написала Текутьева Татьяна Сергеевна Учитель — дефектолог МАДОУ № 62 г. Хабаровск
Нарушение бинокулярного зрения приводит к снижению способности видеть двумя глазами одновременно и мешает воспринимать рассматриваемый объект как единое объемное целое, искажает пространственное восприятие окружающего мира, так как ребенок не может оценивать расстояние между объектами, затрудняется выполнять различные ориентировочные действий с предметами.
Нарушение бинокулярного зрения приводит к недоразвитию стереоскопического (пространственного, глубинного) зрения. Стереоскопическое зрение высшая форма бинокулярного зрения, так называемое -совершенное бинокулярное зрение, когда все параметры бинокулярного зрения улучшаются. Изображение предметов на сетчатках глаз двумерны, а между тем человек видит мир трехмерным, т.е. он обладает способностью к восприятию глубины пространства, или стереоскопическим зрением. Стерео – от греч. Stereos (твердый, пространственный). Основной особенностью стереоскопического зрения является совместная работа глаз. Развитие стереоскопического зрения осуществляется на фоне имеющегося бинокулярного.
Важной частью работы является ознакомление детей с элементами линейной перспективы.
Перспектива – это правила и закономерности изображения предметов и объектов в пространстве. Перспектива разделяется на фронтальную, угловую и воздушную.
В дошкольном возрасте, обучая ребенка рисованию животных, предметов, пейзажей – мы говорим о линии, которая должна быть проведена на бумаге, чтобы изображение не «висело» в воздухе, а на чем-то лежало, например, на земле. В дальнейшем ввожу понятие — «линии горизонта».
Далее знакомлю детей с планами изображения (передний, средний, задний) на рисунках, фотографиях, диапозитивах, тем самым доказываем ребенку, что эти явления не иллюзия, они существуют реально.
Очень важно дать понять ребенку, что наше восприятие не дает правильного представления об истинной величине и форме удаленных предметов. Но, если мы хотим получить изображения, похожее на реально существующее, мы должны нарисовать его таким, каким видим.
Поэтому необходимо довести до понимания детей основные закономерности линейной перспективы:
- предметы, равные по величине, по мере удаления кажутся все меньше и меньше и на линии горизонта превращаются в точку (точку схода);
- удаляющиеся в глубину параллельные линии (рельсы, дорога, аллея) зрительно воспринимаются сближающимися.
Фронтальная перспектива – означает прямое расположение предмета одной из своих сторон по отношению к рисующему человеку.
Угловая перспектива – означает расположение объекта к рисующему человеку под углом.
Воздушная перспектива – означает изменение (ослабление) резкости очертания и цветовой окраски предметов по мере их удаления от рисующего человека.
Линия горизонта определяется положением воображаемой горизонтальной плоскости, находящейся на уровне глаз наблюдателя.
При воображаемом продолжении этой плоскости мы получаем линию горизонта. В природе линия горизонта – это линия, которая отделяет небо от земли, ее хорошо видно в поле, на море.
Период перехода от простого логического понимания явления и логического объяснения природы его существования к постоянному практическому применению в процессе изобразительной деятельности — занимает довольно длительное время и требует от педагога постоянного внимания к работам детей и контроля с целью предотвращения возможных ошибок.
Поскольку мы воспринимаем перспективу бессознательно, понять ее законы не так-то просто. Я часто использую в работе ретроспективный прием (т. е. – экскурс в историю), он помогает вызвать познавательный интерес к данному вопросу, занятию, понять трудные на первый взгляд вопросы.
Вплоть до XY века художники ломали голову над тем, как представить трехмерный мир на двухмерной (плоской) поверхности. Наглядный пример – знаменитая наскальная живопись каменного века в испанской пещере Альтамира. Наши предки искусно изобразили животных, но только в профиль и без теней, которые указывали бы на объем фигур.
При демонстрации этих наскальных рисунков детям задаю вопрос: «Как вы думаете, кто это нарисовал?» — они отвечают, что это нарисовали дети. Древние египтяне и вавилоняне действительно рисовали «по-детски».
У них изображения подчеркнуто плоские, часто обведенные контуром. Разделение на передний и задний планы не существует – все объекты как бы расположены на одном расстоянии от наблюдателя, даже если логически это не возможно. О применении линейной перспективы художники, очевидно, еще не догадывались.
Перспективу открыли греки примерно в 600 г. до нашей эры. Однако древнегреческие росписи еще далеки от совершенства, так как в рисунках отсутствует точка схода, древние мастера еще не понимали, что все удаляющиеся от зрителя линии изображения должны вести к единому фокусу. Впервые это правило сформулировал архитектор и скульптор Филиппо Брунеллески, таким образом, совершив революцию в живописи.
Человек давно понял, что его зрение не дает ему возможности увидеть многое на большом расстоянии. А как это исправить ему подсказал случай, который произошел в Древнем Риме. Героем этой истории был всесильный и жестокий император Нерон. Почти 2000 лет отделяет нас от того дня, когда Нерон пришел с изумрудом в руках насладиться зрелищем боя гладиаторов. Течение поединка и причины волнения толпы становились понятнее императору, когда он подносил драгоценный камень к глазам. В отшлифованную поверхность как в крохотное зеленое оконце, он заглядывал всякий раз, когда хотел рассмотреть детали боя. Он был счастлив, словно обрел могучие крылья. С изумрудом в руке Нерон преодолевал расстояния, дальнее становилось близким, невидимое – видимым. Годы не донесли до нас имя человека, придумавшего таким путем улучшить зрение. Может, это был придворный ученый, а может, изобретательный раб. Но только изумруд Нерона известен как прародитель современных микроскопов, телескопов и очков.
Доступна ли эта методика детям дошкольного возраста?
Доступна, главное найти приемы и методы с помощью которых сложное – станет простым, а непонятное – понятным.
|