- И.Н. Астаева учитель-логопед 1квалификационной категории,
- Е.В. Ромашко учитель-логопед 1квалификационной категории,
- О.В. Сухоногова учитель — логопед.
Очень важным фактором для развития речи является полноценный слух. Но не все знают, что «слухов» у человека, по крайней мере, три. Один — физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира.
Второй слух – музыкальный, который позволяет человеку полноценно воспринимать музыку и адекватно оценивать её.
Третий — речевой, так же его называют фонематический.
Фонематический слух — различение (анализ и синтез) звуков (фонем), частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного.
Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание, ребенок начинает не только слышать, но и различать, звуки речи. Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать и понимать речь.
Как же правильно развивать фонематический слух?
Первый этап развития фонематического слуха — развитие восприятия не речевых звуков (звуки природы, голоса животных, бытовых предметов и т. д.)
Ребенок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая и узнавая природные, бытовые и музыкальные шумы, голоса животных, птиц и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма.
Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным, и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки. Кроме того, полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать шумы только на слух, без опоры на зрение. Обычно работу следует начинать с наиболее элементарных видов различения: «тихого-громкого», «быстрого-медленного», выбирая контрастные по ритмической структуре музыкальные фрагменты.
Можно предложить детям игру «Узнай, что звенит (гремит)?». На столе несколько предметов (или звучащих игрушек). Предлагаем ребенку внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем закрываем предметы ширмой и просим отгадать, какой из них сейчас звенит или гремит.
Игра «Громкие подсказки». Педагог прячет игрушку, которую ребенок должен найти, ориентируясь на силу ударов в барабан (бубен, хлопки в ладоши). Если малыш подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, — удары громкие, если он удаляется — тихие.
Игра «Подбери картинку или игрушку». Педагог издает с помощью любого предмета звуковые комплексы (стучит, шелестит, гремит, звенит), а ребенок угадывает, что звучало и подбирает соответствующую картинку, игрушку.
Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать – что это звучало?
Игра «Шумящие мешочки». Приготовьте мешочки или коробочки с различными предметами: крупа, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.
Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например — два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
Второй этап – развитие различения речевых звуков. Здесь можно предложить множество интересных увлекательных игр и упражнений. Например
игра «Правильно-неправильно».
- вариант. Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь — хлопни в ладоши. Пример: пагон, багон, Вагон, дагон и т. д.
- вариант. Если ребёнок услышит правильное произношение предмета, изображённого на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильно – красный.
Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван.
Витанин, митавин, фитамин, витаним, витамин, митанин, фитавин.
Игра «Слушай и выбирай».
Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:
рак, лак, мак, бак
сок, сук
дом, ком, лом, сом
коза, коса
лужи, лыжи
мишка, мышка, миска
Взрослый называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.
Игра «Поймай звук». «Поймай песенку»
Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук «м».
Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа.
Игра «Чудесная удочка»
На конце нитки у маленькой самодельной удочки прикреплён магнит. Опуская удочку за ширму, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы, ребёнок достаёт картинку и называет первый, последний звук.
Игра «Найди место звука в слове».
Каждый ребенок получает карточку. взрослый показывает картинки и называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова фишку ставят в третью клеточку. Победил тот, кто не допустил ошибок.
Игра «Придумать слова с заданными звуками»
- вариант. Назвать посуду, цветы, животных, игрушки, которые начинаются с заданного звука.
- вариант. По сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются с заданного звука.
Для того чтобы работа по формированию фонематического слуха была успешна, занятия должны быть систематическими, на протяжении длительного времени.
|