Дошкольное детство — уникальный период жизни человека, когда осуществляется развитие личности. Речь одна из важных линий развития ребенка. Речь — чудесный дар природы — не дается человеку от рождения.
Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. Речь сопровождает практически каждую деятельность ребёнка, совершенствует её и обогащается сама. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем. Она выполняет в жизни человека самые разнообразные функции — общение, передачи накопленного человечеством опыта, регуляции поведения и деятельности.
Все функции речи взаимосвязаны между собой: они формируются посредством друг друга. Речь ребенка проходит сложный и большой путь развития, тесно связанный с общим психическим становлением ребёнка-обогащение его деятельности, восприятия, мышления, воображения, эмоционально — волевой сферы. Когда дошкольник меняет свой статус и становится школьником, взрослые начинают предъявлять ему более высокие требования.
Прежде всего, это касается уровня речевого развития. Поэтому педагоги и родители должны позаботиться о полноценном развитии речи ребёнка еще в дошкольном возрасте, чтобы в школе он не испытывал дискомфорта, тревожности, неуверенности в себе.
В настоящее время наблюдается резкое увеличение количества детей с отклонениями в речевом развитии, особенно заметен рост недостатков звукопроизношения. В современном мире немаловажными причинами являются постоянно включенные телевизор, компьютер. Ведь все осознают, что в последнее время многие родители стали уделять меньше времени общению со своим ребёнком, часто заменяя себя компьютером или откупаясь от него дорогими, но пустыми в плане развития игрушками.
В настоящее время проблема развития речи ребенка, является одной из актуальных. Исследования последних лет показали, что речевая работа с дошкольниками должна организовываться на более высоком уровне. Учитывая, что игра в дошкольном возрасте — ведущая деятельность детей, можно считать своей целью способствование активизации речи в разных видах деятельности посредством игры.
Задачи:
- создать в группе развивающую речевую среду
- развивать произносительную и связную стороны речи
- активизировать словарь детей
- формировать грамматический строй речи
- развивать мелкую моторику рук.
Первоочередной задачей нужно считать постоянное пополнение и изменение предметной развивающей среды. Рациональное использование пространства группы позволяет создать в ней оптимальные условия для размещения различных игровых зон. Театральный уголок- любимая зона детей. Здесь дети перевоплощаются, фантазируют, входя в образ, ведь от лица героя говорить легче, чем от себя. Основная задача, которая решается в процессе театрализованных представлений — развитие диалогической и монологической речи, обогащение словарного запаса, закрепление правильного произношения звуков.
Лего — город «Юный конструктор» развивает у детей логическое мышление, учит анализировать постройку, способствует развитию связной речи.
Сюжетно-ролевые игры занимают ведущее место. Игра учит детей объединяться, договариваться. Происходит обогащение словарного запаса, развитие диалога и монолога.
Одним из эффективных средств развития, коррекции речи дошкольников является дидактическая игра, поскольку ребёнок не просто выполняет требования взрослого, но и активно действует. Дидактические игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Одну и ту же игру можно использовать и подать детям по- разному, при этом получится разный результат.
Например, игра «Кому? Что нужно для работы?».
Можно раздать детям карточки с изображением профессий и попросить распределить инвентарь. Условие игры выполнено, но деятельности направленной на развитие речи нет…
А можно разделить детей на группы, раздать карточки с изображением профессий. Одному ребёнку дать изображение, другим перемешанные картинки с инвентарём. Дети по одному будут распределять инвентарь, при этом описывая его, и давать объяснение: для чего это предмет предназначен, как он используется и т.д.
Дидактические игры подбираются по разделам: формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, развитие связной речи.
В старшем дошкольном возрасте большое значение имеют игры на развитие фонетического слуха и зрительно-слухового анализа, на развитие мелкой моторики, это очень важно для подготовки пальцев к письму.
Работа с детьми по речевому развитию проводится в совместной деятельности, на прогулке, в режимные моменты, а также игры включены в занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим, ФМП.
С переходом к ФГОС ДО перед педагогами стоит важная задача: во время игры нужно не только научить воспринимать программный материал в процессе игры, но и педагогу не управлять детьми, а заинтересовывать их, действовать, используя «принцип рыболова» — подводить детей к определённым выводам, к открытиям, которые ребёнок должен сделать сам.
Какие же открытия может сделать ребёнок в образовательной деятельности, направленной на развитие его речи?
Ребёнок должен усвоить определенные правила и каноны родного языка без формулировок этих правил. А вот здесь и нужна игра, игровая деятельность, которая даёт определённый речевой образец. Дети быстро включаются в речевую игру, сами не понимая, как у них так здорово это получается.
Обилие игровых методов и приёмов, наличие игровой мотивации на занятиях позволяет сделать процесс обучения комфортным для детей.
Особое значение в работе предаётся организации свободного времени дошкольников.
В трудах Н.П. Сакулиной, Т.М. Осокиной, Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой отмечается, что продуманная организация свободного времени ребёнка имеет большое значение его всестороннее развитие.
В работе со старшими дошкольниками широко используются литературно- речевые досуги. По форме и организации это различные «путешествия», «приключения», например «путешествия в мир сказок», «в гостях у ребят Поиграйкин».
Интеллектуально- речевые игры.
К ним относятся викторины, конкурсы. По форме организации они напоминают телеигры «Что? Где? Когда?», «КВН», «Умники и умницы», «Поле Чудес».
Главная задача речевых праздников не только дарит радость, но и решает задачи речевого развития дошкольников.
Речевые игры в группе и на прогулке.
«Хорошо-плохо»
Для этой игры желательно нечётное число участников. Первый игрок говорит предложение, начинающееся со слова «хорошо», следующий за ним говорит предложение, начинающееся со слова «плохо».
«А у нас в квартире газ, а у вас?»
Смысл тот же, что и в стихотворении «А что у вас?» С. Михалкова. Игроки по очереди вставляют реплику, прибавляя в конце фразу «А у вас?»
Примеры.
А у нас сегодня лето, а у вас?
А у нас цветёт цветок, а у вас?
А у нас вода идёт, из трубы фонтаном бьет, а у вас?
Участникам задается слово (существительное). Первый участник даёт первое, следующий второе и т.д. Участник, давший пятое определение, задаёт новое слово- задание.
Примеры.
Полотенце — бумажное, махровое, цветное, кухонное, банное.
Крокодил — страшный, зелёный, зубастый и т.д.
«Чтобы — нужно»
В этой игре присутствует логическая цепочка. Последняя часть предложения — задание для следующего игрока.
Примеры.
Чтобы съесть конфету, нужно вымыть руки.
Чтобы вымыть руки, нужно открыть кран.
Чтобы открыть кран, нужно быть сильным.
Чтобы быть сильным, нужно хорошо кушать и т.д.
Хочется подчеркнуть, что игровая деятельность, направленная на развитие речи старших дошкольников даёт возможность вести работу интересно. При этом педагог должен сам очень хорошо владеть определённым объёмом знаний: иметь чистую (в звуковом отношении), правильную, грамотную, образную речь, знать детскую литературу, уметь правильно, логично и увлекательно для ребёнка поставить вопросы, обладать талантом доверительного разговора с детьми.
Шаг за шагом, через игру, мы научим ребёнка размышлять, выражать свои мысли правильными и распространёнными предложениями.
Наиболее эффективных результатов в речевом развитии детей можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов.
А главное целенаправленно стремиться вызвать у родителей интерес к собственному ребёнку, помочь в формировании правильного подхода к нему, способствовать с позиции интересов ребёнка осуществить формирование речевых умений.
Работу проводить по двум направлениям:
индивидуально (беседы, консультации, поручения родителям) и с коллективом родителей (родительские собрания, информация в уголок для родителей).
Примерные консультации для родителей: «Азбука общения с ребёнком», «Игры, которые помогут подготовить ребёнка к школе».
Памятки для родителей: «Речевое развитие детей», «Артикуляционная гимнастика», «Дидактические игры для развития речи».
|