Кукольный театр в системе дошкольного образования
Автор:
Свищева Виктория Михайловна, воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 50 «Светофорик» город Невинномысск Ставропольского края
В соответствии с п. 1.2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» такой стандарт разработан с учетом соблюдения такого принципа как реализация образовательной программы дошкольного образования в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка [1].
Возникает вопрос о роли кукольного театра в развитии детей подготовительной группы дошкольной образовательной организации. Позволяет ли кукольный театр дошкольному педагогу (воспитателю) формировать необходимые умения, которые обозначены в стандарте как целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования?
Для того, чтобы ответить на эти вопросы, прежде необходимо определиться с основными целями дошкольного образования, определенными в федеральном государственном образовательном стандарте (далее – стандарте), а также определить особенность восприятия детьми игрушек, которые играют роли в кукольном театре.
Одними из перечисленных в стандарте целевых ориентиров являются: проявление инициативы, самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, в иной деятельности; способность выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности, обладание развитым воображением, в, первую очередь, через игру; возможность различать условную и реальную ситуации, умение подчиняться разным правилам поведения и социальным нормам; умение достаточно хорошо владеть устной речью, умение выражать свои мысли, чувства и желания и другие социальные ориентиры.
Определяя роль игрушек в жизни ребенка, можно отметить, что игрушка привычна ему знакома, она для него – бытовая вещь, то есть «игра игрушек в театре – естественное продолжение повседневной домашней игры ребенка» [2]. Таким образом, детям дошкольного возраста, в том числе, подготовительной группы, совершенно легко воспринимать спектакль в театре кукол.
Тем не менее, необходимо научить детей разграничивать реальность от игры, так как часто в кукольном театре осуществляется совместное творчество кукол и дошкольников, к которым куклы могут обращаться в процессе спектакля. Чтобы этого не допускать, необходимо каждому ребенку «примерить на себя» роль какого-либо персонажа кукольного театра. Дети, приводящие в движение свою куклу, играя ею, начинает понимать и осознавать, что перед ними игра.
Специфика работы дошкольных учреждений позволяет говорить об углублении противоречия между признанием роли игры в развитии ребенка в дошкольном возрасте и превалирование учебной деятельности в педагогическом процессе. Это дает возможность утверждать, что использование кукольного театра в дошкольном образовании и воспитании весьма актуально на всех этапах образовательного и воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, особенно в группах детей старшего дошкольного возраста, так как это определяет их уровень готовности к школе. Тем более, что через театрализованную деятельность могут быть раскрыты потенциальные возможности ребенка, его скрытого таланта. Формируя содержание показываемого представления, воспитателю также необходимо учитывать особенности развития детей в группе, так как кукольный театр – один из способов переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций [3].
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что посредством использования в педагогической деятельность кукольного театра формируются духовно-нравственная, воспитательная функции, так кукольный театр – это вид воздействия, наиболее доступное и близкое детскому восприятию.
Так как спектакль посредством кукольной театрализации производит на детей сильное впечатление, педагогу, использующему кукольный театр как один из способов развития детей дошкольного возраста, необходимо корректно подходить к выбору выразительных средств, содержанию материала, так как воздействие на зрителя дошкольного возраста посредством кукольного театра значительно.
Литература:
- Приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. № 265. 2013.
- Берман В.Л. Общекультурные функции театра кукол // Омский государственный технический университет. 2008. № 3 (78). С. 209-212.
- Сабодаш О.А. Использование кукольного театра в дошкольном образовании и воспитании // Вестник Череповецкого государственного университета. 2011. № 3. Т. 2. С. 125-128.
|