Соболева Наталья Павловна. Педагогическая статья на тему «Игра как лучшая форма работы с дошкольниками по развитию речи»

Педагогическая статья на тему «Игра как лучшая форма работы с дошкольниками по развитию речи»

Дошкольное детство — уникальный период жизни человека, когда осуществляется развитие личности.
Речь одна из важных линий развития ребенка.
Речь — чудесный дар природы — не дается человеку от рождения.

Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. Речь сопровождает практически каждую деятельность ребёнка, совершенствует её и обогащается сама. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем. Она выполняет в жизни человека самые разнообразные функции — общение, передачи накопленного человечеством опыта, регуляции поведения и деятельности.

 

Все функции речи взаимосвязаны между собой: они формируются посредством друг друга. Речь ребенка проходит сложный и большой путь развития, тесно связанный с общим психическим становлением ребёнка-обогащение его деятельности, восприятия, мышления, воображения, эмоционально — волевой сферы. Когда дошкольник меняет свой статус и становится школьником, взрослые начинают предъявлять ему более высокие требования.

Прежде всего, это касается уровня речевого развития. Поэтому педагоги и родители должны позаботиться о полноценном развитии речи ребёнка еще в дошкольном возрасте, чтобы в школе он не испытывал дискомфорта, тревожности, неуверенности в себе.

В настоящее время наблюдается резкое увеличение количества детей с отклонениями в речевом развитии, особенно заметен рост недостатков звукопроизношения. В современном мире немаловажными причинами являются постоянно включенные телевизор, компьютер. Ведь все осознают, что в последнее время многие родители стали уделять меньше времени общению со своим ребёнком, часто заменяя себя компьютером или откупаясь от него дорогими, но пустыми в плане развития игрушками.

В настоящее время проблема развития речи ребенка, является одной из актуальных. Исследования последних лет показали, что речевая работа с дошкольниками должна организовываться на более высоком уровне. Учитывая, что игра в дошкольном возрасте — ведущая деятельность детей, можно считать своей целью способствование активизации речи в разных видах деятельности посредством игры.

Задачи:

  • создать в группе развивающую речевую среду
  • развивать произносительную и связную стороны речи
  • активизировать словарь детей
  • формировать грамматический строй речи
  • развивать мелкую моторику рук.

Первоочередной задачей нужно считать постоянное пополнение и изменение предметной развивающей среды. Рациональное использование пространства группы позволяет создать в ней оптимальные условия для размещения различных игровых зон. Театральный уголок- любимая зона детей. Здесь дети перевоплощаются, фантазируют, входя в образ, ведь от лица героя говорить легче, чем от себя. Основная задача, которая решается в процессе театрализованных представлений — развитие диалогической и монологической речи, обогащение словарного запаса, закрепление правильного произношения звуков.

Лего — город «Юный конструктор» развивает у детей логическое мышление, учит анализировать постройку, способствует развитию связной речи.

Сюжетно-ролевые игры занимают ведущее место. Игра учит детей объединяться, договариваться. Происходит обогащение словарного запаса, развитие диалога и монолога.

Одним из эффективных средств развития, коррекции речи дошкольников является дидактическая игра, поскольку ребёнок не просто выполняет требования взрослого, но и активно действует. Дидактические игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Одну и ту же игру можно использовать и подать детям по- разному, при этом получится разный результат.

Например, игра «Кому? Что нужно для работы?».

Можно раздать детям карточки с изображением профессий и попросить распределить инвентарь. Условие игры выполнено, но деятельности направленной на развитие речи нет…

А можно разделить детей на группы, раздать карточки с изображением профессий. Одному ребёнку дать изображение, другим перемешанные картинки с инвентарём. Дети по одному будут распределять инвентарь, при этом описывая его, и давать объяснение: для чего это предмет предназначен, как он используется и т.д.

Дидактические игры подбираются по разделам: формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, развитие связной речи.

В старшем дошкольном возрасте большое значение имеют игры на развитие фонетического слуха и зрительно-слухового анализа, на развитие мелкой моторики, это очень важно для подготовки пальцев к письму.

Работа с детьми по речевому развитию проводится в совместной деятельности, на прогулке, в режимные моменты, а также игры включены в занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим, ФМП.

С переходом к ФГОС ДО перед педагогами стоит важная задача: во время игры нужно не только научить воспринимать программный материал в процессе игры, но и педагогу не управлять детьми, а заинтересовывать их, действовать, используя «принцип рыболова» — подводить детей к определённым выводам, к открытиям, которые ребёнок должен сделать сам.

Какие же открытия может сделать ребёнок в образовательной деятельности, направленной на развитие его речи?

Ребёнок должен усвоить определенные правила и каноны родного языка без формулировок этих правил. А вот здесь и нужна игра, игровая деятельность, которая даёт определённый речевой образец. Дети быстро включаются в речевую игру, сами не понимая, как у них так здорово это получается.

Обилие игровых методов и приёмов, наличие игровой мотивации на занятиях позволяет сделать процесс обучения комфортным для детей.

Особое значение в работе предаётся организации свободного времени дошкольников.

В трудах Н.П. Сакулиной, Т.М. Осокиной, Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой отмечается, что продуманная организация свободного времени ребёнка имеет большое значение его всестороннее развитие.

В работе со старшими дошкольниками широко используются литературно- речевые досуги. По форме и организации это различные «путешествия», «приключения», например «путешествия в мир сказок», «в гостях у ребят Поиграйкин».

Интеллектуально- речевые игры.

К ним относятся викторины, конкурсы. По форме организации они напоминают телеигры «Что? Где? Когда?», «КВН», «Умники и умницы», «Поле Чудес».

Главная задача речевых праздников не только дарит радость, но и решает задачи речевого развития дошкольников.

Речевые игры в группе и на прогулке.

«Хорошо-плохо»

Для этой игры желательно нечётное число участников. Первый игрок говорит предложение, начинающееся со слова «хорошо», следующий за ним говорит предложение, начинающееся со слова «плохо».

«А у нас в квартире газ, а у вас?»

Смысл тот же, что и в стихотворении «А что у вас?» С. Михалкова. Игроки по очереди вставляют реплику, прибавляя в конце фразу «А у вас?»

Примеры.

А у нас сегодня лето, а у вас?

А у нас цветёт цветок, а у вас?

А у нас вода идёт, из трубы фонтаном бьет, а у вас?

Участникам задается слово (существительное). Первый участник даёт первое, следующий второе и т.д. Участник, давший пятое определение, задаёт новое слово- задание.

Примеры.

Полотенце — бумажное, махровое, цветное, кухонное, банное.

Крокодил — страшный, зелёный, зубастый и т.д.

«Чтобы — нужно»

В этой игре присутствует логическая цепочка. Последняя часть предложения — задание для следующего игрока.

Примеры.

Чтобы съесть конфету, нужно вымыть руки.

Чтобы вымыть руки, нужно открыть кран.

Чтобы открыть кран, нужно быть сильным.

Чтобы быть сильным, нужно хорошо кушать и т.д.

Хочется подчеркнуть, что игровая деятельность, направленная на развитие речи старших дошкольников даёт возможность вести работу интересно. При этом педагог должен сам очень хорошо владеть определённым объёмом знаний: иметь чистую (в звуковом отношении), правильную, грамотную, образную речь, знать детскую литературу, уметь правильно, логично и увлекательно для ребёнка поставить вопросы, обладать талантом доверительного разговора с детьми.

Шаг за шагом, через игру, мы научим ребёнка размышлять, выражать свои мысли правильными и распространёнными предложениями.

Наиболее эффективных результатов в речевом развитии детей можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов.

А главное целенаправленно стремиться вызвать у родителей интерес к собственному ребёнку, помочь в формировании правильного подхода к нему, способствовать с позиции интересов ребёнка осуществить формирование речевых умений.

Работу проводить по двум направлениям:

индивидуально (беседы, консультации, поручения родителям) и с коллективом родителей (родительские собрания, информация в уголок для родителей).

Примерные консультации для родителей: «Азбука общения с ребёнком», «Игры, которые помогут подготовить ребёнка к школе».

Памятки для родителей: «Речевое развитие детей», «Артикуляционная гимнастика», «Дидактические игры для развития речи».

Просмотров: 579
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Есина Виктория Витальевна. Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольников посредством сюжетно – ролевой игры».
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Фещенко Светлана Владимировна Хохрина Татьяна Валентиновна. Мастер-класс для родителей «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, через народные игрушки и игры»
  • Леонова Наталья Юрьевна. Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект «Играем и говорим» на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Сладкова Екатерина Александровна. Родительское собрание: «Пальчиковые игры, их роль и значение в развитие речи детей»
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Елена Фурманчук. Игры для развития словарного запаса и грамматического строя речи
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Шалепина Светлана Владимировна. Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех.
  • Логунова Наталья Павловна. Педагогические возможности дидактической игры в речевом развитии детей с общим недоразвитием речи.
  • Синьва Наля Григорьевна. Дидактическая игра как средство развития и коррекции речи у детей в дошкольном возрасте
  • Помогайко Наталья. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ
  • Черняк Ольга Владимировна, Ансимова Светлана Юрьевна. Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома»
  • Пылина Вера Васильевна. Конспект увлекательной квест-игры для развития связной речи детей подготовительной к школе группы «Волшебное путешествие с лэпбуком»
  • Анна Агеева. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (развитие связной речи) по теме «Разговор о маме» с детьми предшкольного возраста
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Бояринцева А. В.. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ СКАЗКОТЕРАПИЮ
  • Надежда Шагина. Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
  • Бакина Ирина Николаевна Гузева Елена Викторовна. «ИГРЫ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНО-ИГРОВЫХ СРЕДСТВ, ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР».
  • Леонова Наталья Юрьевна. Игры для развития слухового внимания детей 4-5 лет «Фонематический слух – основа правильной речи»
  • Кувшинова Е.Ю. Сидоренко Т. В.. «Дифференцированные игры для детей с нарушением речи и психофизического развития как средство развития партнерских отношений с родителями»
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Калинина Юлия Николаевна. Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Александрова Радина Раисовна. МАСТЕР — КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТЕХНИКИ РЕЧИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь