Любительский семейный театр. Театр родом из детства.
Гайсины.
Говорят, что «театр начинается с вешалки». А я скажу, что театр начинается с маминой сказки. Если каждый из нас окунется далеко в свое детство, то вспомнит, как мама изображала того или иного героя сказки, и мы тут же подхватывали эту игру.
Театр – один из самых доступных видов деятельности, который позволяет решать многие проблемы, связанные с духовным, нравственным воспитанием, развитием воображения, инициативности, творческих способностей. Театр позволяет сформировать позитивное отношение к себе, учит взаимодействию с окружающими, помогает справиться с различными комплексами, повысить самооценку и, просто, делает человека открытым миру.
Каждый ребенок с самого раннего возраста с удовольствием берет на себя какую-либо роль и пытается сыграть ее. Задача семьи заключается в том, чтобы научить малыша играть, брать на себя роль и действовать. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и родителям, так как в основе его лежит игра. Театральная игра – это всегда яркие эмоции, положительный пример. Кинорежиссер Г.Н. Рошаль писал: «… всякая детская игра – это всегда мир иллюзий. В этом мире иллюзий ребенок никогда не теряет своего реального «Я». В своей игре он похож на актера. Детская игра может быть названа театральной, а иллюзия детской игры театральной иллюзией».
Семейный театр занимает особое место в воспитании ребенка. Укрепляются детско-родительские отношения, усиливается эмоциональная близость членов семьи, укрепляются семейные устои. Семейный театр – это мастерская, в которой все члены семьи являются творцами, созидателями, делающими одно общее дело. Семейный театр – это маленький мир, в котором все подчиняется своим законам, все развивается и существует благодаря одной общей идее.
Будучи еще совсем маленькой девочкой, я слушала рассказы мамы. Она жила в деревне и главным развлечением деток со всех дворов были театральные постановки. Дети с удовольствием занимались подготовкой костюмов, декораций. Репетировали, а потом и выступали со своими постановками. Это было для них большим удовольствием и праздником. В процессе они учились и шить, и мастерить, и читать, и дружить. Для них это была большая и серьезная работа. Но все это происходило в игре и доставляло большую радость и море положительных эмоций.
Мама до сих пор с горящими глазами вспоминает этот опыт, который по «наследству» перешел ко мне. В моей памяти сохранились картинки, как мы собирались всем подъездом и устраивали кукольный театр прямо на лестничной площадке. Мы брали раскладушку, делали из нее ширму. Потом мастерили кукол. И после репетиций и всех приготовлений, раздав пригласительные билеты, открывали наш кукольный театр для взрослых. Родители выходили из квартир с табуретами и смотрели наши постановки.
Только подумайте, через какой опыт нужно пройти ребенку, чтобы получить конечный результат. А с другой стороны, ведь результат не так важен детям, как сам процесс. Сколько удовольствия приносит эта «игра». Мы можем долго перечислять все положительные стороны семейного театра. Но главное – это то, что он воспитывает доброту в человеке, он греет душу. Мы все привыкли к сказкам со счастливым концом, а ребенок, по сути своей, всегда рисует радужные картинки и проигрывает только добрые сюжеты. И все это наматывается, как клубок, Записывается где-то в подкорке, формируя у ребенка позитивный взгляд на мир. Все, что происходит вокруг детей, программирует их жизнь, накладываясь на исходную генетическую программу и психологический сценарий жизни семьи.
Будучи мамой трех замечательных детей и работая воспитателем, я продолжаю это любимое занятие, это волшебство.
Вместе с детьми мы шьем кукол, придумываем имена, а глядя на сотворенных героев, сразу определяем их характер. Детки с удовольствием репетируют, а после выступления радуются своему успеху. Все происходит, как и много лет назад, как в рассказах моей мамы. Дети всегда остаются детьми. Через семейный театр происходит передача семейных ценностей, традиций; преемственность поколений.
Необходимость перевоплощения помогает детям развивать в себе внимательность, эмпатию, способность примерять на себя чужие «лица», проиграть «жизнь» с позиции другого человека, посмотреть на все чужими глазами. Их творчество может быть совершенно незамысловатым и не нести в себе зачатков особой одаренности, но даже если эти первые попытки сознательной творческой самореализации и не станут первыми шагами в профессию, то сам акт творчества станет важной ступенькой в развитии личности ребенка.
Мы родители так часто заняты какими-то «нужными» делами, так сильно увлечены проблемами, что порой нам самим необходимо остановиться, оторваться от действительности. Вспомнить, что когда-то мы были детьми, что умеем смеяться, играть, верить в чудеса, радоваться простому. Наши дети так часто «кричат» нам об этом, но мы их «не слышим». Именно семейный театр помог решить эту проблему в моей семье.
На время мы все становимся ровесниками, дети учат нас, мы учим детей. Мы видим друг друга «настоящими». А для детей нет большего счастья – быть вместе. Счастье творить вместе.
|