Елена Дрогальцева. Формирование пространственных представлений на примере предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста

Формирование пространственных представлений  на примере предложно-падежных конструкций  у детей старшего дошкольного возрастаПсихологической основой формирования высказывания с пространственным значением является процесс восприятия пространства (восприятия местоположения предметов, оценка взаимоположения предметов в пространстве, оценка направления движения предмета в пространстве). В речи результаты этого процесса отражаются через использование предложно-падежных конструкций существительных с пространственным значением.
Исследования отечественных педагогов и психологов Б.Г. Ананьева, А.А. Люблинской, Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской, А.Н. Гвоздева, А.Р. Лурия показали, что формирование восприятия пространства и пространственной ориентировки, а также грамматического оформления их в речи ребенка дошкольного возраста проходит в несколько этапов: овладение ориентировкой в схеме тела, овладение системой отсчета «от себя», овладение отсчета «от другого предмета».
Усвоение грамматичного строя речи у детей с нормой речевого развития происходит последовательно в процессе речевого онтогенеза. У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) этот процесс проходит со значительными трудностями.
Практика работы с детьми с ОНР показывает, что особенно заметными нарушениями грамматического строя речи у детей являются нарушения предложно-падежных конструкций. Среди ошибок отмечается неправильное употребление предлогов с пространственным значением: пропуски, редукция, смешения и нарушение падежных окончаний существительных.
У детей с нормой речевого развития предлоги, по наблюдению А.Н. Гвоздева появляются позднее всех остальных видов слов, примерно в 2 года 3 месяца, это предлоги, обозначающие пространственные отношения («на», «с», «в», «у»).
По данным В.П. Вахтерова, в возрасте от 2,5 до 4 лет предлоги составляют 5,2 % от общего числа употребляемых слов, а в возрасте 4-8 лет – 9 %. По мере взросления ребенка, частота употребления именительного падежа – уменьшается, а процент использования косвенных падежей увеличивается.
Для детей же с ОНР характерно нарушение соотнесения языковых знаков с результатами ориентировки в пространстве и оценки пространственного расположения предметов, операций выбора предлогов и флексий существительных служащих для передачи этого значения.
Несформированность указанных психолингвистических операций не только создает трудности при освоении правильного употребления предложно-падежных конструкций на сознательном уровне, но и в дальнейшем может препятствовать формированию предпосылок усвоения морфологической системы языка в процессе школьного обучения.
Поэтому коррекционно-педагогическая работа со старшими дошкольниками с ОНР была направлена на последовательное формирования предложно-падежных конструкций и на преодоление недоразвития психических процессов: пространственного гнозиса и праксиса.
Для детей были подобраны методы и приемы, представленные в работах Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Н.Я. Семаго, О.В. Титовой, В.С. Володиной.
Коррекционная работа по формированию пространственных представлений на примере предложно-падежных конструкций велась по четырем направлениям:
- Обучение ориентировке в схеме собственного тела.
- Обучение восприятию местоположения и удаленности предмета в пространстве.
- Обучение восприятию пространственных отношений между предметами.
- Обучение ориентировке на плоскости.
С детьми проводились индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия. В ходе занятий мы учили детей правильно образовывать предложно-падежные конструкции, верно, употреблять в речи предлоги и флексии существительных. Для педагогов были проведены индивидуальные консультации и беседы, оформлен стенд по данной проблеме.
Рассмотрим некоторые методические приемы предлагаемой нами работы.
Игра «Найди свое сердце».
Цель: обучить детей ориентироваться в правой и левой стороне собственного тела.
Форма организации: подгрупповая.
Оборудование: флажки красного и зеленого цветов.
Описание: детей просят определить, где у него сердце, давая возможность почувствовать его биение. Затем логопед объясняет, что у всех людей сердце находится с левой стороны. И дает каждому ребенку в левую руку красный флажок, а в правую руку зеленый.
Игра «Топ, топ, топ».
Цель: закрепить умение находить правую и левую сторону «на себе».
Форма организации: подгрупповая.
Описание: дети выполняют движения под четверостишие, произносимое сначала логопедом, а затем и самими детьми:
«Правой ножкой топ, топ, топ,
Левой ножкой топ, топ, топ,
Левой ручкой помашу,
Правой ручкой постучу».
Игра «Найди свое место».
Цель: формировать у детей умение ориентироваться в пространстве представлений о направлениях пространства.
Форма организации: подгрупповая.
Описание: логопед предлагает детям встать друг за другом, выбирается ребенок, который будет выполнять инструкции логопеда. Например: «Саша, встань за Даниилом, встань между Машей и Соней, встань около Кати, перед Катей и т.д.».
Игра «Скажи наоборот».
Цель: формировать у детей навык употребления в речи грамматических средств для обозначения изменения местоположения предметов в пространстве.
Форма организации: индивидуальная.
Оборудование: игрушки (мяч, ящик, стол, яблоки, машина, домик).
Описание: логопед показывает ребенку игрушки и называет предложение, потом предлагает ребенку сказать наоборот.
Например:
Логопед: «Мальчик положил мячик в коробку».
Ребенок: «Мальчик достал мячик из коробки».
Логопед: «Машина отъехала от дома».
Ребенок: «Машина подъехала к дому».
Игра «Веселые картинки».
Цель: формировать у детей навык употребления в речи грамматических средств для обозначения изменения местоположения предметов в пространстве.
Форма организации: индивидуальная.
Оборудование: схемы предлогов, сюжетные картинки.

Описание: логопед предлагает ребенку придумать предложение по картинки и подобрать к ней схему предлога.

Игра «Шашки».

Цель: формировать умение ориентироваться на плоскости

Форма организации: подгрупповая.

Оборудование: мелки.

Описание: на асфальте мелом вычерчивается шахматное поле. Ребенок встает в левую нижнюю клетку и начинает двигаться согласно инструкции педагога: «Две клетки вверх, одна клетка влево, две вниз и т.д.». Игра продолжается до первой ошибки, затем игра начинается сначала с другим игроком.

Сравнительный анализ результатов на начало и конец учебного года показал, что все дети после проведенной коррекционно-логопедической работы показали результат лучше, чем на начало года, повысили свои качественные и количественные показатели. У детей значительно уменьшилось количество ошибок при выборе предлогов. Сформированные в импрессивной речи предложно-падежные конструкции дети успешно включают в самостоятельные высказывания в различных предметных ситуациях.

Таким образом, после проведенной коррекционно-логопедической работы нами была выявлена положительная динамика в формирования пространственных представлений на примере предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста.

Анализ научно-методической литературы и полученные результаты исследования показали, что формирование пространственных представлений на примере предложно-падежных конструкций играет большую роль в процессе социальной адаптации ребёнка, создаёт основу для успешного овладения учебной деятельностью: счётом, чтением, письмом.

Просмотров: 661
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Сальникова Анастасия Вячеславовна. Развитие понимания предложно-падежных конструкций в системе логопедической работы по преодолению ОНР
  • Кузнецова Светлана Александровна. Презентация 'Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи'
  • Мозолевская Янина Люциановна. Занятие по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» для детей с ОНР 3уровня старшей группы 5-6 лет Тема. Употребление предложных конструкций.
  • Туленко Оксана Николаевна. Игра как форма организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста
  • Блинова Ольга Анатольевна. Методика работы по формированию у детей с ЗПР субъективных ощущений пространства и пространственных представлений
  • Лисина Анна Николаевна. Подгрупповая работа по развитию речи с детьми пятого года жизни с общим недоразвитием речи «Насекомые»
  • Дымчан Ольга Сергеевна. Театрализованная игра как средство формирования речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
  • Егорова Юлия Владимировна. Индивидуальная коррекционная работа с детьми, имеющие нарушение пространственных представлений
  • Л.К. Желнова. Мозартика как инновационный метод развития умения ориентироваться в микро пространстве и на плоскости у детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Кожевникова Марина Юрьевна. Особенности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Клюбина Инна Викторовна. Рекомендация для педагогов и родителей на тему: «Значение употребления предлогов в речи ребенка»
  • Соболева Наталья Павловна. Педагогическая статья на тему «Игра как лучшая форма работы с дошкольниками по развитию речи»
  • Позднякова Екатерина Александровна. Квест-игра как инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОУ
  • Шарова Ольга Сергеевна. Дидактические игры как средство формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • Коновалова Вера Евгеньевна. Конспект занятия по развитию речи «Описание предметов зимней одежды» (вторая младшая группа)
  • Екатерина Николаевна Писарева. Проект правильного оформления и организации работы в уголке книги, цель которого, привить любовь и уважение к книге, воспитание будущих книголюбов
  • Хохлова Елена Юрьевна. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Осеннее путешествие»
  • Шалепина Светлана Владимировна. Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех.
  • Верхозина И.М., Ковешникова Н.Г., Стагнеева Е.Л., Николаева Н.А.. Проектная деятельность по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о традициях праздника Победы
  • Старцева Елена. Театрализованная игра, как форма социализации детей дошкольного возраста
  • Пучкова Наталья Викторовна. Опыт работы «Формирование у старших дошкольников умения ориентироваться в пространстве ДОУ через освоение навигационных карт»
  • Морозова Татьяна Алексеевна. Проект 'Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня'
  • Бойчук Светлана Владимировна. Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
  • Вдовиченко Екатерина. «Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста при рассматривании игрушек и предметов»
  • Ванина Светлана Владимировна. Развитие пространственных и временных представлений детей старшего дошкольного возраста
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Беленогова Светлана Алексеевна. «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста посредством описательного рассказа»
  • Талыгина Анна Юрьевна. Проект по развитию графомоторных навыков, пространственных представлений и творческих способностей у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «Графический серпантин»
  • Голубева Нина. Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста.
  • Забусова О. А., Посохова М. Н., Калашник А. С. Семейный клуб как форма организации работы по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь