Зданович Оксана Валерьевна. «Песочное рисование как самостоятельное занятие по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

«Песочное рисование как самостоятельное занятие по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Современные родители, занимающиеся развитием речи своего ребенка, всегда находятся в поисках новых и эффективных методов, технологий, игр и упражнений, задействующих пальчики крохи. Можно лепить, клеить аппликации, можно собирать конструктор. Как говориться, что душе угодно. Главным условием здесь выступает интерес ребенка к занятию! Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. А познавательный интерес, связанный с положительными эмоциями, с созданием успеха у ребенка активизируется в условиях игры. Еще педагог Василий Александрович Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».

Всем нам с детства хорошо знакома игра в песок. Это то, что интересно, то с чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Но с песком можно не только играть, а еще использовать его как новый и одновременной простой вид изобразительной деятельности, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. Кто сказал, что рисовать нужно только кисточкой, карандашом или фломастером?

 

Рисование песком или метод «Sand-Art» трудно переоценить – это и уникальная по своим возможностям предметно-игровая среда, и замечательный сенсорный опыт, и широкие возможности применения. Создание рисунков песком помогает детям концентрировать внимание и память, развивать мышление, воображение и фантазию, исследовательский интерес, познавательную активность. Кроме того, использование именно такого материала как песок развивает тактильную чувствительность и моторику пальцев, что очень важно для становления и развития речи ребенка.

Таким образом, можно использовать песок в процессе занятий с нашими детьми как естественной стимулирующей среды, в которой ребенок будет чувствовать себя комфортно и защищено.

Конечно, в идеале, для песочного рисования необходим минимальный набор оборудования и материалов: специальный стол со световой подсветкой; кварцевый песок различной фракции, в том числе цветной; различные вспомогательные средства и аксессуары, например наборы трафаретов и шаблонов, камни, ракушки и любой другой природный материал, для того чтобы показать ребенку все возможности чудесных песочных превращений. Однако, можно и проще, вместо стола использовать обычный неглубокий поднос или достаточно плотный лист бумаги формата А5 (интереснее будет, если лист бумаги подобрать определенного цвета — синего, красного, желтого и т.д.), а вместо наборов — любые мелкие игрушки и фигурки животных, которые найдутся в семье каждого ребенка.

Дети – существа, любящие организацию своего досуга. Даже если ребенок заинтересуется той или иной игрушкой, ему необходимо показать, как ей правильно пользоваться, перед тем как он начнет играть. Так же и с песочным рисованием. При первом знакомстве с песком на плоскости, ребенку можно показать простейшие приемы рисования – насыпание песка тонким слоем и работу пальцами, научить снимать ладонью или кулаком песок определенной конфигурации, затем – как работать двумя руками симметрично, как можно засыпать фигуры песком из кулачка, рисовать линии одним или четырьмя пальцами одновременно, завитки, узоры и точки. Хорошим помощником для родителей здесь будет книга немецкого педагога-практика Мариеллы Зейц «Пишем и рисуем на песке».

А дальше, научить и закрепить на практике как, регулируя силу движения, скорость и ритмичность, высыпая песок кулачком, создается «планета и летательные аппараты», щепоткой песка – «звезды», движением мизинца или ногтем по тонко насыпанному слою песка – «космические орбиты» … И здесь на помощь приходят фантазия и воображение ребенка и взрослого. Так, появляются герои песочных мини-сказок, имитационных игр ( «превращение» любого предмета на песке), невероятных сюжетов. В отдельных случаях можно обыграть созданные рисунки, например, «зажечь» свечи на «песочном» тортике, рассадить приглашенных друзей (мелких игрушек животных и/или людей). И, конечно, процесс рисования на песке, в обязательном порядке, идет с «озвучкой» сказки или истории. Ребенку можно вместе с семьей вслух четко и лаконично озвучивать все свои действия и действия героев, применяя при этом не только существительные и глаголы, но и прилагательные. Для развития речи ребенка дошкольного возраста это очень важно.

