«Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников»
Актуальность данного направления определяется тем, что театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования коммуникативных навыков ребенка, развития его творческих способностей.
С театрализованной деятельностью тесно связано совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру, расширяет кругозор, благоприятно влияет на развитие психо-эмоциональной сферы.
В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста.
В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям — прежде всего детям – осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, — невозможно. Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.
Выразительная речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.
Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, умело поставленные вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка,
приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).
Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать проблемные ситуации опосредованно от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребёнка.
Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства.
Изучив современную методическую литературу, я выбрала материал для внедрения их в практику своей группы, а также пришла к выводу, что используя данный материал, можно повысить интерес к театрально – игровой деятельности, расширить представления детей об окружающей действительности, совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки.
С января 2014 года в системе дошкольного образования вышел нормативный документ, который стал определяющим в принципах и подходах организации современного
Пункт 1.6. настоящего документа гласит «Стандарт направлен на решение следующих задач», одной из которых является — «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, развития его коммуникабельности. Дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом формирования коммуникативных свойств характера. Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.
Диагностика.
После проведения диагностики результаты оказались следующими:
- интерес к театрализованной деятельности со средним уровнем проявило 10 человек (66, 7%), с высоким уровнем – 5 человек (33, 3%)
- умение давать оценку поступкам со средним уровнем – 10 человек (66, 7%), с низким уровнем – 2 человека (13, 3%), с высоким уровнем 3 человека (20%)
- владение выразительностью речи со средним уровнем – 6 человек (40%), с низким уровнем – 8 человек (53, 3%), с высоким уровнем – 1человек (6, 7%)
- понимать эмоциональное состояние со средним уровнем -13 человек (86, 6%), с низким уровнем – 1 человек (6, 7%), с высоким уровнем – 1 человек (6, 7%)
- сопереживание героям сказок -11 человек (73, 2%), с низким уровнем – 2 человека (13, 4%), с высоким уровнем – 2 человека (13, 4)
- вживание в образ со средним уровнем -10 человек (66, 6%), с низким уровнем – 3 человека (20%), с высоким уровнем — 2 человека (13, 4%).
Сравнив результаты диагностических исследований, я пришла к тому, что удалось добиться положительных результатов в следующих разделах:
- интерес к театрализованной деятельности на 54%
- умение давать оценку поступкам на 61%
- владение выразительностью речи (здесь потребовалась углубленная и индивидуальная работа с детьми) на 42%
- понимать эмоциональное состояние на 39%
- сопереживание героям сказок на 44%
- вживание в образ на 57%.
Результат проделанной работы:
- У детей повысился интерес к театрально – игровой деятельности.
- Усовершенствовались исполнительские умения детей в создании художественного образа.
- Расширились представления детей об окружающей действительности.
- Обогатился и активизировался словарь детей.
- Усовершенствовалась интонационная выразительность речи.
- Развивалась память, мышление, воображение, внимание детей.
- Усовершенствовалось умение детей правильно оценивать свои и чужие поступки.
- Дети учились понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё.
Рекомендации родителям:
- Чтение произведений художественной литературы, устного народного творчества.
- Проводить беседы по содержанию прочитанных произведений.
- Анализировать характеры персонажей, давать оценку их поступкам.
- Предлагать детям задания, игры, упражнения на развитие памяти, мышления, выразительной речи, мимики, жестов.
- Постановка спектаклей, драматизация сказок в семейном кругу.
- Посещение театров.
- Принимать участие в тематических вечерах, праздниках, развлечениях.
Алгоритм самообразования.
Я считаю, что необходимо:
- Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
- Изучение учебной и научно-методической литературы;
- Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
- Изучение новых программ и педагогических технологий;
- Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
- Повышение общекультурного уровня.
Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.
- Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
- Проявление творческого потенциала педагога;
- Пропаганда своих достижений;
- Развитие исследовательской деятельности.
Алгоритм деятельности по самообразованию.
Выбор темы, обозначение мотивации педагога в зависимости от потребности в углубленном изучении данной темы:
- Желание педагога углубить и систематизировать знания по интересующей теме
- Отсутствие системы знаний по данной теме, слабое владение методикой организации работы с детьми по данной теме.
Подбор научно-методической литературы по данной теме.
Посещение районных методических мероприятий, методических объединений, семинаров и других форм работы с педагогами.
Изучение передового педагогического опыта по выбранной теме.
Использование современных подходов в организации работы с родителями по обозначенной теме (консультации, викторины, дискуссии и др.)
Апробация новых моделей взаимодействия с воспитанниками по выбранной теме в процессе организации различных видов деятельности (проектная деятельность, моделирование, интеграция).
Участие в коллективных просмотрах педпроцесса внутри ДОУ и других ДОУ.
Подготовка материала для обобщения своего опыта работы.
Подготовка отчета о проделанной работе по самообразованию (выступление на педсовете)
Организация театрализованной деятельности в ДОУ в соответствии ФГОС к структуре и содержанию ООП ДО
Организация театрализованной деятельности в ДОУ в соответствии ФГОС к структуре и содержанию ООП ДО
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки; развивается и совершенствуется речь, активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняя соответствующую роль, ребенок поневоле упражняется в четком, ясном, понятном изъяснении. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный, зримый результат. Театрализованная деятельность способствует развитию эмоциональной сферы ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгранные события.
Задачи и содержание работы.
Прежде всего необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок.
В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки.
Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении.
От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается.
Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок.
Знакомство с театральной куклой — бибабо – и театрализованными играми лучше начинать в первой младшей группе. Малыши смотрят драматизированные сказки и другие инсценировки, которые поставили воспитатели или старшие дошкольники, — это создает радостную атмосферу.
2-ая младшая группа: дети последовательно знакомятся с видами театра, основами актерского мастерства.
Средняя группа: кукольный спектакль объединяется с театрализованной игрой. Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, т. к. здесь ему помогает ширма, за которой он прячется от зрителя. Те, кто преодолевает робость, участвуют в инсценировке как актеры драматического театра (игра-драматизация).
Старшая группа: все дети участвуют в театрализованных играх и драматизациях.
Из многообразия средств в детском саду рекомендуют:
- во 2-ой младшей группе – имитировать характерные движения сказочных животных;
- в средней группе обучать элементам образных выразительных средств (интонаций, мимике, пантомиме);
- в старшей группе совершенствовать образные исполнительские умения;
- в подготовительной группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку.
Имитационным движениям можно обучать на физкультурных, музыкальных занятиях, утренней гимнастики, в процессе наблюдений за явлениями окружающей жизни.
Классификация театрализованных игр
Кукольный театр — это волшебный мир — одна из самых великих моделей Человека и Человечества. В отличие от драматического театра, где играют не куклы, а живые люди, кукольный театр более долговечен. Его актеры способны жить много столетий, и любая музейная кукла, ведомая рукой опытного кукловода, в любой момент способна ожить и сыграть перед нами ту самую кукольную комедию, которой восхищались зрители — короли, ремесленники, дворяне, купцы, наемные солдаты — и сто, и двести, и четыреста лет назад.
Игры в кукольный театр:
- Настольный театр.
- Театр на руке.
- Напольные куклы.
- Стендовый театр.
- Верховые куклы.
- Театр живой куклы
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности
Игры — драматизации
Инсценирование потешек
Инсценирование небольших сказок
Инсценирование песен
Инсценироваание небольших литературных текстов
Творчество детей
Игры — спектакли характеризуются переносом акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Их можно рассматривать как разновидность художественной деятельности,
Игры – спектакли
Драматический спектакль
Музыкально-драматический спектакль
Детская опера
Спектакль на хореографической основе
Спектакль ритмопластики
Пантомима
Мюзикл
Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное ненавязчивое педагогическое средство, так как он сам испытывает при этом удовольствие.
Требования к театрализованной игре
Разнообразие тематики содержания.
Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса.
Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.
Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованных игр.
Требования к занятиям, включающим театрализованную игру:
Развитие речи и навыков театральной исполнительской деятельности.
Создание атмосферы творчества.
Развитие музыкальных способностей.
Социально-эмоциональное развитие.
Театрализованное занятие включает в себя-
Просмотр кукольных сценок.
Театрализованной игры.
Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
Беседы о театре.
Упражнения по формированию выразительности исполнения песенного, танцевального творчества.
Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
Эти виды театрализованных игр с успехом используется в разновозрастной группе. Объединение детей на художественном материале, на совместных положительных эмоциях и общих переживаниях помогает решать, помимо общих задач, еще и такие, как умение старших детей занять малыша, развлечь его, доставить ему радость и удовольствие.
В условиях разновозрастной группы, объединяющей детей с различным опытом развития, важно умело подобрать произведения, которые могут служить материалом для совместных игр-драматизаций и которые будут использованы только в подгруппах.
Все проведенные выше мероприятия способствуют формированию социально-необходимых навыков и знаний, повышению общей культуры дошкольника.
В заключении отметим, что театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры в разных видов искусства, которые находят свой воплощение в театрально-игровой деятельности.
|