Свищева Виктория Михайловна. Кукольный театр в системе дошкольного образования

Кукольный театр в системе дошкольного образованияКукольный театр в системе дошкольного образования

Автор:

Свищева Виктория Михайловна, воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 50 «Светофорик» город Невинномысск Ставропольского края

В соответствии с п. 1.2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» такой стандарт разработан с учетом соблюдения такого принципа как реализация образовательной программы дошкольного образования в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка [1].

 

Возникает вопрос о роли кукольного театра в развитии детей подготовительной группы дошкольной образовательной организации. Позволяет ли кукольный театр дошкольному педагогу (воспитателю) формировать необходимые умения, которые обозначены в стандарте как целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, прежде необходимо определиться с основными целями дошкольного образования, определенными в федеральном государственном образовательном стандарте (далее – стандарте), а также определить особенность восприятия детьми игрушек, которые играют роли в кукольном театре.

Одними из перечисленных в стандарте целевых ориентиров являются: проявление инициативы, самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, в иной деятельности; способность выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности, обладание развитым воображением, в, первую очередь, через игру; возможность различать условную и реальную ситуации, умение подчиняться разным правилам поведения и социальным нормам; умение достаточно хорошо владеть устной речью, умение выражать свои мысли, чувства и желания и другие социальные ориентиры.

Определяя роль игрушек в жизни ребенка, можно отметить, что игрушка привычна ему знакома, она для него – бытовая вещь, то есть «игра игрушек в театре – естественное продолжение повседневной домашней игры ребенка» [2]. Таким образом, детям дошкольного возраста, в том числе, подготовительной группы, совершенно легко воспринимать спектакль в театре кукол.

Тем не менее, необходимо научить детей разграничивать реальность от игры, так как часто в кукольном театре осуществляется совместное творчество кукол и дошкольников, к которым куклы могут обращаться в процессе спектакля. Чтобы этого не допускать, необходимо каждому ребенку «примерить на себя» роль какого-либо персонажа кукольного театра. Дети, приводящие в движение свою куклу, играя ею, начинает понимать и осознавать, что перед ними игра.

Специфика работы дошкольных учреждений позволяет говорить об углублении противоречия между признанием роли игры в развитии ребенка в дошкольном возрасте и превалирование учебной деятельности в педагогическом процессе. Это дает возможность утверждать, что использование кукольного театра в дошкольном образовании и воспитании весьма актуально на всех этапах образовательного и воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, особенно в группах детей старшего дошкольного возраста, так как это определяет их уровень готовности к школе. Тем более, что через театрализованную деятельность могут быть раскрыты потенциальные возможности ребенка, его скрытого таланта. Формируя содержание показываемого представления, воспитателю также необходимо учитывать особенности развития детей в группе, так как кукольный театр – один из способов переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций [3].

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что посредством использования в педагогической деятельность кукольного театра формируются духовно-нравственная, воспитательная функции, так кукольный театр – это вид воздействия, наиболее доступное и близкое детскому восприятию.

Так как спектакль посредством кукольной театрализации производит на детей сильное впечатление, педагогу, использующему кукольный театр как один из способов развития детей дошкольного возраста, необходимо корректно подходить к выбору выразительных средств, содержанию материала, так как воздействие на зрителя дошкольного возраста посредством кукольного театра значительно.

Литература:

  1. Приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. № 265. 2013.
  2. Берман В.Л. Общекультурные функции театра кукол // Омский государственный технический университет. 2008. № 3 (78). С. 209-212.
  3. Сабодаш О.А. Использование кукольного театра в дошкольном образовании и воспитании // Вестник Череповецкого государственного университета. 2011. № 3. Т. 2. С. 125-128.
Просмотров: 604
Категория: По направлениям » Для детского сада » Театр с детьми




Другие новости по теме:

  • Метель Светлана Николаевна. «Роль кукольного театра в воспитании детей дошкольного возраста»
  • Цисавий Елена Владимировна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Шестерикова Наталия Николаевна. Отличительные особенности Федеральных государственных требований дошкольного образования от Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
  • Андреенко Татьяна Александровна. Положение о рабочей группе по подготовке к внедрению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО)
  • Рычагова Елена Сергеевна. Нестандартный стандарт дошкольного образования: Дошкольник как субъект образовательного процесса (проблема индивидуализации образования)
  • Андреенко Татьяна Александровна. ДОРОЖНАЯ КАРТА по введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)
  • Пикулева Елена Васильевна. Формирование развивающей предметно-пространственной среды в группе с учетом требований Федерального государственного стандарта дошкольного образования.
  • Валитова Мария Викторовна. Филумика, как средство развития творческих способностей детей в системе дошкольного образования в современных условиях.
  • Рычагова Елена Сергеевна. Нестандартный стандарт дошкольного образования: чему и как учить в дошкольном детстве
  • Бражникова Алла Валериевна. Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ в системе дошкольного образования в современных условиях.
  • Кангина Ирина Юрьевна. Роль театра в воспитании детей дошкольного возраста
  • Цветкова Евгения Владимировна. Взаимодействие с семьей как необходимое условие качественного дошкольного образования ребенка.
  • Тарасова Екатерина Петровна. Рабочая программа дополнительного образования для детей среднего дошкольного образования. Кружок «Капитошка» для среднего дошкольного возраста.
  • Кузнецова Наталья Анатольевна. Пальчиковый театр своими руками как средство развития связной речи детей дошкольного возраста.
  • Злобина Валентина Васильевна. «Встреча с Санкт-Петербургом» как форма краеведческого образования детей старшего дошкольного возраста.
  • Козлова Евгения Викторовна. Подготовка детей к обучению в школе с учетом требований ФГОС дошкольного образования и начального общего образования
  • Порубова Наталья Михайловна. «Формирование этнокультурных компетенций детей старшего дошкольного возраста посредством дополнительного образования в условиях реализации ФГОС» (из опыта работы)
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Ишкина Гузель Мансафовна. Создание условий для развития дополнительного образования у детей дошкольного возраста через сенсорное воспитание
  • Дробина Наталия Александровна. Формирование личности ребенка в процессе дистанционного образования в дошкольном учреждении
  • Томинова Любовь Павловна. Конспект кукольного спектакля для детей старшего дошкольного возраста «Лисичка со скалочкой»
  • Новикова Виктория Сергеевна. Подвижные игры как средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
  • Яруллина Эльмира Рамилевна. Театрализованная деятельность дошкольников как основа интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО
  • Столярова Ольга Николаевна. Сценарий праздника «Я так хочу, чтобы мама улыбалась!» для детей дошкольного возраста.
  • Калиниченко Ольга Юрьевна. Обобщение опыта «Театр – как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста»
  • Бугонина Ольга Ивановна. Дидактическая игра как средство психологического развития ребенка дошкольного возраста
  • Ткаченко Марина Николаевна. Сценарий видео — мероприятия с использованием кукольного театра для дошкольников 3-7 лет «СЕКРЕТЫ КРАСОТЫ»
  • Мельниченко Елена Владимировна. Музыкальная сказка для кукольного театра - Секрет красы от мадам Лисы
  • Ирина Викторовна Пермякова. Как хорошо, что есть театр!
  • Кудрявцева Татьяна Михайловна. Организация предметно-пространственной среды, как возможность полноценного сенсорно-моторного развития детей раннего дошкольного возраста.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь