МДОУ «Детский сад №5» г. Саратов Музыкальный руководитель Боева Ирина Николаевна
Цель: сформировать представление у дошкольников о театре.
Задачи:
- выявить знания о театре;
- познакомить с устройством театра;
- расширить представления о театральных профессиях;
- обогащение словаря по теме;
- воспитание культуры поведения в общественных местах.
Предварительная работа:
- посещение театра совместно с родителями;
- встреча с актерами кукольного, игрового спектаклей в стенах детского сада;
- знакомство с видами театров с использованием наглядного материала;
- чтение художественной литературы;
- театральная деятельность в детском саду (игры-драматизации, настольные игры, этюды, спектакли и др.)
Оборудование: театральные программы, иллюстрации, мультимедийная презентация
Ход НОД:
Муз. Руководитель:
- Ребята,, недавно мы с вами посещали музей театра в группе №1, Юлия Александровна рассказала и показала нам много интересного, скажите, а что же вам особенно запомнилось?
Дети рассказывают.
Муз. Руководитель:
- Ребята, вы молодцы, многое запомнили, и что-то сумели рассказать.
И сегодня мы еще раз совершим путешествие в мир театра все вместе, и к нам очень хотел присоединиться один мой друг. Да, вы его тоже наверняка знаете!
Все в Цветочном городишке
Знают этого мальчишку.
Коротышку и зазнайку,
Беззаботного …
(Незнайку)
Муз. руководитель:
- Правильно, это Незнайка, но что-то он опаздывает! Может, заблудился в нашем большом городе? Давайте его все вместе позовем!
Дети громко все вместе зовут Незнайку.
С шумом открывается дверь и вбегает Незнайка.
Незнайка:
- Здравствуйте, ребята! Я еле нашел ваш детский сад, но вы мне очень помогли! Как услышал ваши голоса, сразу понял куда мне бежать!
Муз. руководитель:
- Незнайка, вообще-то ты опоздал, и надо извиниться, так делают все вежливые люди, ведь все мы ждали тебя одного.
Незнайка:
- Да, конечно! Ребята, извините меня пожалуйста за опоздания, но я ведь совсем не знаю вашего города!
Муз. руководитель: — поэтому нужно уметь рассчитывать свое время и стараться не опаздывать.
Незнайка: — Я буду стараться!
Муз. руководитель:
- А теперь мы с вами отправляемся в путешествие в мир театрального искусства. В нашем городе очень много театров. О некоторых мы с вами вспомним.
Демонстрация иллюстраций
Муз. руководитель: — Как вы думаете, а как можно узнать, какой спектакль или представление будет идти в театре?
Незнайка: — О, я! Я сейчас расскажу! Прошлый раз ко мне прибежал Пончик, и сказал, что к нам в Цветочный город приехал театр с очень интересными спектаклями!
Муз. р.: — А Пончик откуда это узнал?
Незнайка: — А ему сказал Пилюлькин.
Муз. р.: — А Пелюлькин откуда узнал?
Незнайка: — А ему сказал Знайка!
Муз. р.: — А Знайка откуд узнал?
Незнайка: — Не знаю!!!
Дети высказывают свои предположения.
Муз. руководитель: — А я, кажется, догадываюсь! Знайка увидел афишу, и сам прочитал!
Незнайка: — Но что же такое афиша?
Сначала поинтересоваться у детей помнятли они, что такое афиша.
Муз. р.: — Афиша — это объявление о спектакле, вывешиваемое на видном месте. В ней содержатся данные о месте и времени спектакля, его название и данные о том, кто каких персонажей в спектакле играет. Афиши, как правило, очень яркие, красочные и на них изображены герои предстоящего представления, спектакля (Слайд)
Муз. р.: — Ребята, а когда мы выбрали понравившейся спектакль, что нужно будет сделать? Как же мы можем попасть в театр? Конечно, нужно купить билет на представление. Где можно купить билет?
Дети. В театральной кассе.
Показ слайда 3.
Незнайка: — О, да, да! В театральной кассе! Я помню, там было столько народу, все хотели попасть на спектакль! Но я оказался первым!
Муз. р.: — И как же тебе это удалось, ты наверное, пришел заранее?
Незнайка: — Нет, я прибежал позже всех, но я растолкал всех локтями, и пробрался прямо к окошку кассира! Поэтому я купил билет, и у меня было самое лучшее место в театре, на 1 ряду!
Муз. р.: — Ребята, скажите, так можно вести себя?
Дети рассказывают Незнайке как надо вести себя, и что нельзя делать.
Муз. р.: — А мы следуем дальше. После того как мы купили билет, можно будет пройти в гардероб театра, где люди снимают с себя верхнюю одежду. Ведь театр начинается с вешалки. Сдав одежду в гардероб, каждый получает свой номерок, который терять нельзя! А еще в гардеробе за отдельную плату можно взять бинокль, и потом без очереди после спектакля можно получить свою одежду. (слайд 4)
Незнайка: — И здесь тоже нельзя толкаться?
Дети: — Нет!
Муз. р.: — Из гардероба мы переходим в фойе. Фойе — это помещение, в театре предназначенное для отдыха публики во время антракта или для пребывания зрителей в ожидании спектакля. У каждого театра оно свое. (Слайд 5)
Незнайка: — Ух ты! Какое просторное это ваше фойе! Здесь можно попрыгать, побегать, поиграть…
А ну, ребята, как мы будем бегать по этому вашему фойе? Затопали ногами! Как мы будем прыгать, кто выше!
Муз. р.: — Остановись, Незнайка, театральное фойе – это не спортивный зал! А вы, ребята, как же вы пошли на поводу у Незнайки, топали ногами и прыгали? Разве так можно вести себя в театре?
Дети…
Муз. Р.: — В фойе можно спокойно передвигаясь, рассмотреть портреты актеров, которые служат в этом театре, а так же приобрести программку. Что такое программа?
Дети высказывают свое предположение.
Муз. р.: — Театральная программа это своеобразный печатный путеводитель по спектаклю (слайд 6). Я часто бываю в театре и приобретаю театральные программы, вы можете их рассмотреть.
Воспитатель предлагает рассмотреть театральные программы.
Муз. р.: — Что можно узнать из театральной программы?
Дети высказывают свое предположение.
Муз. р.: — В фойе располагается буфет, в котором можно перекусить (слайд 7)
Незнайка: — Да, в буфете можно не просто перекусить, а от души наесться всякими вкусностями! Мы с Пончиком в театральном буфете как-то набрали и пирожных и мороженого, и газировки, и бутербродов…
Муз. р.: — А когда зазвенел первый звонок, говорящий зрителям, что надо занять свои места в зрительном зале, вы успели съесть все то, что купили в буфете?
Незнайка: — Нет, съесть все мы не успели, мы забрали все с собой в зрительный зал, и доедали там.
Муз. р.: — Вы ели во время спектакля? Шелестели пакетами…
Незнайка: — И чавкали! Сейчас покажу как!
(Исполняет песню «В траве сидел кузнечик» на слова мням, мням, и буль, буль, призывает помочь детей).
Муз. р.: — Ой, Незнайка, не надо учить наших ребят плохому!
Беседа с детьми, почему так нельзя себя вести во время спектакля.
Муз. Р.: — А мы продолжим, звучит звонок. А в театре дают его три раза. Из фойе мы попадаем в зрительный зал (слайд 8). Все театры разные и зрительные залы в них тоже разные, но все они очень красивые. В зрительном зале театра очень много стульев, кресел, и чем их больше, тем больше зрителей вмещает этот зал.
Перед зрительным залом расположена сцена, на которой артисты разыгрывают представление (слайд 9).
Сцена театра большая и украшена занавесом – специальными шторами, которые до начала представления, как правило, закрыты. На сцене расположены кулисы.
Кулисы — это элементы декорации из ткани, располагаемые по бокам сцены.
Но как только занавес открывается, перед нами предстают декорации. Декорации – это украшение места театрального представления. С помощью декораций художники изображают то место, о котором говорится в представлении.
Занавес открыт и на сцене появляются артисты – это люди одетые в красивые костюмы. Каждый артист исполняет свою роль, т.е. изображает своего героя.
Многие мальчики и девочки мечтают быть артистами, а кто-нибудь из вас хотел бы стать артистом?
А как вы думаете легко ли быть артистом?...
Незнайка: — Ой, ребята! Вот что скажу я вам, артистом быть очень не легко! Как-то мы с Пончиком и Кнопочкой решили стать артистами. Спектакль ставил Знайка, он раздал нам роли, а мы их должны были выучить.
Муз. р.: — Ну, и как, выучили?
Незнайка: — Моя роль была самая длинная, я ее так и недоучил! Все время путал слова и заикался от волнения!
А Пончик от волнения все время хотел есть и жевал пирожок, и вместо слов у него получалось сплошное «мнямнямням»
А кнопочка все время хихикала, когда надо было плакать, и что-то невпопад пищала.
И я понял, чтобы стать настоящим артистом, нужно много работать над собой, развивать свою память, уметь смеяться, когда должен смеяться твой герой, уметь заплакать, когда должен плакать твой персонаж.
Воспитатель. — Ребята, мы выяснили, что профессия актера, совсем не легкая, а какие театральные профессии вы еще знаете?
Воспитатель. Чтобы мы с вами увидели спектакль, его готовят люди разных профессий. Сейчас мы с ними познакомимся (слайды 11- 22)
Режиссер
Костюмер
Гример
Декоратор
Осветитель
Музыкальный оформитель
Небольшая информационная справка о каждой профессии.
Муз. р.: — Незнайка, а наши ребята тоже иногда принимают участие в спектаклях, учат свои роли, как настоящие артисты, и сейчас мы покажем тебе и все остальным ребятам отрывок из спектакля «Доктор Одуванчик».
Для этого нам нужны костюмеры, которые помогут артистам одеться, декораторы, которые помогут задекорировать нашу сцену. А в качестве режиссера и осветителя выступлю я. (Отрывок Уточка и Одуванчик, диалог)
Дети и Незнайка смотрят отрывок спектакля.
Незнайка восхищается и хвалит детей-актеров.
Муз. р.: — На этом сегодня мы заканчиваем путешествие в мир театра, но театральный мир настолько богат и интересен, что знакомиться с ним можно всю жизнь. И к этой теме мы еще вернемся, ведь нас свами ждет театральная викторина, в которой примут участие команды старших групп №5, 11, 12
До новых встреч!
|