Интерес детей к занятиям можно поддерживать за счет регулярной организации выставок фотографий песочных рисунков в социальных сетях или создания арт-альбомов с выполненными детскими работами.

Применение традиционных подходов в развитии мелкой моторики у детей (графические и зрительные диктанты, штриховки, «обводки» и т.д.) не всегда вызывают у ребенка стойкий интерес и желание. Несомненно, наиболее привлекательной для детей технологий, позволяющих уйти от традиционных занятий, основанных на тренировочных упражнениях, является песочное рисование. Занятия с песком побуждают ребенка к творческим экспериментам, более того, объединение такого сенсорного материала как песок с объемными игрушками, фигурками, различным природным материалом способствует закреплению положительных эмоциональных впечатлений от занятий. Что бы мы ни выбрали для обучения и развития ребенка, главное, чтобы это принесло ему удовольствие! Процесс не менее важен, чем результат!

С помощью такого благодатного материала как песок, состоящий из мельчайших частиц, активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях, что самым положительным образом сказывается на общем развитии ребенка.

Просмотров: 467
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие мелкой моторики рук у детей




Другие новости по теме:

  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Главный Редактор. Можно ли самим научить ребенка английскому?
  • Абзалова Наталья Леонидовна. Конспект беседы с родителями на тему: «Можно ли наказывать ребенка»
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Шипачева Екатерина Юрьевна. Организация непрерывной непосредственной образовательной деятельности детей в разновозрастной группе компенсирующей направленности по теме: «Песок всегда, песок везде»
  • Минчакова Наталья Николаевна. Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
  • Баньчукова Надежда Валентиновна. Конспект занятия по рисованию песком на стекле: «Развитие мелкой моторики рук и творческих способностей через рисование песком на стекле»
  • Жукова Татьяна Борисовна. Сценарий праздника посвященного Дню Космонавтики в подготовительной к школе группе на тему: «Если очень захотеть, можно в космос полететь!»
  • Приказчикова Наталия Валентиновна. Проект в рамках экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста «Чтобы ёлку не рубить, ёлку можно смастерить».
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Каракина Ксения Сергеевна. Значение мелкой моторики рук в общем развитии ребенка.
  • Редактор. Вот несколько игр, которые можно организовать с детьми.
  • Евгения Владимировна Ситилкина. Статья на тему «Как важно заниматься физическим развитием ребенка»
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Васильева Марина Александровна. Необходимость развития мелкой моторики в жизни ребенка.
  • Алла Ивановна Будякова. Роль эмоций в развитии речи детей раннего возраста в условиях Дома ребенка»
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Чурилова Елена Александровна. «Можно ли активизировать развитие ребёнка с помощью игр с камушками Марблс?»
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Исмаилова Севиндж Гудрат Кызы. Персональная выставка творческих работ ребенка «Мир глазами ребенка»
  • Ларионова Ирина Александровна. Предметно-развивающая среда как условие развития и саморазвития ребенка дошкольного возраста
  • Молодых Оксана Владимировна. «Можно» и «Нельзя» или Дисциплина для дошкольников: за и против
  • Богатырева Тамара Федоровна. Пособие по развитию мелкой моторики 'Пальчики играют – ум ребенка развивают'
  • Даутова Венера Хамбаловна. Игры для развития речи ребенка раннего возраста
  • Редактор. Как можно украсить пасхальные яйца
  • Редактор. Можно ли развить чувство юмора?
  • Коннова Наталья Борисовна. Тема: « Урок -суд над наркоманией» /при изучении социальных норм и отклоняющего поведения можно провести подобные уроки в 8-10 классах/
  • Редактор. 7 СОВЕТОВ, КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПОЛЬЗОВАТЬСЯ НОЖНИЦАМИ
  • Пушкарева Ольга Сергеевна. Конспекты занятий по активизации и обогащению речи ребенка 4,5 лет с тяжелым нарушением речи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь