Нарушения речевого развития – одна из наиболее часто встречаемых проблем, волнующих как родителей, так и педагогов. Диапазон таких нарушений велик и колеблется от неправильного произношения отдельных звуков до полного отсутствия средств общения. Часто у родителей возникает вопрос: что же является нормой речевого развития?
Наиболее чувствительный, восприимчивый период для развития речи – это период дошкольного возраста. Особенно продуктивным и важным является период раннего и младшего дошкольного возраста. В течение этого времени ребёнок овладевает основными закономерностями языка.
Задача родителей в этот период – помочь овладеть ребёнку родным языком, накопить значительный запас слов. Чем больше родители будут разговаривать с ребёнком, тем лучше он будет развиваться. Внимание к ребёнку положительным образом влияет на повышения уровня его интеллекта, обращенная речь является основным стимулом развития мозга в раннем возрасте. У детей раннего возраста с каждым годом словарный запас увеличивается в 3-4 раза. Малыш узнаёт названия многих предметов, начинает пользоваться глаголами, прилагательными. Речь детей к концу третьего года жизни характеризуется появлением сложных предложений. Развитие речи ребёнка тесно связано с его общим психическим развитием. Занимаясь развитием речи, мы способствуем интеллектуальному развитию.
Задержка темпов речевого развития может быть как функционального, так и органического характера.
К задержке речи функционального характера можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребёнку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. Зачастую проявления задержки речевого развития усугубляются частыми болезнями ребёнка, его личностными особенностями, склонностями к упрямству, истерическими реакциями ребёнка и т.д. Если вовремя не обратить внимание на речевые проблемы, они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи и личности ребёнка. Таким образом, успешность развития ребёнка во многом зависит от активной позиции родителей, которые на данном этапе играют ведущую роль в коррекции любых нарушений и становлении психической деятельности. Под руководством специалиста родители могут организовать правильное общение со своим ребёнком, изменить условия его воспитания, стимулировать речевую активность.
Задержка речевого развития органического характера обусловлена несформированностью или недостаточностью сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса) или неврологическими заболеваниями.
Признаки неблагополучного развития речи ребёнка раннего возраста: ребёнок развивается с задержкой; ребёнок перенёс серьёзное заболевание; у ребёнка есть неврологические заболевания; ребёнок не всегда понимает вопросы, не может выполнить простейшие просьбы взрослого; речь ребёнка значительно отстаёт от уровня развития речи его сверстников; ребёнок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
Чтобы речь малыша развивалась полноценно, необходимы соответствующие условия. Речь возникает при наличии определённых биологических предпосылок и, прежде всего, нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако, речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для её развития одних биологических предпосылок недостаточно. Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребёнка с окружающими людьми.
Очень важно, чтобы в семье для ребёнка были созданы такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, слушать и пересказывать небольшие произведения.
Несколько игр по стимулированию речи детей раннего возраста:
Когда ребёнок находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что вы слышите, думаете, видите. Простыми, неторопливыми, доступными предложениями. Например» «Где чашка?», «Я вижу чашку», «Чашка стоит на столе», «В чашке чай», «Я буду пить чай»
В данном случае родителю предстоит описывать все действия ребёнка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Тем самым как бы подсказываются ребёнку слова, выражающие его опыт, которые впоследствии он начнёт использовать самостоятельно
- «Провокация или искусственное непонимание ребёнка»
Этот приём помогает ребёнку освоить ситуативную речь и выражается в том, что взрослый нарочно не спешит проявить свою понятливость. Например, если малыш показывает на полку с игрушками и просительно смотрит на вас и вы хорошо понимаете, что ему в данный момент нужно, попробуйте дать ему не ту игрушку. Первой реакцией ребёнка будет возмущение, но это и будет первым мотивом, стимулирующим назвать нужный предмет. При затруднении подскажите малышу «Я не понимаю, что ты хочешь: мячик, куклу или машинку?»
В данном случае требуется продолжать и дополнять всё сказанное малышом. Не требуется принуждать ребёнка повторить за вами, достаточно будет того, что он вас слышит. Например, ребёнок говорит «Суп», взрослый дополняет: «Это овощной суп. Суп едят ложкой». В дальнейшем ребёнок будет самостоятельно расширять и дополнять свои высказывания, используя накопленный словарный запас.
Подготовил:
учитель-логопед Аксёнова И.А.
|