое я получила сегодня утром. Послушайте его:
«Я — белоствольная красавица Стою у дорожки, Книзу веточки спускаются, А на веточках сережки.
Жила я на опушке, остались там подружки: Платьица белёны, платочки зелёны. Однажды заблудилась я, И потеряли все меня.
Назад дороги не найду, Как к подружкам попаду? Что же делать? Помогите – Моих подружек отыщите»
Воспитатель: ребята, как вы думаете, кто прислал нам письмо? (ответы детей). Правильно, это березка. Береза – символ красоты русской природы, символ России. О ней сложено много стихов, песен, сказок. Ею можно восхищаться в любое время года. Где можно встретить, увидеть березу? (В лесу, на поляне, около дома, в парке). Как называется лес, где растут одни березы? (Березовая роща, березняк). Молодцы, вот из письма мы и узнали, что выросла береза в роще, а после приключилась с ней беда, потеряла она своих подружек – белоствольных красавиц. Опустела роща. Просит нас березка о помощи в поиске ее подруг. Поможем ей? (да) Ну, тогда отправляемся в путь. Давайте все вместе скажем волшебные слова:
Два раза хлопни, Три раза топни, Вокруг себя обернись, У березки окажись!
Звучит запись русской народной мелодии «Русский хоровод», появляется Березка в белом сарафане с зеленой косынкой на голове.
Береза: Здравствуйте люди добрые, гости дорогие! С чем пожаловали?
Воспитатель: Мы, Березонька, твое письмо получили и на помощь пришли.
Березка: Ой, спасибо, дорогие. Но чтоб мне помочь подружек отыскать, нужно вспомнить все, что вы о березках знаете. Вы справитесь с этой задачей? (ответы детей) Ну, раз так, то для начала помогите найти мою подружку, которая спряталась вон на той лужайке (показывает на магнитную доску).
Воспитатель: Ребята, прежде чем отыскать березку, вспомните, из каких частей она состоит? (Ответы детей (Корень- Ствол- Ветви (крона)). Молодцы, а теперь подойдите к магнитной доске и попробуйте отыскать подружку березы.
Дидактическая игра «Разрезная картинка»
Воспитатель: Вот мы и отыскали одну твою подружку, Березка. Ребята, а как можно ласково назвать ее? Ответы детей (березонька, березка).
Воспитатель: А вот еще как называл ее народ раньше (кучерявая, стройная, кудрявая, скромница, белоствольная).
Воспитатель: Как в любое время года мы можем узнать нашу березку? Ответы детей (по белому стволу, только у березки такой ствол). Такой белой коры не найдешь ни на одном дереве. А как вы думаете, для чего нужны вот эти черные точки на стволе березки? Это детки чечевички — это носик нашей березки, через них она дышит. Вдыхает грязный воздух, а выдыхает чистый.
Береза: Вы так много обо мне знаете. А может вы еще и пословицы знаете?
Ответы детей:
-Береза не угроза: где стоит, там и шумит.
-Когда береза станет распускаться, сей овес.
-Каковы березки, таковы и отростки.
- Березой обогреешься, а не оденешься.
- Каковы березки, таковы и отростки.
Воспитатель: Вот, березонька, какие ребята хорошие пословицы знают.
А сейчас давайте вспомним, как же березу сажают и как за ней ухаживают?
Физминутка «Мы березу посадили»
Мы березку посадили, (приседаем, имитируем посадку дерева)
Мы водой ее полили, (имитируем полив из лейки)
И березка подросла, (встать на носочки, вытянуть руки вверх)
К солнцу ветки подняла, (руки над головой, машем вправо и влево поочередно)
А потом их наклонила, (руки опустить вниз, машем вправо и влево поочередно)
И ребят благодарила. (Поклоны головой.)
На экране появляется березка
Береза: Ой, смотрите, а вы еще одну мою подружку нашли. А чтобы еще одну отыскать, надо загадку отгадать:
У меня есть карандаш, Разноцветная гуашь, Акварель, палитра, кисть И бумаги плотный лист,
А еще – мольберт-треножник, Потому что я … (художник).
Молодцы, загадку вы отгадали. Вспомните еще раз, с помощью чего художник создает свои картины? (кисти, краски, карандаши) А на чем он рисует? (альбом, лист, мольберт). Правильно. Посмотрите вокруг, что из названного есть в нашей комнате? Наверняка, одна из мох подруг там и прячется. (Подходят к мольберту)
Воспитатель: Береза, но ведь на мольберте нет твоей подружки. Правда, ребята? Вы хоть одну березку тут видите? (ответы)
Береза: И то верно. Но мольберт этот непростой, он волшебный! Чтобы найти мою подругу, нужно слова волшебные сказать, опустить кисть в необычный раствор и провести по холсту.
Пальчиковая гимнастика «Падали листочки»
Падали листочки осенью с берёзки (сжимаем кулачок).
Зимушка снежинки вешала на ветки (смыкаем поочерёдно пальчики большой и указательный, большой и средний и т.д.).
А весною почки лопались на ветках (хлопаем в ладоши).
Угощала соком белая берёзка (ручки в горсть — «пьём»).
Летом зеленели листья на берёзе,
Укрывая деток от летнего зноя. (закрывают ладонями голову)
Воспитатель: Прасковья, подойди, попробуй найти березу на листе. (рисует маслом на листе, проявляется рисунок).
Береза: Ой, ребята, вы почти всех моих подруг нашли. Посмотрите, какие они красивые и нарядные стоят.
Воспитатель: да, Березка, вы красивы в любое время года. Ребята, попробуйте вспомнить стихотворения, где наша березка изображена в разное время года
На экране изображена береза осенью
1 ребенок: Стало вдруг светлее вдвое, Двор как в солнечных лучах - Это платье золотое У березы на плечах.
Изображение меняется на березу зимой:
2 ребенок: Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром.
На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой.
Изображение меняется на березу весной:
3 ребенок: Под весенним солнышком во дворе у нас Расцвела березка, радуя всем глаз. Беленькая стройная, рада, что весна, Что в зиму холодную выжила она.
Изображение меняется на березу летом: 4 ребенок: Чуть солнце пригрело откосы И стало в лесу потеплей, Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей. Вся в белое платье одета, В серёжках, в листве кружевной, Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Воспитатель: Ребята, а вы знали, что кора березы называется береста, из нее в давние времена, умельцы изготавливали короба, кузовки, обувь. А еще в те времена на бересте писали, рисовали, так как пергамент стоил дорого. А сейчас у нас вместо пергамента бумага, которую тоже делают из различных видов деревьев. На этой бумаге мы с вами и изобразим остальных подружек нашей Березки. Но прежде чем начать рисовать, нам нужно подготовить пальчики к рисованию.
Пальчиковая гимнастика.
Вот помощники мои, Их сожми и разожми, Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем помогать!
Рисование березки
Посмотрите перед вами на столике лежат листы белой бумаги и гуашь (зеленого, белого и черного цвета).
Я сейчас покажу как рисуется березка. А для этого ребята напомнят мне из каких частей она состоит. (ствол, ветки (крона)). Начинаем рисовании березы со ствола. Берем белую краску и рисуем ствол. А рисуем ствол сверху вниз. А потом его закрашиваем. Следующую краска берем черную и рисуем у березки чечевички – это носик у нашей березки через который она дышит. Дальше надо нарисовать крону у нашей березки. Для этого надо взять зеленую краску нарисовали крону и закрашиваем ее. Ну а теперь вы сами попробуйте нарисовать подруг для нашей Березки. Дети выполняют задание. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь. Молодцы!
Береза: Ой, спасибо, ребята! Вы всех моих подруг отыскали и целую березовую рощу собрали! Теперь мне точно грустно не будет. Проходите вместе со мной в лес, погуляем по роще, подышим свежим воздухом.
Звучит музыка леса.
Дыхательная гимнастика
Воспитатель: Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох. Почувствуйте, какой свежий воздух в березовой роще. Как пахнут листья. Медленно выдыхайте. Еще раз вдохните. Задержите дыхание. Сделайте медленный выдох.
Береза: Вот и заканчивается ваше путешествие. Я была очень рада видеть вас у себя в гостях. А за помощь я приготовила небольшие подарки.
Воспитатель: Ребята, что скажем Березе за подарки. (дети благодарят Березу). А теперь нам пора возвращаться назад. Давайте снова скажем волшебные слова.
Два раза хлопни, Три раза топни, Вокруг себя обернись, В детский сад скорей вернись!
Подведение итогов занятия.
Воспитатель:
Скажите, о чем мы сегодня с вами говорили?
Где гуляли?
Что видели?
Что нового узнали?
Вам понравилось?
Спасибо вам за такое чудесное путешествие. Давайте попрощаемся с нашими гостями и пойдем в группу.
Звучит музыка дети уходят.
|