Роль театра в воспитании детей дошкольного возраста
«Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге»
Вольтер
О театре как средстве воспитания говорили многие великие люди. Театрализованная деятельность занимает особое место среди разнообразных
форм обучения и воспитания, всестороннего развития детей.
Можно выделить детский театр (спектакли разыгрываются силами детей)
и театр для детей (например, театр юного зрителя – ТЮЗ) — профессиональный театр, предназначенный для детской аудитории.
Сегодня существует огромное количество театральных кружков и студий, в том числе на базе дошкольных учреждений, которые по силе воспитательного воздействия не уступают профессиональным театрам.
Занятия театрализованной деятельностью помогают дошкольникам
строить взаимодействие и общение друг с другом с учётом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей. Дети учатся на себя смотреть со стороны, изображать разные характеры и поступки, проявляют
при этом поддержку, взаимопомощь и т.д. Выступления перед аудиторией
формирует у них уверенность в себе, опыт социальных навыков поведения,
способствует развитию у дошкольников всех компонентов речи. Ведь участие в спектакле предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. При этом «выход к зрителям», который и для взрослого человека является испытанием, требует особой подготовки. Детям нравится разыгрывать небольшие этюды, перевоплощаться в героев знакомых сказок. Они с удовольствием участвуют
в создании декораций, оформлении сцены.
Выбор спектакля – дело сложное. Лучше, если педагог примет это решение вместе с детьми. При этом следует помнить, что ни один ребёнок не
должен остаться без роли. Как известно, не бывает маленьких ролей, поэтому
в спектакле должны участвовать все дети. Следует помнить, что у ребят должен быть выбор. Кто — то захочет быть «режиссёром» или «оформителем» спектакля, а может быть и зрителем. Не надо настаивать,
если ребёнок не хочет брать какую – либо роль, при этом важно отметить его
любое участие в подготовке спектакля.
Роль воспитателя, музыкального руководителя в организации театрализованной деятельности, несомненно, велика, но велики и трудности, с которыми им приходится сталкиваться, В первую очередь, это загруженность, когда на творчество не остаётся времени. Кроме того многие педагоги недопонимают значение театрализованной деятельности для развития дошкольников. Часто в детском саду и семьях воспитанников знакомство с театром носит поверхностный характер. В связи с этим участие
детей в театрализованной деятельности происходит без специальных знаний.
Совместная творческая деятельность детей и взрослых всегда эффективна, поэтому родителей воспитанников следует привлекать к участию в театрализованных занятиях, праздниках, причём в качестве не только зрителей, но и исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т.д. Это поможет им лучше узнать своего ребёнка, особенности его характера, темперамента. О значении театра в воспитании детей следует рассказывать родителям на консультациях, круглых столах.
Педагог может посоветовать посетить с ребёнком тот или иной спектакль, потом обсудить с ним увиденное и сделать иллюстрации.
Галереей таких рисунков можно украсить холл детского сада в честь Всемирного дня театра, ежегодно отмечаемого 27 марта.
В нашем ДОУ дети с удовольствием занимаются театрализованной
деятельностью. Вот уже несколько лет осуществляется приобщение ребят к театральному искусству посредством занятий в кружке «Арт – фантазия».
Сколько положительных эмоций получают дошколята и от репетиций, и от самих спектаклей. И это не случайно, ведь в роли артистов часто выступают их мамы и папы. А какой восторг вызывают у ребят совместные посещения
спектаклей городского драмтеатр имени Е. Лебедева, названного в честь
известного артиста, проживающего ранее в нашем городе.
Итак, театр учит и детей и взрослых видеть прекрасное в жизни и людях, заставляет сердце биться сильнее, стремиться к прекрасному и доброму.
Драмтеатр имени Е.Лебедева
|