Разработали педагоги МАДОУ «Детский сад №88» г.Березники Пермского края: педагог – психолог
Клобукова Олеся Владимировна; воспитатель I кв. категории Кравец Елена Александровна
Содержание
- Пояснительная записка
- Игры для детей 3 – 4 лет
- «Разноцветная полянка»
- «Найди такую же»
- «Елочка, елка, зеленый наряд»
- «Соты – разноцветы»
3. Игры для детей 4 – 5 лет
- «Юные дизайнеры»
- «Пчелкины сказки»
- «Живое – неживое»
4. Игры для детей 5 – 7 лет
- «Экологические цепочки»
- «Звуко – соты»
5. Список используемой литературы
Скачать пособие
Пояснительная записка
Представленное дидактическое пособие «Логические соты» базируется на содержании программы «Развитие» и основных принципах современной системы дошкольного образования: динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности социальных заказчиков и самих воспитанников. Одной из приоритетных задач программы «Развитие» под ред. О.М. Дьяченко является введение в обучение дошкольников действий, в максимальной степени развивающих умственные способности. Это, прежде всего, действия по построению и использованию наглядных моделей различных типов и содержаний. Дидактическое пособие «Логические соты» представляют собой наглядную модель, в которой выделены и представлены в обобщенном и схематизированном виде свойства предметов и явлений, их связи и отношения.
Цель настоящего пособия: формирование навыка использования образов, соответствующих сенсорным эталонам, в процессе отображения свойств предметов и явлений, их связей и отношений у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Побуждать детей к использованию обобщенного способа действия с наглядными моделями
- Развивать умение обобщать свой собственный чувственный опыт
- Способствовать формированию навыков самоконтроля, самооценки
- Развивать навыки сотрудничества.
Пособие представляет собой панно с мягкими модулями в виде пчелиных сот. В каждой ячейке – соте расположен прозрачный карман, в который вставляется картинка – знак. Количество и расположение сот варьируется в зависимости от программных требований, возрастных особенностей и уровня развития детей. Дидактическое пособие «Логические соты» содержит в себе широкий спектр дидактических игр направленных на формирование восприятия сенсорных эталонов – общепринятых образцов внешних свойств (формы, цвета, величины предметов, их положения в пространстве, высоты звуков, фонематического строя речи). Предложенные варианты игр – лишь база, опираясь на которую можно видоизменять содержание до бесконечности. Предлагаемые игры могут быть использованы педагогами в разных видах совместной деятельности: игра, конструирование, моделирование с детьми младшего и старшего дошкольного возраста.
В процессе работы с данным пособием ребенок имеет возможность получить информацию в доступной форме, обобщить и закрепить знания. Благодаря такой схеме построения работы ребенок не только успешно усваивает сенсорные эталоны, но обобщает и проявляет свой эмоционально – познавательный опыт.
В течение 2009-2010 года дидактическое пособие «Логические соты» было апробировано педагогами О.В. Клобуковой и Е.А. Кравец с детьми дошкольного возраста на базе МДОУ «Детский сад №88» г. Березники. Система апробации проходила в рамках проекта Федеральных государственных требований к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования и включала в себя диагностику по программе «Развитие», наблюдения за детьми в совместной и самостоятельной деятельности, анкетирование родителей и отзывы педагогов. Положительную оценку эффективности использования дидактического пособия дали 97% родителей и педагогов 100%. Итоги мониторинга показали, что применение дидактического пособия «Логические соты» способствует успешному усвоению программного материала, развитию навыков сотрудничества и позитивной оценке собственной деятельности, кроме того, выросла инициатива детей к приобретению новых знаний.
Материал предназначен для педагогов дошкольных учреждений и может быть интересен педагогам дополнительного образования и учителям начальных классов.
Дидактические игры для детей 3-4 лет (вторая младшая группа)
«Разноцветная полянка»
Цель: развитие представлений об основных цветах спектра, посредством приравнивания к эталону с отвлечением от других признаков предметов, развитие первоначальных навыков сотрудничества.
Материал: шапочки пчелок с разноцветными усиками; шесть модулей – сот шести цветов спектра; вырезанные из цветного картона цветы с накладными серединками «нектар».
Ход игры:
- вариант: Дети выбирают шапочки с цветными усиками, определяют по цвету усиков, в какие соты будут носить «нектар», «летают» по полянке, по сигналу воспитателя берут с цветка «нектар» и несут его в соответствующие соты: (дети в шапочках с синими усиками носят синий «нектар» в соты с синей карточкой – значком)
- вариант: Детям предлагаются шапочки, соты и «нектар» с большим количеством оттенков цветов спектра.
«Найди такую же»
Цель: развитие представления о геометрических формах с целью их самостоятельного воспроизведения (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
Материал: плоскостные изображения геометрических фигур; модули – соты, расположенные по кругу, в центральной соте располагается геометрическая фигура; предметные картинки формой напоминающие геометрические фигуры, счетные палочки, толстая нить; «Пчелкино ведерко»
Ход игры:
- вариант: В «пчелкином ведерке» лежат предметные картинки. Дети берут по одной картинке и вкладывают в соты в соответствии с условным обозначением геометрических фигур.
- вариант: В «пчелкином ведерке» лежат предметные картинки. Дети берут по одной картинке и вкладывают в соты в соответствии с условным обозначением геометрических фигур. Затем дети выкладывают ту геометрическую фигуру, к которой подбирали предметные картинки с помощью счетных палочек или толстой нити.
«Елочка, елка, зеленый наряд»
Цель: использование способа построения сериационного ряда при расположении предметов на плоскости в порядке убывания величины, развитие навыков сотрудничества, обогащение словаря детей: дать понятие слова «хвойное»; закрепление знаний основных цветов спектра.
Материал: тканевые плоскостные изображения треугольников разных величин, тканевых кругов основных цветов спектра разных величин на липах; модули – соты вертикально расположенные по 4 – 5 ячеек, «пчелкино ведерко».
Ход игры:
- вариант: Дети объединяются в пары для игры. В «пчелкином ведерке» лежат треугольники разных размеров. Детям предлагается посадить елочки, чтобы получился хвойный лес.
- вариант: Объединившись в пары, дети подходят к изображению хвойного леса и украшают елочки цветными шариками в соответствии с величинами треугольников.
Примечание: данная игра предлагается детям в канун нового года и может являться праздничным оформлением групповой комнаты.
«Соты – разноцветы»
Цель: закрепление представлений о разновидностях эталонов цвета в процессе сопоставления оттенков цвета с эталоном. Развитие начальных форм сотрудничества детей друг с другом (совместные действия по правилам).
Материал: модули соты из 5 ячеек, расположенные по кругу, в центральной ячейке находится цвет – эталон; цветные карточки.
Ход игры:
Дети – пчелки в шапочках с цветными усиками находят себе пару и определяют по цветовому эталону соты, которые будут заполнять цветными карточками.
Дидактические игры для детей 4-5 лет (средняя группа)
«Юные дизайнеры»
Цель: закрепление умений ориентироваться в пространстве, упражнение в правильном использовании пространственных предлогов и наречий, развитие навыков сотрудничества.
Материал: несколько вариантов схемы — образца комнаты в виде соты, модуль – сота, геометрические фигуры – заместители мебели.
Ход игры:
- вариант: ребенку предлагается расположить мебель – геометрические фигуры – в соответствии с выбранной им схемой – образцом. Когда соты заполнены, дети соединяют их вместе – подучается улей, куда помещаются фигурки пчел.
- вариант: ребенку предлагается расположить мебель – геометрические фигуры – следуя словесному указанию педагога.
- вариант: В игре участвуют двое детей: один ребенок называет расположение мебели в комнате по схеме, а другой располагает мебель – геометрические фигуры – следуя словесному указанию первого ребенка.
Примечание: — кровать, — кресло, — стол, — табурет.
«Пчелкины сказки»
Цель: закреплять умения действовать с предметами – заместителями: выбор заместителей по заданному признаку (величина, цвет); побуждать детей к пересказыванию сказки, опираясь на заместители; развитие воображения: освоение действия «опредмечивания» заданного признака реальности (цвет); развитие навыков сотрудничества; развитие творчества.
Материал: модули — соты, сюжетные картинки к программным сказкам, геометрические фигуры разных цветов – заместители сказочных персонажей.
Ход игры:
- вариант: Дети выбирают по своему желанию иллюстрацию сказки и помещают ее в центральную соту. Используя заместителей персонажей сказки, дети вокруг центральной соты выстраивают цепочку событий по сюжету сказки. Затем к каждому персонажу настраивается своя сказка. Таким образом, конфигурация сот выстраивается в виде цветка.
- вариант: Дети выбирают по своему желанию иллюстрацию сказки и помещают ее в центральную соту. Используя заместителей персонажей сказки, дети вокруг центральной соты выстраивают цепочку событий по сюжету сказки. Далее дети придумывают дальнейшие события. Таким образом, конфигурация сот выстраивается в виде улитки.
«Живое — неживое».
Цель: закрепить умение детей различать живую и неживую природу, выделять отличительные признаки живой и неживой природы, классифицировать объекты живой и неживой природы с использованием условных обозначений; развитие навыков самоконтроля и самооценки.
Материал: модули – соты, набор картинок с изображением объектов живой и неживой природы, набор карточек с условными обозначениями живой и неживой природы.
Ход игры:
- вариант: В центральной соте расположена картинка, разделенная пополам. В одной половине условное обозначение объекта живой природы, а в другой – неживой. На ковре разложены в случайном порядке карточки с условными обозначениями живой и неживой природы. Дети объединяются в две группы и договариваются, кто собирает объекты живой природы, а кто – неживой. По сигналу педагога дети начинают работать. Побеждает та команда, которая правильно справится с заданием быстрее.
- вариант: проводится по принципу первого варианта и направлен на классификацию объектов живой природы с использованием условных обозначений.
Дидактические игры для детей 5 — 7 лет
(1 вариант игр для старшей группы, 2 вариант для подготовительной к школе группы)
«Экологические цепочки»
Цель: развитие экологических представлений; закрепление действия использования моделей взаимосвязи живой и неживой природы; формирование логического мышления; развитие навыков сотрудничества и лидерских качеств.
Материал: модули – соты; предметные картинки с изображением объектов живой и неживой природы; карточки с условными обозначениями флоры и фауны и условий жизни на Земле.
Ход игры:
Дети объединяются в группы по 3 — 4 человека. Группы по очереди выбирают картинку с объектом живой или неживой природы и вставляют в центральную ячейку. Посредством логических умозаключений, основанных на опыте детей, приобретенном на занятиях, они выстраивают взаимосвязи. Таким образом, конфигурация сот, как правило, выстраивается в виде солнышка. Победителем считается та команда, которая выстроит «улей» из большего количества сот.
«Звуко – соты»
Цель: развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха и восприятия; формирование самоконтроля за речью; фонетического, фонематического, лексико-грамматического строя речи; формирование представлений о понятиях: «слово», «звук».
Материал: модули – соты; 2 картинки, разделенные пополам с двумя условными обозначениями звуков: гласных – согласных, твердых – мягких; предметные картинки.
Ход игры:
- вариант: В центральной соте расположена картинка, разделенная пополам. В одной половине условное обозначение согласного твердого звука, а в другой согласного мягкого звука. На ковре разложены в случайном порядке предметные картинки. Педагог обозначает звук, на который дети должны подобрать картинки. Побеждает та команда, которая правильно справится с заданием.
- вариант: проводится по принципу первого варианта и направлен на классификацию согласных и гласных звуков.
«Рече – соты»
Цель: развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха и восприятия; формирование самоконтроля за речью; фонетического, фонематического, лексико-грамматического строя речи; формирование представлений о понятиях: «слово», «звук».
Материал: модули – соты; 2 картинки, разделенные пополам с двумя условными обозначениями звуков: гласных – согласных, твердых – мягких; предметные картинки.
Ход игры:
- вариант: В центральной соте расположена картинка, разделенная пополам. В одной половине условное обозначение согласного твердого звука, а в другой согласного мягкого звука. На ковре разложены в случайном порядке предметные картинки. Педагог обозначает звук, на который дети должны подобрать картинки. Побеждает та команда, которая правильно справится с заданием.
- вариант: проводится по принципу первого варианта и направлен на классификацию согласных и гласных звуков.
Список используемой литературы
- Дьяченко, О.М. Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. / под ред. О.М. Дьяченко. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002. – 96 с.
- Ерофеева, Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений/под ред. Т.И. Ерофеевой. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 344 с.
- Римашевская, Л.С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников. Учебно–методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2007. – 112 с.
- Фадеева Е.М, Опытническая работа по оптимизации форм и методов развития навыков сотрудничества у детей дошкольного возраст. К.п. н. КИПКРО.
- Чистякова Н.Д. Совместная деятельность педагога и детей: пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/под ред. Н.Д. Чистяковой. – Пермь, 2005. – 115с.
|