«Роль кукольного театра в воспитании детей дошкольного возраста»
Кукольный театр — воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ — кукла, петрушка, и декоративное оформление и музыка – песня, музыкальное сопровождение.
Умелое использование кукольного театра оказывают большую помощь в умственном, нравственном, эстетическом воспитании дошкольников.
Дошкольники любят смотреть спектакли кукольного театра. Он им близок, понятен, доступен. Дети видят на ширме знакомые и любимые куклы: мишку, кошку, зайку, собачку, которые ожили, заговорили, задвигались, стали ещё интереснее.
Однако нельзя рассматривать кукольный театр как развлечение. Очень важно его воспитательное значение.
В дошкольном возрасте у ребёнка начинают формироваться отношение к окружающему, характер, интересы. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, трудолюбия, правдивости. Дети быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, предупреждают об опасности, дают советы, оказывают помощь героям спектакля. Кукольный театр доставляет дошкольникам большую радость. Лучше всего начинать с небольших простых сценок.
Из всех видов кукольного театра в детских садах наибольшей популярностью пользуются: театр картинок (фланелеграф), театр игрушек и театр петрушек. Он более прост в изготовлении и показе. Картинки на картоне тоже плоские. На сцене – столе расставляют картонные декорации и с помощью подставок передвигают картонные раскрашенные рисунки. Очень хорошо, если музыка будет в каждом спектакле кукольного театра: чтобы дети послушали и сами спели песенку, посмотрели пляску кукол, промаршировали под музыку в перерыве.
Пальчиковый театр – театр актёров любимых детьми.
Ребёнок надевает героя на палец и сам действует за персонажа изображённого на руке.
В театре игрушек и петрушек – всё объёмное, в этих театрах используют обычные детские куклы и игрушки.
Эта форма работы очень интересна и полезна, заслуживает всяческой поддержки со стороны взрослого. Такие показы развивают глубже у детей художественные способности, учат их понимать и переживать содержание литературных произведений.
Занятия с детьми театром в дошкольном учреждении позволяют разнообразить жизнь воспитанников, сделать её интересной и содержательной, наполнив её яркими впечатлениями и радостью творчества.
На базе нашего детского сада проводился кружок «Сами сказку сочиним» для детей подготовительной к школе группы. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, при этом выражая своё собственное отношение к добру и злу. Излюбленные герои становятся образцами для подражания дошкольника. Способность ребёнка к подражанию позволяет педагогу через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на воспитанников. Дошкольники могут решить проблемные ситуации от лица персонажа, преодолеть робость, неуверенность в себе и застенчивость.
Проводимые с ребятами кукольные спектакли, такие как: «Попробуем измениться», «Постучимся в теремок», «Играем пальчиками». «Жили – были», «Золотой ключик», «Зайкина избушка», доставили детям много радости, удовольствия, эмоционально украсили нашу жизнь.
Вся проводимая работа способствует развитию речи ребёнка, умению выражать свои чувства, эмоции, мысли, проявлять максимум творчества.
Список использованных источников:
- Гальцова Е.А. «Театрализованные занятия с детьми» — Волгоград, 2008г.
- Гальцова Е.А. «Инсценировки, миниатюры, постановки для детей» — Волгоград, 2009г.
- Караманенко Т.Н. «Кукольный театр дошкольникам» М. Просвещение, 2008 г.
- Трифонова Н. «Кукольный театр своими руками» — М. «Айрис пресс», 2001 г.
|