«Зимние явления в неживой природе»
Цель: Стимулировать детскую любознательность, стремление глубже изучить явление природы (свойства снега), поддерживать проявление интереса детей к экспериментированию, исследованию.
Программное содержание:
- Формировать элементарные представления об изменении положения Земли относительно Солнца; представление о снеге и его свойстве (снег тает в тепле, снег не прозрачный, снег белый, снег не имеет запаха).
- Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.
- Активизировать речь за счет слов: наст, водяной пар, снежная крупа, лупа, эксперимент. Совершенствовать умение детей отвечать на поставленные вопросы по содержанию рассказа
- Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы, желание активно познавать и действовать.
- Воспитывать стремление сохранить и оберегать природный мир, видеть его красоту.
- Оздоровительная: здоровье сберегающий подход к образовательной деятельности.
Предварительная работа
- Рассматривание картин на зимнюю тематику
- Чтение стихотворений о зиме, снежинках.
- Наблюдения за падающим снегом, снежинками, игры со снегом на прогулках.
- Рисование снежинок.
- Вырезывание снежинок из салфеток.
Материалы и оборудование
Дем. — модели планет (Солнца и Земли); наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега;
Разд. — одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке), снег, лупы по количеству детей, по половине разрезанного яблочка на салфетке, ложка одноразовая, три емкости воды, кружочки разного цвета, салфетки и полотенце.
Методические приёмы: исследовательский метод; постановка проблемы и её разрешение; моделирование; чтение художественной литературы с использованием информационно- рецептивного метода направленного на организацию обеспечения восприятия запоминания детьми информации; музыкальное сопровождение; имитация движений; рефлексивный метод.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель говорит: Ребята, послушайте стихотворение внимательно и скажите, всё ли в нём правильно.
«Стали дни короче, Солнце светит мало. Вот пришли морозы- И ВЕСНА настала!»
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему наступает зима?
Дети:...
Воспитатель (обобщает ответы детей) Мы с вами знаем, что наша Земля планета, и она вращается вокруг своей оси, вот так как сейчас поворачивается наш глобус, а теперь представим, что это солнце, так вот земля еще вращается и вокруг солнца, вот так. А теперь давайте П
представим, что планета наша разделена на четыре части, |на первой обязательно наступит весна, на второй лето, на третей -осень и на четвертой зима. Тот, бочек земли который ближе всего она подставила к теплому солнышку греется больше всего- здесь лето, зимой конечно тоже светит солнышко, только в течении трех зимних месяцев солнце находится от земли дальше всего, поэтому греет меньше. От этого зимой холодно, дни становятся короче, а ночи длиннее.
Воспитатель: А, что бывает зимой? Одна из примет зимы – с неба падает снег. Воспитатель: Есть такой рассказ Владимира Архангельского
«Летят снежные пушинки». Хотите его послушать?
Ответы детей
Беседа с детьми по содержанию прочитанного рассказа.
- Как называется рассказ? Кто автор?
- О каких снежных пушинках идет речь?
- О каких снежных пушинках говорит автор в рассказе? (он говорит о снежинках)
- На что были похожи снежинки? ( «Цветок с шестью лепестками», «Звездочка с шестью лучами»)
- Где побывали ученые? (в облаках)
- Что они там увидели? (они увидели как образуются снежинки)
- Что же такое снежинка? (это замершая капелька водяного пара)
- Как образуется наст? (твердая корочка на снегу)
- Кому тяжело передвигаться по насту? Почему?
- А почему заяц по насту мчится как по паркету?
Физкультминутка "Зимний сон"
Тихо, тихо сказку напевая, Проплывает в сумерках зима (бег по кругу на носочках) Теплым одеялом укрывая, Землю и деревья, и дома.
Над полями легкий снег кружится, В полночь звезды падают с небес. Опустив мохнатые ресницы, Дремлет в тишине дремучий лес.
Спят на елках золотые совы, В сказочном сиянии луны. На опушки леса спят сугробы Как большие снежные слоны.
Все меняет форму и окраску, Гасят окна сонные дома. И, зима рассказывая сказки Засыпает медленно сама.
Воспитатель: Хотите еще больше узнать о снеге. Представ те, что вы ученые — исследователи. А кто такие ученые? Давайте сядем за столы. Будем выяснять, какой снег и каковы его свойства. А помощником нашим будет специальный прибор для исследования. Найдите его на своих столах, как этот прибор называется? (лупа). А что такое лупа? (увеличительное стекло). А, что еще вы видите на столах? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, с утра я принесла в группу снег, а что же стало со снегом? (растаял) Почему? (на доску крепится снежинка с изображением 1 свойства, на снежинке нарисована капелька воды: снег тает в тепле). А как мы теперь будем исследовать снег? Где нам его взять? (попросим принести второго воспитателя, используя волшебное слово "пожалуйста"). Давайте возьмем лупу и внимательно рассмотрим растаявший снег. Что вы видите? (вода грязная). Ребята, а почему вода грязная? (приносят снег) Давайте потрогаем снег какой он на ощупь? (холодный). Ребята, я видела, что некоторые дети едят снег. Правильно ли они поступают? Почему? Можно ли есть снег? (нет, снег холодный и может быть грязным).
Воспитатель: Проведем эксперимент. У вас под плоскими тарелочками лежат геометрические фигуры, назовите их (круг, квадрат). Какого они цвета? Положите один круг на пустую тарелку, наверх мы положим снег, а другой опустите в воду. Где крут видно, а где нет? Почему? (на доску крепится 2 снежинка: снег непрозрачный — нарисован закрытый глаз)
Воспитатель: Сравним: какого цвета вода и снег (снег белый, вода бесцветная) А что еще бывает белым? (крепится 3 снежинка: снег белый — в центре снежинки вата).
Воспитатель: Ребята, а как узнать, снег пахнет? (надо понюхать). Понюхаем сначала яблоко, какое яблоко? (ароматное, душистое). А теперь снег (у снега нет запаха) (крепится 4 снежинка: снег не имеет запаха — на снежинке нарисован нос)
Воспитатель: Молодцы! Вы мне столько опытов показали, а сейчас я хочу вам показать, еще один опыт. Смотрите: у меня три баночки. В одну наливаем холодную воду (приглашается ребенок проверить температуру воды), (холодная). Во вторую нальем теплую, но как нам получить теплую воду, какую воду нужно налить сначала: горячую или холодную, почему? (холодную, затем горячую). В третью баночку я налью горячую. В три баночки я буду опускать снег одновременно. Для этого мне нужен помощник. Где снег растаял быстрее, а где медленнее? Выводы. (чем теплее вода, тем быстрее растаял снег, быстрота таяния снега зависит от температуры воды).
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте вспомним, какими свойствами обладает снег? (по окончанию каждого опыта на доску крепились снежинки со свойствами снега). Обращает внимание детей на то, что снег — это замерзшие капельки водяного пара. Мы свами знаем, что снег превращается в воду, у меня есть две капельки одна улыбается, другая грустит, если вам понравилась наша образовательная деятельность возьмите улыбающуюся капельку, если нет- грустную.
|