Пономаренко Ольга Николаевна. «Театральная деятельность, как одно из средств всестороннего развития дошкольников»

«Театральная деятельность, как одно из средств всестороннего развития дошкольников»«Театральная деятельность, как одно из средств всестороннего развития дошкольников»

Пономаренко Ольга Николаевна, воспитатель, МБДОУ детский сад № 9, ст. Стародеревянковская, Краснодарский край

Аннотация. Статья посвящена возможностям использования разных видов театра в работе с детьми дошкольного возраста для речевого развития, нравственного воспитания и творческого потенциала в дошкольном образовании и воспитании.

Ключевые слова: эмпатия, ряженья, сериация, ковролинография, фелтинг, фильцевание.

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и т.д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество. Поэтому особое значение в дошкольных образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием из детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном мире.

 

Театрализованная деятельность в детском саду – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т. д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.

Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но они значительно реже восхищаются и удивляются, равнодушны ко всему, интересы их ограниченны, а игры однообразны. Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых детей, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение. И именно театр помогает нам справиться с этими проблемами.

Театрализованная деятельность в детском саду тесно связана с развитием связной речи детей, это выражается в театральных приёмах. А именно: знакомство с литературными произведениями; этюды; речевые упражнения для передачи различных чувств; использование различных театральных кукол для иллюстрации к художественным произведениям или обыгрывания; инсценировка художественных произведений (стихи, небольшие рассказы, сказки и др.)

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.

Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в работе детского сада по умственному, нравственному, эстетическому воспитанию дошкольников. Кукольный театр – искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств.

Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения). Игры являются благоприятной средой для творческого и речевого развития способностей детей, так как в них особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Многие виды игр невозможны без речевого оформления и диалогического общения. Между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи и внимания друг к другу. Они учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников и зрителей. Именно в обыгрывании роли дети получают опыт равенства и общения, учатся контролировать друг друга и себя, учатся говорить более понятно и связно, задавать вопросы и отвечать, рассуждать и аргументировать, высказывать предложения и пожелания. Такой вид деятельности привлекает близостью к игре с использованием игрушек, различных кукол, элементов декораций, ряженья.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя раскованно, свободно.

В своей работе я использую разные виды театра: пальчиковый театр — игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора; настольный театр — позволяет познакомить ребенка с действием сериации (выстраивание объектов в порядке возрастания и убывания какого-либо признака), которое одновременно распространяется на разные группы предметов. Это действие является одним из первых мыслительных действий, развивающихся в дошкольном возрасте; ковролинография — является одним из способов совершенствования пальчиковой моторики, интеллектуальных способностей у детей (развивает логическое и творческое мышление у детей, развивает внимание, воображение, память и речь). Данные виды театра очень любят дети раннего возраста.

Перчаточный театр поможет детям перевоплотиться. Старшие дошкольники во время игр с перчаточным театром прекрасно расширяют запас слов, учатся сосредотачиваться, ведь надо придерживаться сюжета сказки. У них развивается логика, мышление, способность к импровизации, чувство ответственности и умение играть в команде. Детям нравится наблюдать за активными движениями кукол на своей руке.

Тростевые куклы и куклы – марионетки. Нужно приложить немало усилий и труда, чтобы твоя кукла ожила и стала более выразительной. Не каждому дошкольнику удается с этим справиться.

Мои воспитанники также любят играть и с ростовыми куклами, активно участвуют в драматизации.

При создании развивающей предметно-пространственной среды для детей мною были созданы условия, учитывающие потребности детей в движении, общении, творчества, что позволяет детям сделать самостоятельный выбор.

В нашей группе оформлен уголок художественно-эстетического развития. В доступном для детей пространстве расположено многообразие изобразительных материалов: карандаши, гуашь, бумага, фломастеры, акварель, формочки для лепнины, трафареты, шаблоны и т.д. Все это способствует развитию творчества, фантазии, мелкой моторики. Так же в этом уголке существует зона «Чудеса Фелтинга». Валяние шерсти (фелтинг: от англ. felt — войлок, фильцевание, фильц, набивание) — это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы.

Для работы в технике валяния мной используется только натуральная шерсть разного цвета, которую особым способом скатывают, сбивают, сваливают с помощью иголок. Первое что необходимо знать об иглах для сухого валяния то, что они, как правило, длинные, имеют зазубрины и чрезвычайно остры. В связи с этим необходимо проявить максимальную осторожность при работе с ними. Поэтому в моей работе с детьми старшего дошкольного возраста используется станок (иглодержатель) для быстроты фильцевания и наперстки. Наличие подложки — важный аспект техники безопасности при валянии. Она должна защитить как пальцы детей, так и поверхность рабочего стола от возможных проколов.

Удобство сухого валяния в том, что для работы не требуется много места и специальное оборудование. Ознакомившись с техникой сухого валяния из шерсти, вы поймёте, как просто создавать красивые и красочные игрушки.

Используя в своей работе разные виды театра, мы решили с детьми изготовить новый вид театра своими руками. С ребятами мы изготовили в технике «фелтинг» персонажей к сказке «Рукавичка», конечно, это очень трудоемкий, кропотливый процесс, но когда мы, сделали всех персонажей, у детей это вызвало море эмоций, они были в восторге. Для них это великолепный потенциал!

И сейчас с помощью этих кукол дети с удовольствием показывают представления малышам и родителям.

Занятия фелтингом развивают у детей художественный вкус, моторику, формируют сенсорное восприятие, формирует умение творчески мыслить, развивают координацию движений, стимулируют мозговую деятельность, а так же воображение и интуицию. Валяние из шерсти оказывает удивительный успокоительный эффект как на ребёнка так и на взрослого человека, помогает научиться концентрироваться и сосредоточиться. А приятные и мягкие ощущения оставляют только положительные эмоции, не говоря уже о радости, которую приносит результат.

Занимаясь с детьми театром, вы сделаете жизнь ваших воспитанников интересной и содержательной, наполните ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное — навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни. В благотворном влиянии театра на детей дошкольного возраста убедится каждый, кто занимается этим радостным и полезным делом.

Просмотров: 524
Категория: По направлениям » Для детского сада » Театр с детьми




Другие новости по теме:

  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Рыббе Инна Анатольевна. Мастер класс «Развитие связной выразительной речи дошкольников средствами различных видов театра» (Театр на прищепках)
  • Кудрина Светлана Юрьевна. Досугая деятельность как средство развития творческого потенциала детей дошкольного возраста
  • Дергунова Виктория Александровна. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
  • Никонова Ксения Ильинична. Опыт работы 'Технология волонтерства как одно из средств развития навыков общения детей раннего и дошкольного возраста'.
  • Кузнецова Наталья Анатольевна. Пальчиковый театр своими руками как средство развития связной речи детей дошкольного возраста.
  • Смолина Альбина Юрьевна. Театрализованная деятельность детей как средство гармоничного развития ребенка.
  • Трусова Снежана Владимировна Тюленева Наталья Владимировна. Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи детей дошкольного возраста
  • Татьяна Владимировна Лимонова. «Театральная деятельность, как средство развития эмоций у детей дошкольного возраста»
  • Бакина Ирина Николаевна Гузева Елена Викторовна. «ИГРЫ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНО-ИГРОВЫХ СРЕДСТВ, ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР».
  • Петрунина Юлия Алексеевна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством игр через разные виды детской деятельности
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Закутаева Лидия Алексеевна. Педагогическая статья «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ОВЗ».
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Цисавий Елена Владимировна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Ходырева Нина Владимировна. Использование информационно — коммуникационных технологий, как одно из средств формирования и развития словаря детей раннего возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
  • Каткова Анжела Николаевна. Использование голосо-речевого тренинга для развития и совершенствования речи детей дошкольного возраста
  • Кожнева Тамара Петровна. Познавательно - исследовательская деятельность как одно из условий развития детей дошкольного возраста
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Зиновьева Наталья Геннадьевна. Театрализованная деятельность как средство развития произвольной памяти у детей 6 года жизни
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Торлопова Татьяна Андреевна. Использование различных приемов работы со сказкой для развития речи детей дошкольного возраста.
  • Татьяна Гунина. Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития
  • Курманова Злата Вячеславовна. Криотерапия как одно из эффективных средств развития графо-моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
  • Сираченко Светлана Николаевна. Дидактические игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста
  • Боева Ирина Николаевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно эстетическому воспитанию для детей старшего возраста «Мир театра» (с использованием ИКТ)
  • Шабалина Илона Юрьевна. Театральная деятельность как средство развития речевой активности детей младшего дошкольного возраста (методическая разработка)
  • Метель Светлана Николаевна. «Роль кукольного театра в воспитании детей дошкольного возраста»
  • Терещенко Наталья Николаевна. Творческая работа «Театрализованная деятельность в детском саду детей старшего дошкольного возраста»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь