Стенина Кристина Николаевна Воспитатель 1 категории МБДОУ «Центр развития ребенка- детский сад №42» г.Салават, Республика Башкортостан
У детей дошкольного возраста знакомство с величиной считается од-ним из самых важных компонентов в математическом развитии. Возрастные особенности детей проявляются в способности выделять и распознавать величину, а также предоставлять определенные понятия для понимания каждого ребенка, но и для понимания отношений между ними, сравнивать их. Это влияет на возникновение у детей полных знаний о том, что его окружает.
Формирование у дошкольников представлений о величинах формирует эмоциональную основу для усвоения в последующем с величиной как математическим определением. Этой цели служит и овладение простых способов измерительной деятельности, которая воздействует на математическое развитие дошкольников.
Овладение простыми способами измерения улучшает глазомер. Сформированный глазомер считается основной особенностью и необходим людям в жизни.
Следует отметить, что исследование понятий о величинах ведется на основе наблюдения и практических операций с различными предметами. Существует ряд приемов, благодаря которым дошкольники могут воспользоваться при ознакомлении с величинами:
- Прием наложения. Данный прием используется, если сравниваются плоские предметы. Сравниваются предметы (величины), которые можно наложить друг на друга.
- Прием вложения. Этот прием применяется, если предметы, которые сравниваются, объемные, но открытые и пустые.
- Прием приложения. Необходимо сопоставить предметы друг с другом так, чтобы они соединились по одинаковому признаку (длина, ширина, высота, толщина).
Следовательно, к формированию представлений о величинах и от практического сравнения приводит к количественному отношению "больше-меньше". Именно это и является важным фактором в формировании математического представления о величинах у дошкольников. Формируя представления ребёнка о величинах, следует постепенно переходить от сравнения двух-трёх предметов к сравнению пяти и более, образующих ряд убывающих либо возрастающих величин. На этой основе появились такие дидактические игрушки, как матрешки, пирамидки, пирамидки и т.д.
Например, игра с кубиками. Воспитатель кладёт на стол два кубика: один маленький, другой большой. Ребенок берёт маленький кубик и предлагает ребёнку взять другой: «У кого кубик меньше?» «У меня», говорит ребёнок. Тогда воспитатель убирает свой большой кубик и достаёт кубик, который больше, чем у ребёнка: «Нет, у меня маленький кубик, а у тебя большой». Кубики сравниваются. Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза, забирает его кубики и кладёт перед ним самый маленький. Ребёнок открывает глаза и видит, что его кубик маленький. После этого достаются все кубики. Взрослый выбирает кубик средней величины и предлагает ребёнку с одной стороны от этого кубика положить кубик поменьше. А с другой кубик побольше. Получился ряд: большой, средний, маленький.
Детям интересно строить пирамидки, располагая кольца так, чтобы пирамидка была устойчивой: внизу самые большие кольца, потом поменьше, потом ещё меньше и т.д.
Можно играть с животными, раскладывая им мисочки: самому маленькому зверьку – самую маленькую мисочку, зверю побольше – и миску побольше и т.д.
Ребёнок также должен иметь представление о длине, ширине, высоте предметов. Различить параметры величины – задача сложная. А это значит, что необходимо предлагать такие ситуации (игровые, практические), при которых отдельные свойства предметов обретают особую значимость.
Таким образом, в случае интересующую ребёнка предмет положить на высокий стол, он вскоре додумается, что сам он её не сможет достать, если что-нибудь не придумать (встать на стул, взять палку и т.д.).
Играя в игрушки, он может сравнивать длину шарфиков зайца и лисы, длину их хвостов, клювов у птиц (журавль и гусь) и т.д.
Подобные игры предоставляют возможность сосредоточить интерес ребёнка не только на величину предметов в целом, но и на конкретные ха-рактеристики величины, формируют навык сравнивать предметы по величине путём приложения предметов или наложения их друг на друга.
Все занятия по формированию представлений о величинах должны организовываться таким образом, чтобы дошкольники регулярно решали разнообразные практические задачи.
|