Цель: выявление уровня знаний и умений детей подготовительной к школе группы по ОО ООП «Ознакомление с природой».
Задачи:
- Обобщить знания о живой и неживой природе.
- Систематизировать представления о природных зонах, географических объектах, особенностях флоры и фауны Крыма; сезонных изменениях, происходящих в природе в различные времена года.
- Закреплять умения правильно вести себя в природе (не ломать кусты и ветки деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейник и т.д.)
- Активизировать в речи детей названия географических объектов, животных, растений Крыма.
- Развивать познавательный интерес, логическое мышление
- Формировать представления детей о том, что в природе все взаимосвязано.
- Воспитывать любовь к природе родного края, умение работать сообща и в группах
Коррекционные цели: развитие концентрации и координации движений глаз, зрительного и слухового внимания, словесно-логического мышления, умение устанавливать причинно-следственные связи.
Материал: аудиозапись песни из мультфильма «Паровозик из Ромашково», голоса птиц; флажок, мяч, картинки — птицы, чудесный мешочек, 4 картинки для игры «Что перепутал художник»; картинка — цветок мать — и – мачеха, 3 конверта с картинками живой и неживой природы, паровозик, карта Крыма, канат, кубики, следы, картинки «Неразбериха», «капелька», «солнышко», указка.
Содержание НОД
- Ребята, у нас сегодня в гостях герой из мультфильма «Паровозик из Ромашково». И он приглашает вас совершить путешествие. Но так как он наш гость, то давайте расскажем ему о нашем большом доме, где мы живем, о нашем Крыме.
- Назовите и покажите на карте природные зоны Крыма.
- Назовите самую высокую гору Крыма.
- Какими морями омывается Крым?
- Чем отличаются эти моря?
- Назовите реки Крыма.
- Где берут начало и куда впадают реки Крыма?
- Почему в Крыму осень в районах побережья теплая, продолжительная, а весна – затяжная и прохладная?
- Ребята, Паровозик очень любит природу, ему нравится наблюдать за изменениями, которые происходят в природе, он бережно относится к ней, а особенно он любит лес. Вы согласны отправится в путешествие по лесу? Нас ждет много интересного и неожиданного там.
- Перед тем, как отправится в путешествие на паровозике, давайте вспомним правила поведения в лесу, что мы должны и не должны делать? (Ответы детей).
НЕЛЬЗЯ:
- Нарушать тишину.
- Разорять птичьи гнезда.
- Ловить насекомых.
- Разводить костер без причины.
- Разбрасывать мусор.
- Рвать цветущие растения.
- Ломать ветки деревьев.
- Охотиться в запрещенное время.
- Подбирать детенышей.
- Стрелять в птиц и т.д.
МОЖНО:
- Сажать деревья.
- Убирать сухие ветки.
- Устраивать заповедники.
- Собирать ягоды, грибы, орехи (небольшое количество)
- Молодцы. Теперь можно отправляться в путь. (Садятся на стульчики – вагончики)
(звучит песня из мультфильма «Паровозик из Ромашково»)
- А чтобы не было нам скучно ехать, давайте поиграем.
ИГРА «Назвать одним словом и сказать, кто лишний?» с флажком. Цель — уточнить и обобщить знания животных, птиц, растений, ягод, деревьев, кустарников Крыма.
- Муфлон, благородный олень, лиса, медведь — это... (дикие животные, лишнее – медведь, т.к. не обитает в Крыму.)
- Заяц, куница, белка, еж — это (дикие животные, лишнее – куница, т.к. она – хищник, все остальные — травоядные)
- Клубника, ежевика, крыжовник, малина — это... (ягоды, лишнее – клубника, т.к. клубника – травянистое растение, а остальное – кустарники)
- Береза, липа, тополь, ель — это... (деревья, лишнее – ель, т.к. ель — хвойное дерево, остальные – лиственные деревья)
- Крапива, мать-и-мачеха, тысячелистник, белена, мят (травы, лишнее – белена, т.к. это ядовитое растение, а все остальные лекарственные травы)
- Сом, щука, налим, камбала — это... (рыбы, лишнее – камбала, т.к. она морская рыба, остальные — речные)
- Сирень, самшит, форзиция, боярышник — это (кустарники, лишнее – боярышник, т.к. – это плодовый кустарник, остальные — нет)
- Нарцисс, тюльпан, геоцинт, роза — … (цветы, лишнее – роза, т.к. – роза цветет летом, остальные цветы – первоцветы)
- Вот и первая станция «НЕРАЗБЕРИХА»
Физ. минутка
- Нам надо немного пройти по этой запутанной дороге – коррекционная дорожка (канат, кубики, следы) с движением рук, глаз.
ГДГ «Влево-вправо…»
Распределяются на 4 подгруппы, подходят к мольбертам с картинками
Дид. упр. «Что перепутал художник?» ЦЕЛЬ — Закрепить знания детей о временах года; сезонных изменениях в природе, связанных с различными временами года; последовательности месяцев в году: зимних весенних, летних, осенних; закрепить знания о явлениях природы.
- Молодцы, все были очень внимательны, нашли все ошибки художника. Возвращаемся в наш веселый поезд. Наше путешествие продолжается (Дети садятся на стульчики. Звучит песня Паровозика).
- Наш веселый Паровозик везет нас дальше. Ребята смотрите, сколько птиц, и как они поют (звучат голоса птиц).
- Как называют птиц, которые от нас не улетают? (Зимующие, т.е. оседлые) Назовите таких птиц.
- Как называют птиц, улетающих на зиму в теплые края? Назовите перелетных птиц (скворцы, грачи, ласточки, утки, лебеди и т.д.).
Следующая станция «КАПЕЛЬКА» (картинки: живая и неживая природа)
- Ребята, скажите, а капелька воды к чему относится — к живой или неживой природе. А чем отличается живая природа от неживой. (Живая — дышит, растет, двигается, питается, размножается, умирает. Неживая природа не дышит, не питается, не размножается, не двигается и т.д.
- Ой, посмотрите, ребята мешочек, в нем, что-то лежит, наверное, Паровозик нам приготовил, новое задание, давайте посмотрим, что там (3 конверта — картинки с изображением объектов живой и неживой природы).
ИГРА «Живая – неживая природа» — дети делятся на две команды (для каждой команды конверт с картинками: 1- выбирают картинки с живой природой, 2 — неживой природой. Объясняют, почему).
ИГРА «ЦЕПОЧКА» — в 3 конверте картинки – дерево, солнце, насекомое. Дети должны ответить, что будет, если не будет деревьев, солнца, насекомых.
- Ой, ребята, посмотрите, какой красивый распустился цветок. Как он называется? (мать – и — мачеха) Почему у него такое интересное название?
- А вот на нашей полянке появились еще удивительные цветы.
ФИЗМИНУТКА «Цветок» (игра — загадка)
(дети выполняют движения по тексту стихотворения)
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел
Шевельнулся, потянулся –
Взвился вверх и полетел.
- Что это был за цветок? (Бабочка). Бабочка — это кто? Какие бывают насекомые по способу передвижения? (летающие, прыгающие, ползающие) Назовите их.
- Молодцы, с этим заданием справились все. Путешествие продолжается.
(запись песни Паровозика)
Мы с вами не заметили, как подъехали к последней станции «Солнышко».
ИГРА С МЯЧОМ «Ты, дружочек, не зевай, на вопросы быстро отвечай!» Вопросы:
- Бывает ли снег весной в крымских горах?
- Бывает или нет иней летом?
- Бывает или нет ледоход осенью?
- Бывает ли летом ночь длиннее дня?
- Бывает ли лес без птиц?
- Растут ли шишки на тополе?
- Может ли быть такое, что путешествуя по Крыму, мы с вами попали в пустыню?
- Может ли в Крымском лесу медведь встретился с муфлоном?
- Верно ли высказывание: «Человек – часть живой природы»?
- Верно ли высказывание: «Реки Крыма берут начало в Черном море»?
- Ребята, время прошло быстро, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте поблагодарим нашего веселого Паровозика за интересное путешествие и займем свои места в вагончиках. (Звучит песня Паровозика)
- Ребята, паровозик хочет вас поблагодарить за то, что вы сегодня были внимательны, справились со всеми заданиями. Дарит вам на память вот такие медальки — ромашки.
|