автор Андрюкова Ю.С., соавтор Малинкина О.А.
Ход НОД.
Воспитатель: Ребята, закройте глаза и представьте,
Ярко светит солнце,
Дует легкий ветерок,
Мы вдыхаем его чистый, свежий воздух.
Вам хорошо и приятно
Мы хотим жить в мире с природой
И будем с друзьями защищать все живое.
У каждого жителя Земли есть своя Родина – это место где он родился и живет. Как называется наша Родина? (дети называют страну, область, город.)
Организационный момент. В зал входит Незнайка, под мышкой сверток карты Ростовской области.
Незнайка: Добрый день, мои друзья!
Надеюсь, узнали вы меня?
Ребята пока я шел, и что-то интересное нашел. Посмотрите, что это такое?
Воспитатель: Ксюша тебе, что ни – будь, напоминает?
(Это карта Ростовской области)
Воспитатель: Незнайка дети знают, что это карта нашей Ростовской области.
Ребята как вы думаете, может ли карта рассказать нам о чем – ни будь? О чем? (воспитатель выслушивает ответы детей)
Незнайка: Да какая это карта? На карте должен быть метка, где спрятан клад.
А здесь метки нет. Зачем тогда карта?
Воспитатель: — Незнайка по карте можно узнать многое. Сейчас тебе ребята расскажут. Коля что это за синие линии? Правильно, это реки. Как называется самая главная река нашей области? (Дон). Посмотрите, на карте есть еще темно- желтый и желтый цвет. Как вы думаете, что он означает? Конечно, это степи. Если смотреть на наши донские степи издали, то они кажутся пестрым ковром из-за множества растений.
Незнайка: Вот это да? Как много можно узнать по карте.
Воспитатель: Предлагаю вам присесть, и посмотреть красоту нашего родного края.
Видеоролик: Донской степи.
Воспитатель: А вы знаете, какие растения растут в наших степях? (воспитатель выслушивает ответы и предположения детей)
Д/ игра «Угадай растение».
Незнайка: Я не знал, что в степи столько много цветов.
Воспитатель: Предлагаю вам превратиться в цветы.
Физминутка: «Цветы на лугу»
На лугу растут цветы (руки вверх)
Небывалой красоты (раскрыть ладошки)
К солнцу тянутся цветы (потянуться)
С ними потянись и ты.
Ветер дует иногда (взмахи руками)
Только это не беда
Наклоняются цветочки (наклоны)
Опускают лепесточки
А потом опять встают
И по-прежнему цветут (руки поднять, пальцы рук раскрыты).
Слайд № 1.
Воспитатель: Ребята посмотрите, почему наш экран красного цвета, чтобы это могло значить? (красный цвет – это сигнал опасности, предупреждения.)
Слайд №2.
Воспитатель: А где еще можем встретить сигнал предупреждения?
(Пожарная машина красного цвета, на машинах красный свет фар предупреждает об остановке машины, «красный сигнал» у светофора – проезда или прохода нет)
Слайд №3.
Воспитатель: Что это такое?
(Книги стоят на полке)
Незнайка: А причем тут книги? Что все книги нас о чем – то предупреждают?
(Нет, только Красная книга)
Воспитатель: Ребята, а кто знает, что это за книга и почему она красного цвета?
(Это книга, в которую занесены растения, животные, птицы, которых осталось мало.)
Незнайка: Говорите животные, птицы, растения, а вы слышали что-нибудь о лекарственных растениях. Что на них таблетки растут?
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Узнай и назови», а ты Незнайка послушай, как называется растение и где оно применяется.
Незнайка: Степь как сказочное царство
Там кругом растут лекарства
В каждой травке, в каждой ветке
И микстура и таблетки.
-Я теперь всегда буду рвать растения, ведь они так полезны.
Воспитатель: А ты Незнайка знаешь правила сбора растений?
Незнайка: Да знаю, знаю. Вы думаете если меня зовут Незнайка то я ничего не знаю. Проходите все за мной. Я сейчас вас научу. Представьте себе, что это полянка с подорожником, нужно сорвать и к ранке приложить.
Катя правильно ли Незнайка собирает растения.
Научи Незнайку как правильно собирать крапиву. (ребенок показывает, рассказывает о способе сбора растений).
Незнайка: Спасибо, что научили меня правильно собирать растения. Ребята на карте еще есть зеленый цвет, что он означает? (Лес)
Воспитатель: Лесов в Ростовской области мало. Поэтому люди сами высаживают деревья. Зачем нам нужны леса? (деревья снабжают нас кислородом, в лесу растут ягоды, грибы; лес — дом для птиц и зверей). Знаете ли вы как нужно вести себя в лесу?
Д/ игра «Что означает этот знак».
Незнайка: каких птиц нашего края вы знаете? Попробуем узнать их по голосам.
Д/ игра «Узнай по голосу».
(Дети слушают аудиозапись голоса птицы, показывают ее на картинке и называют: воробей, скворец, ласточка, голубь, сорока, ворона).
Воспитатель: молодцы ребята! Много птиц знаете. А вот деревья, которые растут в наших лесах, узнать по листу сможете?
Д/ и «Узнай дерево».
(тополь, ясень, вяз, береза, дуб, верба, клен).
Незнайка: а на этих картинках — животные и птицы Ростовской области.
А вот, чтобы узнать, какие птицы и звери здесь изображены, вам надо потрудиться. Я разрезал их портреты на геометрические фигуры и все перепутал. Попробуйте их собрать.
Д/ игра «Собери картинку».
Незнайка:: Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились. (подходит к карте). Оказывается, по карте можно узнать многое. Синие волнистые линии это реки, зеленый цвет – это леса, а желтый и темно- желтый цвет это степи.
Мне понравились степи весной когда цветут лазорики, ирисы. И хотелось бы, показать такую красоту моим друзьям.
Воспитатель: Мы можем нарисовать картину и подарить ее тебе. (дети способом примакивания рисуют цветущую степь, и дарят ее Незнайке.)
Незнайка: Спасибо ребята, пойду и покажу такую красоту друзьям. До свидания!
Воспитатель: Действительно природа нашего края красива и многообразна, и ее надо беречь. Поэтому люди создают специальные заповедники, где собирают редких животных, растений, птиц охраняют их. В Ростовской области их несколько. Это Ростовский Государственный заповедник, заказник «Горненский», природный заказник «Цимлянский», природный парк «Донской», заповедные Персиановские степи.
- Ребята вы заслужили награду, и можете смело носить значок «Друзья природы». (воспитатель дарит детям значки)
|