Аксёнова Ирина Александровна. Особенности речевого развития ребёнка раннего возраста

Особенности речевого развития ребёнка раннего возраста

Нарушения речевого развития – одна из наиболее часто встречаемых проблем, волнующих как родителей, так и педагогов. Диапазон таких нарушений велик и колеблется от неправильного произношения отдельных звуков до полного отсутствия средств общения. Часто у родителей возникает вопрос: что же является нормой речевого развития?

Наиболее чувствительный, восприимчивый период для развития речи – это период дошкольного возраста. Особенно продуктивным и важным является период раннего и младшего дошкольного возраста. В течение этого времени ребёнок овладевает основными закономерностями языка.

 

Задача родителей в этот период – помочь овладеть ребёнку родным языком, накопить значительный запас слов. Чем больше родители будут разговаривать с ребёнком, тем лучше он будет развиваться. Внимание к ребёнку положительным образом влияет на повышения уровня его интеллекта, обращенная речь является основным стимулом развития мозга в раннем возрасте. У детей раннего возраста с каждым годом словарный запас увеличивается в 3-4 раза. Малыш узнаёт названия многих предметов, начинает пользоваться глаголами, прилагательными. Речь детей к концу третьего года жизни характеризуется появлением сложных предложений. Развитие речи ребёнка тесно связано с его общим психическим развитием. Занимаясь развитием речи, мы способствуем интеллектуальному развитию.

Задержка темпов речевого развития может быть как функционального, так и органического характера.

К задержке речи функционального характера можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребёнку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. Зачастую проявления задержки речевого развития усугубляются частыми болезнями ребёнка, его личностными особенностями, склонностями к упрямству, истерическими реакциями ребёнка и т.д. Если вовремя не обратить внимание на речевые проблемы, они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи и личности ребёнка. Таким образом, успешность развития ребёнка во многом зависит от активной позиции родителей, которые на данном этапе играют ведущую роль в коррекции любых нарушений и становлении психической деятельности. Под руководством специалиста родители могут организовать правильное общение со своим ребёнком, изменить условия его воспитания, стимулировать речевую активность.

Задержка речевого развития органического характера обусловлена несформированностью или недостаточностью сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса) или неврологическими заболеваниями.

Признаки неблагополучного развития речи ребёнка раннего возраста: ребёнок развивается с задержкой; ребёнок перенёс серьёзное заболевание; у ребёнка есть неврологические заболевания; ребёнок не всегда понимает вопросы, не может выполнить простейшие просьбы взрослого; речь ребёнка значительно отстаёт от уровня развития речи его сверстников; ребёнок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.

Чтобы речь малыша развивалась полноценно, необходимы соответствующие условия. Речь возникает при наличии определённых биологических предпосылок и, прежде всего, нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако, речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для её развития одних биологических предпосылок недостаточно. Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребёнка с окружающими людьми.

Очень важно, чтобы в семье для ребёнка были созданы такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, слушать и пересказывать небольшие произведения.

Несколько игр по стимулированию речи детей раннего возраста:

  • «Разговор с самим собой»

Когда ребёнок находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что вы слышите, думаете, видите. Простыми, неторопливыми, доступными предложениями. Например» «Где чашка?», «Я вижу чашку», «Чашка стоит на столе», «В чашке чай», «Я буду пить чай»

  • «Параллельный разговор»

В данном случае родителю предстоит описывать все действия ребёнка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Тем самым как бы подсказываются ребёнку слова, выражающие его опыт, которые впоследствии он начнёт использовать самостоятельно

  • «Провокация или искусственное непонимание ребёнка»

Этот приём помогает ребёнку освоить ситуативную речь и выражается в том, что взрослый нарочно не спешит проявить свою понятливость. Например, если малыш показывает на полку с игрушками и просительно смотрит на вас и вы хорошо понимаете, что ему в данный момент нужно, попробуйте дать ему не ту игрушку. Первой реакцией ребёнка будет возмущение, но это и будет первым мотивом, стимулирующим назвать нужный предмет. При затруднении подскажите малышу «Я не понимаю, что ты хочешь: мячик, куклу или машинку?»

  • «Распространение»

В данном случае требуется продолжать и дополнять всё сказанное малышом. Не требуется принуждать ребёнка повторить за вами, достаточно будет того, что он вас слышит. Например, ребёнок говорит «Суп», взрослый дополняет: «Это овощной суп. Суп едят ложкой». В дальнейшем ребёнок будет самостоятельно расширять и дополнять свои высказывания, используя накопленный словарный запас.

Подготовил:

учитель-логопед Аксёнова И.А.

Просмотров: 657
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • iehibkbyf. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка.
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
  • Ирина Петракова. ПАМЯТКА «КАК ОБОГАТИТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС У РЕБЁНКА»
  • Шааб Татьяна Владимировна. Уровень речевого развития ребёнка – один из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе
  • Елпашева Татьяна Николаевна. Семинар-практикум для родителей (законных представителей) детей раннего дошкольного возраста (1, 6-3 лет) «Использование кинетического песка в период адаптации ребёнка»
  • Туркина Наталья Вениаминовна. Речь ребёнка в руках родителей
  • Полякова Надежда Владимировна. Особенности развития речи детей с задержкой речевого развития
  • Жижакина Наталья Витальевна. Буклет для родителей 'Этапы психофизического развития ребёнка от рождения до года'
  • Абу Айда Ирина Геннадьевна. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА.
  • Умецкая Катерина. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ РЕБЁНКА
  • Морозова Татьяна Алексеевна. Развитие мелкой моторики как средство гармоничного развития ребёнка.
  • Сафронова Кристина Владимировна. Как развить память у ребёнка с задержкой психического развития?
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Соловьева Светлана Леонидовна. Создание центра развития речи в группе – важный фактор познавательно речевого развития детей.
  • Агеева Светлана Витальевна. Буклет «Как развивать речь ребёнка дома»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Ярошенко О.А.. ДОКЛАД НА ТЕМУ: ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
  • Новикова Светлана Александровна. Задержка речевого развития у детей дошкольного возраста
  • Селезнёва Вера. «Сенсорное воспитание-фундамент умственного развития ребёнка»
  • Бакулина Алена. Особенности речевого развития детей-сирот с нарушением ЦНС раннего возраста
  • Панова Елена Николаевна Клочьева Ольга Алексеевна. Тренинг для родителей, имеющих детей с нарушением речевого развития «Игровые приёмы развития артикуляционной моторики и коррекции звукопроизношения»
  • Екатерина Яр. Консультация для воспитателей детского сада «Значение игры для всестороннего развития ребёнка»
  • Каткова Анжела Николаевна. Использование голосо-речевого тренинга для развития и совершенствования речи детей дошкольного возраста
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»
  • Фадеева Ольга Юрьевна. Влияние мелкой моторики на развитие ребёнка раннего возраста
  • Бокучава Светлана Николаевна. Методическая разработка «Игры на липучках – универсальные пособия для всестороннего развития ребёнка!»
  • Андриянова Ольга Владимировна. Дидактические упражнения по теме: «Игры с песком для развития математических способностей ребёнка».
  • Иризбаева Ирина Александровна. Стимуляция речевого развития детей раннего возраста с использованием методов сенсорной интеграции
  • Ларина Олеся Петровна. Дидактическое средство развития/саморазвития ребёнка в технологии «лэпбук» по нравственно-патриотическому воспитанию.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь