Клобукова Олеся Владимировна. Дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Логические соты»

Дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Логические соты»

Разработали педагоги МАДОУ «Детский сад №88» г.Березники Пермского края: педагог – психолог

Клобукова Олеся Владимировна; воспитатель I кв. категории Кравец Елена Александровна

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Игры для детей 3 – 4 лет
  • «Разноцветная полянка»
  • «Найди такую же»
  • «Елочка, елка, зеленый наряд»
  • «Соты – разноцветы»

3. Игры для детей 4 – 5 лет

  • «Юные дизайнеры»
  • «Пчелкины сказки»
  • «Живое – неживое»

4. Игры для детей 5 – 7 лет

  • «Экологические цепочки»
  • «Звуко – соты»

5. Список используемой литературы

 

Скачать пособие

Пояснительная записка

Представленное дидактическое пособие «Логические соты» базируется на содержании программы «Развитие» и основных принципах современной системы дошкольного образования: динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности социальных заказчиков и самих воспитанников. Одной из приоритетных задач программы «Развитие» под ред. О.М. Дьяченко является введение в обучение дошкольников действий, в максимальной степени развивающих умственные способности. Это, прежде всего, действия по построению и использованию наглядных моделей различных типов и содержаний. Дидактическое пособие «Логические соты» представляют собой наглядную модель, в которой выделены и представлены в обобщенном и схематизированном виде свойства предметов и явлений, их связи и отношения.

Цель настоящего пособия: формирование навыка использования образов, соответствующих сенсорным эталонам, в процессе отображения свойств предметов и явлений, их связей и отношений у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Побуждать детей к использованию обобщенного способа действия с наглядными моделями
  • Развивать умение обобщать свой собственный чувственный опыт
  • Способствовать формированию навыков самоконтроля, самооценки

- Развивать навыки сотрудничества.

Пособие представляет собой панно с мягкими модулями в виде пчелиных сот. В каждой ячейке – соте расположен прозрачный карман, в который вставляется картинка – знак. Количество и расположение сот варьируется в зависимости от программных требований, возрастных особенностей и уровня развития детей. Дидактическое пособие «Логические соты» содержит в себе широкий спектр дидактических игр направленных на формирование восприятия сенсорных эталонов – общепринятых образцов внешних свойств (формы, цвета, величины предметов, их положения в пространстве, высоты звуков, фонематического строя речи). Предложенные варианты игр – лишь база, опираясь на которую можно видоизменять содержание до бесконечности. Предлагаемые игры могут быть использованы педагогами в разных видах совместной деятельности: игра, конструирование, моделирование с детьми младшего и старшего дошкольного возраста.

В процессе работы с данным пособием ребенок имеет возможность получить информацию в доступной форме, обобщить и закрепить знания. Благодаря такой схеме построения работы ребенок не только успешно усваивает сенсорные эталоны, но обобщает и проявляет свой эмоционально – познавательный опыт.

В течение 2009-2010 года дидактическое пособие «Логические соты» было апробировано педагогами О.В. Клобуковой и Е.А. Кравец с детьми дошкольного возраста на базе МДОУ «Детский сад №88» г. Березники. Система апробации проходила в рамках проекта Федеральных государственных требований к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования и включала в себя диагностику по программе «Развитие», наблюдения за детьми в совместной и самостоятельной деятельности, анкетирование родителей и отзывы педагогов. Положительную оценку эффективности использования дидактического пособия дали 97% родителей и педагогов 100%. Итоги мониторинга показали, что применение дидактического пособия «Логические соты» способствует успешному усвоению программного материала, развитию навыков сотрудничества и позитивной оценке собственной деятельности, кроме того, выросла инициатива детей к приобретению новых знаний.

Материал предназначен для педагогов дошкольных учреждений и может быть интересен педагогам дополнительного образования и учителям начальных классов.

Дидактические игры для детей 3-4 лет (вторая младшая группа)

«Разноцветная полянка»

Цель: развитие представлений об основных цветах спектра, посредством приравнивания к эталону с отвлечением от других признаков предметов, развитие первоначальных навыков сотрудничества.

Материал: шапочки пчелок с разноцветными усиками; шесть модулей – сот шести цветов спектра; вырезанные из цветного картона цветы с накладными серединками «нектар».

Ход игры:

  1. вариант: Дети выбирают шапочки с цветными усиками, определяют по цвету усиков, в какие соты будут носить «нектар», «летают» по полянке, по сигналу воспитателя берут с цветка «нектар» и несут его в соответствующие соты: (дети в шапочках с синими усиками носят синий «нектар» в соты с синей карточкой – значком)
  2. вариант: Детям предлагаются шапочки, соты и «нектар» с большим количеством оттенков цветов спектра.

«Найди такую же»

Цель: развитие представления о геометрических формах с целью их самостоятельного воспроизведения (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Материал: плоскостные изображения геометрических фигур; модули – соты, расположенные по кругу, в центральной соте располагается геометрическая фигура; предметные картинки формой напоминающие геометрические фигуры, счетные палочки, толстая нить; «Пчелкино ведерко»

Ход игры:

  1. вариант: В «пчелкином ведерке» лежат предметные картинки. Дети берут по одной картинке и вкладывают в соты в соответствии с условным обозначением геометрических фигур.
  2. вариант: В «пчелкином ведерке» лежат предметные картинки. Дети берут по одной картинке и вкладывают в соты в соответствии с условным обозначением геометрических фигур. Затем дети выкладывают ту геометрическую фигуру, к которой подбирали предметные картинки с помощью счетных палочек или толстой нити.

«Елочка, елка, зеленый наряд»

Цель: использование способа построения сериационного ряда при расположении предметов на плоскости в порядке убывания величины, развитие навыков сотрудничества, обогащение словаря детей: дать понятие слова «хвойное»; закрепление знаний основных цветов спектра.

Материал: тканевые плоскостные изображения треугольников разных величин, тканевых кругов основных цветов спектра разных величин на липах; модули – соты вертикально расположенные по 4 – 5 ячеек, «пчелкино ведерко».

Ход игры:

  1. вариант: Дети объединяются в пары для игры. В «пчелкином ведерке» лежат треугольники разных размеров. Детям предлагается посадить елочки, чтобы получился хвойный лес.
  2. вариант: Объединившись в пары, дети подходят к изображению хвойного леса и украшают елочки цветными шариками в соответствии с величинами треугольников.

Примечание: данная игра предлагается детям в канун нового года и может являться праздничным оформлением групповой комнаты.

«Соты – разноцветы»

Цель: закрепление представлений о разновидностях эталонов цвета в процессе сопоставления оттенков цвета с эталоном. Развитие начальных форм сотрудничества детей друг с другом (совместные действия по правилам).

Материал: модули соты из 5 ячеек, расположенные по кругу, в центральной ячейке находится цвет – эталон; цветные карточки.

Ход игры:

Дети – пчелки в шапочках с цветными усиками находят себе пару и определяют по цветовому эталону соты, которые будут заполнять цветными карточками.

Дидактические игры для детей 4-5 лет (средняя группа)

«Юные дизайнеры»

Цель: закрепление умений ориентироваться в пространстве, упражнение в правильном использовании пространственных предлогов и наречий, развитие навыков сотрудничества.

Материал: несколько вариантов схемы — образца комнаты в виде соты, модуль – сота, геометрические фигуры – заместители мебели.

Ход игры:

  1. вариант: ребенку предлагается расположить мебель – геометрические фигуры – в соответствии с выбранной им схемой – образцом. Когда соты заполнены, дети соединяют их вместе – подучается улей, куда помещаются фигурки пчел.
  2. вариант: ребенку предлагается расположить мебель – геометрические фигуры – следуя словесному указанию педагога.
  3. вариант: В игре участвуют двое детей: один ребенок называет расположение мебели в комнате по схеме, а другой располагает мебель – геометрические фигуры – следуя словесному указанию первого ребенка.

Примечание: — кровать, — кресло, — стол, — табурет.

«Пчелкины сказки»

Цель: закреплять умения действовать с предметами – заместителями: выбор заместителей по заданному признаку (величина, цвет); побуждать детей к пересказыванию сказки, опираясь на заместители; развитие воображения: освоение действия «опредмечивания» заданного признака реальности (цвет); развитие навыков сотрудничества; развитие творчества.

Материал: модули — соты, сюжетные картинки к программным сказкам, геометрические фигуры разных цветов – заместители сказочных персонажей.

Ход игры:

  1. вариант: Дети выбирают по своему желанию иллюстрацию сказки и помещают ее в центральную соту. Используя заместителей персонажей сказки, дети вокруг центральной соты выстраивают цепочку событий по сюжету сказки. Затем к каждому персонажу настраивается своя сказка. Таким образом, конфигурация сот выстраивается в виде цветка.
  2. вариант: Дети выбирают по своему желанию иллюстрацию сказки и помещают ее в центральную соту. Используя заместителей персонажей сказки, дети вокруг центральной соты выстраивают цепочку событий по сюжету сказки. Далее дети придумывают дальнейшие события. Таким образом, конфигурация сот выстраивается в виде улитки.

«Живое — неживое».

Цель: закрепить умение детей различать живую и неживую природу, выделять отличительные признаки живой и неживой природы, классифицировать объекты живой и неживой природы с использованием условных обозначений; развитие навыков самоконтроля и самооценки.

Материал: модули – соты, набор картинок с изображением объектов живой и неживой природы, набор карточек с условными обозначениями живой и неживой природы.

Ход игры:

  1. вариант: В центральной соте расположена картинка, разделенная пополам. В одной половине условное обозначение объекта живой природы, а в другой – неживой. На ковре разложены в случайном порядке карточки с условными обозначениями живой и неживой природы. Дети объединяются в две группы и договариваются, кто собирает объекты живой природы, а кто – неживой. По сигналу педагога дети начинают работать. Побеждает та команда, которая правильно справится с заданием быстрее.
  2. вариант: проводится по принципу первого варианта и направлен на классификацию объектов живой природы с использованием условных обозначений.

Дидактические игры для детей 5 — 7 лет

(1 вариант игр для старшей группы, 2 вариант для подготовительной к школе группы)

«Экологические цепочки»

Цель: развитие экологических представлений; закрепление действия использования моделей взаимосвязи живой и неживой природы; формирование логического мышления; развитие навыков сотрудничества и лидерских качеств.

Материал: модули – соты; предметные картинки с изображением объектов живой и неживой природы; карточки с условными обозначениями флоры и фауны и условий жизни на Земле.

Ход игры:

Дети объединяются в группы по 3 — 4 человека. Группы по очереди выбирают картинку с объектом живой или неживой природы и вставляют в центральную ячейку. Посредством логических умозаключений, основанных на опыте детей, приобретенном на занятиях, они выстраивают взаимосвязи. Таким образом, конфигурация сот, как правило, выстраивается в виде солнышка. Победителем считается та команда, которая выстроит «улей» из большего количества сот.

«Звуко – соты»

Цель: развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха и восприятия; формирование самоконтроля за речью; фонетического, фонематического, лексико-грамматического строя речи; формирование представлений о понятиях: «слово», «звук».

Материал: модули – соты; 2 картинки, разделенные пополам с двумя условными обозначениями звуков: гласных – согласных, твердых – мягких; предметные картинки.

Ход игры:

  1. вариант: В центральной соте расположена картинка, разделенная пополам. В одной половине условное обозначение согласного твердого звука, а в другой согласного мягкого звука. На ковре разложены в случайном порядке предметные картинки. Педагог обозначает звук, на который дети должны подобрать картинки. Побеждает та команда, которая правильно справится с заданием.
  2. вариант: проводится по принципу первого варианта и направлен на классификацию согласных и гласных звуков.

«Рече – соты»

Цель: развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха и восприятия; формирование самоконтроля за речью; фонетического, фонематического, лексико-грамматического строя речи; формирование представлений о понятиях: «слово», «звук».

Материал: модули – соты; 2 картинки, разделенные пополам с двумя условными обозначениями звуков: гласных – согласных, твердых – мягких; предметные картинки.

Ход игры:

  1. вариант: В центральной соте расположена картинка, разделенная пополам. В одной половине условное обозначение согласного твердого звука, а в другой согласного мягкого звука. На ковре разложены в случайном порядке предметные картинки. Педагог обозначает звук, на который дети должны подобрать картинки. Побеждает та команда, которая правильно справится с заданием.
  2. вариант: проводится по принципу первого варианта и направлен на классификацию согласных и гласных звуков.

Список используемой литературы

  1. Дьяченко, О.М. Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. / под ред. О.М. Дьяченко. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002. – 96 с.
  2. Ерофеева, Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений/под ред. Т.И. Ерофеевой. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 344 с.
  3. Римашевская, Л.С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников. Учебно–методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2007. – 112 с.
  4. Фадеева Е.М, Опытническая работа по оптимизации форм и методов развития навыков сотрудничества у детей дошкольного возраст. К.п. н. КИПКРО.
  5. Чистякова Н.Д. Совместная деятельность педагога и детей: пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/под ред. Н.Д. Чистяковой. – Пермь, 2005. – 115с.
Просмотров: 722
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Гайнеева Винера Фаатовна. Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности подготовительной группе по теме:«Объекты живой и неживой природы»
  • Михеева Евгения Михайловна. Дидактический материал по «формированию элементарных математических представлений через дидактические игры», для детей младшего возраста.
  • Андриянова Ольга Владимировна. Игры с песком для развития математических представлений детей старшей группы детского сада (материал к презентации)
  • Татьяна Новожилова. Презентация. Методическая разработка. Тема: «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
  • Стеценко Ольга Юрьевна. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему «Разработка системы непрерывных наблюдений за объектами живой и неживой природы в группе старшего возраста в течении сентября месяца» в рамках каскадной модели повышения квалификации
  • Абрамова Татьяна Валериевна. Игры на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Рассказова Елена Николаевна. Развитие предметно – действенных способов познания математических свойств и отношений у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры
  • Омётова Олеся Васильевна. ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ (практикум для педагогов и детей старшего дошкольного возраста).
  • Резник Анджела Анатольевна. Исследовательский проект: «Формирование фонематического слуха и восприятия детей дошкольного возраста с ОНР через игры и наглядное моделирование»
  • Валюк Елена Эдвардовна. Учебная площадка по изучению правил дорожного движения, как компактный вариант автогородка для детей.
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Каргополова Лидия Васильевна. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
  • Васильева Екатерина Геннадиевна. Математическое и сенсорное развитие для детей младшей группы Тема: «Геометрические фигуры»
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Сулейманова Зилара Минисламовна. Интегрированное занятие тема: «Дружба народов через игры» возрастная группа: дети 5-6 лет с нарушениями речи
  • Агапова Анжелика Васильевна. Самообразование «Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР через дидактические игры»
  • Понамарева Наталья Юрьевна. Дидактические игры, направленные на развитие экологической культуры детей дошкольного возраста.
  • Петухова Елена Владимировна. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 'Цвета Радуги'
  • Ерсонина Елена Николаевна. СБОРНИК ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект «Играем и говорим» на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Сёмина Наталия Андреевна. Программа развивающих занятий «Сказочные игры» (познавательное развитие). Для детей 2-3 лет.
  • Кожевникова Наталья Николаевна. Консультация для воспитателей «Вариант оптимизации включения родителей в образовательный процесс ДОУ»
  • Мартыненкова Инна Васильевна. Влияние и значимость сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных умений и социальных навыков старших дошкольников
  • Рудакова Марина Юрьевна. Формирование положительного отношения к объектам живой природы
  • Ершова Маргарита Витальевна. «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Капустина Наталья Ивановна. «Развитие познавательного интереса детей 5–6 лет к неживой природе посредством экспериментирования»
  • Махринская Елена Сергеевна. Дидактическое многофункциональное пособие для педагогов, родителей дошкольных образовательных учреждений «Тактильный интерактивный мини музей»
  • Занина Любовь Викторовна. «Художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной игры».
  • Главный Редактор. Чем могут быть полезны компьютерные игры для малышей? Выбираем игры для детей до 5 лет



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь