Цель Приобщение детей к христианской и славянской культуре России комплексом искусств: живопись, духовная музыка, фольклор.
Музыкальный репертуар: Грамзапись «Звоны Киевско-Печерской Лавры», русская народная песня «Во поле береза стояла», игры «Гори-гори ясно»,, «Ручеек». Русская народная песня "Ну-ка, кумушка, покумимся". Обработка Н. Римского — Корсакова
Оборудование: Икона «Троица», репродукции с видами храмов, ветки березы, венки, полотенце, кувшин, башмачки, рубаха, гребешок, балалайка ложки, трещотки, бубен, платочек, корзинки с угощением, коврики. Зал украшен цветами, в центре зала стоит макет березы. Развлечение можно провести на участке, где растут березы.
Задачи:
Образовательные: расширять представление о народных традициях, обрядах наших предков.
Развивающие: развивать интерес к истории и культуре русского народа, способствовать развитию стойкого интереса к малым фольклорным формам.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, любовь к Родине, чувство гордости за свой народ и его наследие. Создать радостное настроение, желание принимать участие в русских народных праздниках.
Предварительная работа: знакомство с русским народным праздником — Троицей, его традициями, разучивание песен, стихов, игр, просмотр иллюстраций картин А.Легашев "Лесной пейзаж с озером".
Дети заходят в музыкальный зал под праздничный колокольный звон. Садятся на стульчики.
Музыкальный руководитель:
В начале лета, когда природа молода и свежа, отмечается светлый праздник – Троица. Троица – это божественный праздник, которому предшествовали чудеса.
Молодежь и дети на праздник Троица идут в луга, плетут венки, водят хороводы, играют в игры.
Березка:
Это я, Березка, в белом сарафане!
Хочется мне, дети, веселиться с вами.
Ведущая: Конечно присоединяйся к нам. Ведь сегодняшний праздник — Троица, еще называют праздником русской березки. В этот день ее прославляли, восхваляли, называли ласковыми словами.
Дети инсценируют русскую народную песню «Во поле береза стояла»
Дети поют:
Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли-люли, стояла,
Люли-люли стояла.
Подходят к мальчику, который спит.
Встань-ка, мой милый проснися,
Ты душа моя пробудися.
Люли-люли, пробудися. (2 раза)
Одна девочка подает мальчику ковш, другая полотенце.
Вот тебе водица, умойся,
Вот полотенце, утрися.
Люли- люли, утрися. (2раза)
Третья девочка подает гребешок, четвертая – икону.
Вот гребешок – расчешися,
Вот тебе икона помолися.
Люли- люли, помолися. (2раза)
(Мальчик ставит икону около макета березы)
Пятая подает башмачки, шестая – рубашку.
Вот башмачки – обувайся,
Вот тебе кафтанчик – оденься.
Люли- люли, оденься. (2раза)
Седьмая подает балалайку.
Вот балалайка, поиграй-ка,
Вот трехструн-ка, поиграй-ка.
Люли-люли, поиграй-ка. (2 раза)
Дети хлопают в ладоши.
А под балалайку попляши-ка,
А по балалайку попляши-ка,
Люли-люли, попляши-ка. (2раза)
Ведущая: Наряжали в этот день березку словно красну девицу- лентами, бусами, платками, полевыми цветами, травой; переплетали ветки между собой.
Ведущая: Давайте, ребята, украсим нашу березку.
Дети читают:
Березка, березка,
Завивайся кудрявая!
Березку завиваем,
Лентой украшаем!
Ведущая: Давайте игры начинать, Да праздник продолжать.
Игра «Завяжи ленты».
Дети делятся на две команды. У каждого в руках — ленточка. Березка держит в каждой руке ветки. Дети по сигналу ведущего по очереди бегут к березке, завязывают ленточку на ветке. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием.
Закличка (проговаривают все дети)
Пусть вьется ленточка-полоска
У солнца в ласковом тепле.
Соединись с землей, березка,
Дай силу травам и земле!
Игра: «Горелки с платочком»
Гори-гори ясно, чтобы не погасло.
Глянь на небо – птички летят,
Колокольчики звенят.
Раз, два не воронь,
А беги как огонь.
Ведущая: По традиции на Троицу девушки кумились друг с другом. Для того чтобы покумиться, нужно улыбнуться через берёзовый веночек и обменяться подарками. Кто покумился, становятся кумушками. Им ссориться нельзя. Сейчас поучимся кумиться.
Девочки поют:
Покумимся, кума, покумимся,
Чтобы нам с тобой не браниться,
Вечно дружиться.
Русская народная песня "Ну-ка, кумушка, покумимся".
Обработка Н. Римского – Корсакова
Дети берут две ветки березы, соединенные лентой в верху (получается арка). Подходит первая пара девочек под арку, проговаривают слова кумления. Пройдя, обнимаются и обмениваются веночками, бусами или любым другим украшением.
После игры вносится корзина с угощеньем.
Ведущая: А заканчивается наше веселье сладким угощением-
Кисельком да крендельком, да вкусным пирогом!
Береза, береза завивайся кудрявая.
К тебе девушки пришли,
К тебе красные пришли.
Пирога принесли со яичницей.
Дети рассаживаются на расстеленные на траве коврики и угощаются.
|