Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «В гости к реке»
Авторы:
- Игнашкова Инна Ивановна, воспитатель ГБОУ Школа № 1370
- Васичева Елена Васильевна, старший воспитатель ГБОУ Школа № 1370
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Обобщать представления детей об экосистеме «водоем». Показать взаимосвязь всего живого и неживого.
- Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистеме: при исчезновении каких-либо живых организмов в составе сообщества изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов.
- Формировать понятия о возникновении реки, ее истоках.
- Закреплять навыки очистки воды с помощью фильтра.
- Обобщать представления детей об обитателях пресноводных водоемов и водоплавающих птицах.
Развивающие задачи:
- Развивать познавательные способности детей.
- Развивать мыслительные операции анализа и синтеза.
- Расширять словарь детей, развивать объяснительную и доказательную речь.
- Развивать коммуникативные навыки в процессе взаимодействия.
- Развивать воображение и творчество детей.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать экологически целесообразное поведение детей в природе.
- Воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе.
- Воспитывать трудолюбие.
Оборудование:
- Мультимедийная презентация
- Музыкальный центр
- Аудиозаписи письма и рассказа реки
- Ткань синего цвета (имитация реки)
- Две емкости: одна с грязной водой, другая пустая
- Пластиковые бутылки, пакеты, бумага, фантики, обертки
- Перчатки по количеству детей
- Мешки для мусора
- Фильтры, состоящие из воронки и ваты (по два на каждого ребенка)
- Одноразовые прозрачные стаканчики (по два на каждого ребенка)
- Бумага для рисования, карандаши, фломастеры, гуашь, кисти, стаканчики для воды
Ход образовательной деятельности:
В группу “приходит” конверт, адресованный детям. В конверте диск. Педагог предлагает детям прослушать звуковое письмо
Река: “Здравствуйте, ребята! Я – речка! Со мной случилась беда: мои берега и воды стали грязными. Гибнут растения и рыба. Мне нужна ваша помощь!
Ваша речка. ”
Воспитатель: Ребята, что же делать? (Ответы детей). Ну, что же, поспешим на помощь. Но сначала давайте подумаем, что нам понадобится в пути.
Дети обсуждают, приходят к выводу, что необходимо взять мешки для мусора, перчатки, фильтры для очистки воды.
Воспитатель: Ребята, садитесь в электричку, поехали.
Дети кладут руки друг другу на плечи и “паровозиком” переходят в другое помещение. Там на полу лежит синяя ткань (река), вокруг нее разбросан мусор: пластиковые бутылки, пакеты, бумага, фантики, обертки. В середине ткани две емкости, одна — с загрязненной водой, другая – пустая.
Воспитатель: Ну, вот мы и добрались до реки. Смотрите, ребята, сколько мусора на ее берегах, грязи в воде. Давайте послушаем рассказ реки и узнаем, как же с ней случилась такая беда.
Воспитатель предлагает детям присесть на ковер. Звучит аудиозапись с демонстрацией мультимедийной презентации.
Река: Здравствуйте, ребята! Это я звала вас на помощь. Послушайте, я расскажу вам свою историю.
На мультимедиа появляется слайд с изображением родника.
Родилась я на опушке леса, на дне глубокого оврага. Звали меня тогда родничком. Родничок был маленький, но очень сильный. Чтобы появиться на свет, мне пришлось пробиться сквозь толщу земли, через камни и песок. Своей студеной чистой водой родничок поил корни трав, кустов и деревьев. Постепенно я набирался сил и превратился в ручеек. Ручеек бежал через лес и к его берегам приходили лесные обитатели, чтобы напиться вкусной, прохладной воды.
На экране появляются слайды с изображением животных.
Приходила зайчиха c … (зайчатами), белка с … (бельчатами), лосиха с … (лосятами), волчица … (волчатами). Все с удовольствием пили мою воду.
На экране появляется слайд с изображением речки.
Мой пусть был извилист: мне приходилось огибать холмы и возвышенности. На одном моем берегу – высоком, крутом, поросшим липами и ивами, ласточки – береговушки устроили свои гнезда. Другой мой берег был низкий, пологий, с ароматными сочными травами, там пахло медовым розовым иван – чаем, велись пчелы, порхали бабочки, стрекозы и мотыльки. По пути я вбирала в себя воду ручьев и ручейков, дождевую воду и холодную хрустальную воду подземных ключей.
На экране появляется слайд с изображением большой реки.
На мои берега приходили люди, чтобы искупаться и позагорать. Им приятно было освежиться в жаркий летний зной прохладной водичкой. Но люди стали оставлять мусор на моих берегах, бросать его в воду. Некоторые заводы и фабрики сбрасывали отходы от своей работы прямо в реку. Теперь в моих глубинах не живет рыба, исчезли лягушки, невидно птиц и насекомых. Да и люди больше не приходят купаться. Помогите мне, пожалуйста“.
Воспитатель: Ребята, вы услышали печальный рассказ реки. Скажите, что случилось с рыбой, почему не видно никого на берегу?
Дети выстраивают цепочки исчезновения животных и растений с помощью картин: исчезли водоросли – нечем стало питаться рыбам, насекомым, улетели водоплавающие птицы.
Воспитатель: А как человек пострадал от этого? (Ответы детей). Да, нельзя использовать эту воду для приготовления пищи, для купания и отдыха. Как же нам исправить положение? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам очистить речные берега. Давайте наденем перчатки и соберем весь мусор в мусорные мешки.
Дети собирают мусор.
Воспитатель: Берега мы очистили. Но вода в реке осталась грязной. Что необходимо сделать, чтобы вода стала чистой? (Ответы детей).
Воспитатель предлагает детям очистить воду с помощью фильтров.
Воспитатель: Наберите в стакан грязной воды, отфильтруйте воду в другой стакан. Если вода оказалась недостаточно чистой, повторите процедуру, сменив фильтр. Чистую воду слейте вот в эту емкость.
Дети очищают всю воду.
Воспитатель: И берега, и вода в реке снова стали чистыми. Можем ли мы как-то еще помочь реке? (Ответы детей).
Воспитатель: Давайте заселим реку и ее берега обитателями. На слайде вы увидите изображения рыб и птиц. Определите, кого мы можем поселить в реке или на ее берегах, кого нет. Объясните свой выбор.
Проводится игра “Четвертый лишний”.
На слайде появляются изображения:
Ерш – карась – камбала – щука
Сом – рыба-меч – лещ – плотва
Чайка – цапля – утка — сова
Воспитатель: Ребята, мы помогли реке. А чтобы такая беда не случилась с ней вновь, давайте вспомним правила поведения возле водоемов и нарисуем запрещающие знаки для тех людей, которые губят наши реки.
Дети обсуждают и формируют правила:
- Не бросай мусор в воду. - Не бросай стекло в воду. - Не мойте машины в реке. - Не рви водные растения.
После обсуждения педагог предлагает детям объединиться в пары, нарисовать знаки и разместить их на берегу реки.
Воспитатель: Мы на славу потрудились. Давайте на прощание подарим реке стихотворение
Дети рассказывают по одной строке из стихотворения Е.Каргановой:
Мы хотим, чтоб птицы пели, Чтоб вокруг леса шумели, Чтобы были голубыми небеса, Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась И была на ягодах роса! Мы хотим, чтоб солнце горело И березка зеленела,
И под елкой жил смешной колючий еж, Чтобы белочка скакала, Чтобы радуга сверкала, Чтобы лил веселый дождь!
Дети возвращаются в группу.
|