Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 42 Колпинского ОО Санкт-Петербурга компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников
«Зрение – зонд пространства» И. М. Сеченов. Портрет работы И. Репина
Свет всегда должен быть мягким (матовая лампа), не бьющим в глаза, но равномерно освещающим место занятий.
Во время выполнения графических работ (рисование, письмо, аппликация и т.д.) источник света обязательно должен располагаться спереди и с противоположной стороны от ведущей руки.
Скачать презентацию
При чтении, рассматривании и т.п. источник света может находиться с любой стороны, главное, чтобы он равномерно освещал рабочую поверхность и не было ослепления глаз.
искусственное освещение используется как дополнительное к естественному, поэтому важно соблюдать условия, повышающие уровень естественной освещенности;
Зрительные нагрузки.
Дети 2-3 лет.
картинки с четко выделенным контуром, т.е. должна быть хорошо различима граница предметного изображения и фона
- изображение не должно быть многоцветным
- размер предметного изображения для восприятия вблизи- не менее 5 см.
- При работе вдаль размер объекта значительно увеличивается, при этом дети должны быть от него на расстоянии 0,5-1, 0 м.
Дети 3-4 лет.
- четкость деталей предметного изображения
- цвета и их оттенки должны быть -яркими и насыщенными.
- изображение нескольких объектов разного размера на первом (ближнем) и втором (дальнем) планах.
- Для зрительного сравнения ребенком двух предметов с целью отличия подбираются предметные картинки упрощенной конфигурации с четко выделенными деталями, внешними признаками сравнения, размером для работы вблизи примерно 8*10см.
В 3 года дети складывают из частей целое методом наложения.
Затем учатся складывать по образцу.Образец должен иметь четкий контур, не бликовать и быть представлен в удобном для восприятии положении.
Дети 4-5 лет.
рассматривание картины размером не менее 10-15 см с четко выделенными деталями для описания (цвет, форма, детали)
-расположение картинок перед взором в вертикальной плоскости на расстоянии 35-40 см от глаз.
Дети 5-6 лет.
Ребенок приобретает способность к более точному зрительному анализу сложной формы объектов и их изображений разных размеров, на разном расстоянии от глаз. Поэтому более напряженной зрительной работой для детей этого возраста является не рассматривание картины, а графические работы.
После выполнения ребенком продолжительной зрительной работы вблизи обязательно переводим его взор вдаль: предлагаем посмотреть на какой-либо предмет (зрительный стимул), расположенный в глубине пространства
Зрительная гимнастика.
Любопытная Варвара смотрит влево, Смотрит вправо, смотрит вверх и смотрит вниз, Посмотрела на карниз, а с карниза прямо вниз.
2. Для улучшения кровообращения глаз существуют следующие упражнения, которые выполняются через каждые 20-25 мин зрительной работы.
Исходное положение каждого упражнения – стоя или сидя.
- Совершите 10-15 колебательных движений глазами по горизонтали справа-налево, затем-направо.
- Совершите 10-15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх-вниз и вниз-вверх.
- Совершите 10-15 круговых вращательных движений глазами слева – направо.
- То же самое, но справа-налево.
Режим дня
продолжительность занятий в течение дня не должна превышать 40 минут в возрасте от 3-х до 5-ти лет, и одного часа в 6-7 лет.
однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, должны прерываться каждые 10-15 минут для отдыха глаз.
желательно, чтобы дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня и чтобы между этими занятиями было время для активных игр и пребывания на свежем воздухе.
длительность непрерывного просмотра телепередач или занятий на компьютере для дошкольников и младших школьников не должна превышать получаса
Оптимальное расстояние до экрана телевизора — от 2-х до 5-ти метров. Экран монитора компьютера должен располагаться не ближе, чем на расстоянии вытянутой руки ребенка (40 см). Сидеть при этом необходимо не сбоку, а прямо перед экраном.
Нужно избегать наклона головы близко к предмету работы. Лучшее расстояние для зрительной деятельности — 30-35 см.
Неправильная посадка (близкое расстояние от глаз до книги и тетради) способствует возникновению и развитию близорукости!
Сидеть нужно прямо, опираясь на спинку стула, чуть наклонив голову вперед, руки свободно лежат на столе, локти не свисают, ноги всей стопой опираются на пол или скамеечку.
Стул должен быть на 3-5 см задвинут под стул
Проверить правильное расстояние от глаз до книги или рисунка можно рукой: поставить руку, согнутую в локте, на стол, кончики пальцев касаются виска, между столом и грудью должен свободно проходить кулак, лопатки касаются спинки стула.
Нельзя заниматься за круглым или кухонным столом.
Ни в коем случае нельзя разрешать детям читать лежа
МЕБЕЛЬ.
Соответствие размера мебели и роста ребенка
Мебель должна стоять в самой светлой части групповой комнаты на расстоянии 0,5 м от окон так, чтобы свет падал слева.
Использование четырехместных столов нежелательно.
ПИТАНИЕ.
"Если отец болезни неизвестен, то мать болезни — питание".
Как же донести всю эту информацию сознательно для родителей.
Индивидуальные консультации
У детей с нарушением зрения и детей 2-4-х лет лучше формируются предметные представления, если первоначально они имеют возможность обследовать объемный предмет и лишь после этого они могут целостно воспринимать предметное изображение ранее обследованного предмета.
«Все, что мне говорят я забываю, Все я вижу, я помню, А все, что я делаю, я знаю». Древняя китайская мудрость.
Предметная картинка должна быть яркой, с четко выраженным контуром и наиболее приближенной к действительности.
Картина для рассматривания должна быть четкой, каждый объект должен быть хорошо виден, но не предлагайте для восприятия детям картины с множеством персонажей или с огромным количеством второстепенных деталей. Это влияет на качество восприятия.
Постарайтесь демонстрировать картину так, чтобы избежать двойного фона. Это отвлекает
Ориентировка в макропространстве по показу педагога.
Учить ориентироваться детей в большом пространстве – наиглавнейшая и самая трудная задача педагогов. Начинаем с самого простейшего: ориентировке в макропространстве по цветным ориентирам. Здесь решаются и другие важные задачи:
- Формирование функции глаз-нога.
- Профилактика плоскостопия
- Ориентировка в микропространстве.
- Учимся составлять логические цепочки.
Формируем навыки зрительно-пространственной ориентировки по схеме, на вертикальной плоскости.
Умение составлять простейшие схемы пространства и ориентироваться по ним сформировывается у детей к 6-7 годам.
- Медицинская коррекция
- Связь со школой.
- Эффективность коррекционной работы ДОУ за 2009-2010 зрительная подготовительная группа №7
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! БЕРЕГИТЕ ЗРЕНИЕ!
|