С.А. Васильева, воспитатель, первая квалификационная категория МДОУ «Детский сад № 18 «Сказка» г.Коряжма
В наш быстротечный век различных информационно-коммуникативных технологий компьютер стал неотъемлемой частью жизни современных людей, семей, поэтому работая с детьми дошкольного, возраста возникает необходимость включать в воспитательно-образовательный процесс технологии ИКТ – одну из новых и актуальных проблем в дошкольной педагогике. Чтобы шагать в ногу со временем, я применяю в своей работе мультимедийные дидактические игры с использованием триггеров, которые привлекательны своей красочностью, динамичностью, включают в себя анимационные эффекты. Подаваемая информация на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес, несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; движения, звук, анимация надолго привлекает внимание ребенка, взрослый по мере выполнения ребенком задания, регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач.
Скачать конспект
Для создания игр я использую программу PowerPoint, которая позволяет устанавливать различные эффекты анимации. Одно из таких средств – триггеры. Использование триггеров в развивающих играх позволяет сделать их интерактивными, выбрать действие для конкретного элемента игры. Все заданные эффекты будут запускаться по щелчку и возможно управление игрой непосредственно ребенком. Очень часто в развивающих интерактивных играх – презентациях требуется исключить лишние объекты или понятия. Мы не можем предугадать, с какой картинки или слова ребенок начнет работу, применение такого средства анимации как триггеры, позволяет решать проблему очередности объектов в настройках анимации.
С помощью триггера можно задать действие любому объекту. Причем последовательность этих действий мы можем выбирать в зависимости от желания и ситуации. Открывать задание можно по мере его выполнения. Щелчок левой кнопкой мыши по объекту анимирует его, заставляя выполнять заранее заданное действие.
Мной созданы интерактивные игры в программе PowerPoint с использованием триггеров по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным городом Коряжмой: с символикой, историей возникновения города и этапами его развития, предприятиями и социальными институтами. Для оформления игр использую фотографии, изображения, анимационные картинки в соответствии с темой игры и ее содержанием. Игры могут быть как на ознакомление, так и на закрепление материала. Представляю некоторые из них:
«Найди герб города Коряжмы» Цель: познакомить с внешним видом герба города. Из предложенных гербов разных городов детям необходимо найти герб своего города. При щелчке на герб другого города, он исчезает, т.к. это не правильный ответ.
«Какие цвета присутствуют на гербе города Коряжма» Цель: познакомить с цветовой гаммой герба города. Детям предлагаются краски с несколькими цветами, при щелчке на краску кружочек крутится, давая понять, что данный цвет в гербе города присутствует, если кружочек с краской исчезает, значит, такого цвета нет в гербе. При щелчке на палитру появляется герб города Коряжмы и дети могут проверить цветовую гамму герба.
«Символика герба» Цель: познакомить детей, что означает каждая деталь на гербе (голубая полоска – река, ель и рулон бумаги – градообразующее предприятие и т.п.). При щелчке на деталь герба она передвигается, «выходит» за пределы герба, и взрослый рассказывает, что она означает.
«Правила поведения в городе» Цель: познакомить с культурой поведения в общественных местах города, что нужно делать для того, чтобы город процветал и был чистым. Дети обсуждают ситуацию, изображенную на слайде, делают выводы о поступке. При щелчке на картинку, она исчезает и появляется следующая картинка с другой ситуацией и т.д.
«Что спрятано?» Цель: на развитие восприятия, внимания. Детям предлагается угадать здание по фрагменту, само здание закрыто фигурами. Если дети затрудняются, взрослый открывает фигуру выбранную детьми, щелкая по ней, открывается следующий фрагмент здания и т.д.
«Заколдованные здания» Цель: на развитие восприятия, внимания. Перед детьми фотографии зданий в пикселях, т.е. не четкое изображение. Им предлагается узнать какое это здание. Если дети называют правильно, при щелчке на фотографию она исчезает и перед детьми появляется обычное изображение здания.
«Найди отличия» Цель: на развитие внимания. На слайде изображен городской объект хорошо знакомый детям, и рядом тот же самый объект, но к нему добавлены предметы, которых на самом деле там нет. Дети должны найти их. При щелчке на картинку с изображением не существующего предмета она исчезает.
«Путешествие по городу» Цель: ознакомление детей с достопримечательностями, предприятиями и социальными институтами города, их предназначением, значимостью для жителей города. На слайде изображен мальчик-путешественник приехавший в город Коряжму. Перед ним разложены фотографии с видами города. При щелчке на выбранную детьми фотографию, мальчик к ней приближается, при следующем щелчке на управляющую кнопку, выделенную на данном фото, появляется другой слайд, на котором показано, чем в данном предприятии или социальном институте занимаются люди, какие там профессии и т.п.
«История возникновения города Коряжмы» Цель: познакомить с этапами развития города, основными историческими моментами и т.п. Презентация сопровождается появлением, передвижением или исчезновением объектов, фотографий, анимационных эффектов, чтобы дети могли легче воспринимать предлагаемую информацию, в доступной для своего возраста форме узнать об исторических фактах возникновения и развития города.
Так как во всех играх благодаря использованию триггеров происходит перемещение объектов – это позволяет делать игру динамичной, увлекательной, а также стимулирует детей к познавательной и мыслительной активности. Дети стараются помочь герою, разрешить ситуацию. Игры запрограммированы так: если ребенок отвечает неправильно, появляется подсказка, и ребенку легче найти и принять правильное решение, благодаря чему дошкольник приобретает уверенность в себе. В мультимедийных дидактических играх используется принцип привлекательности – задания предлагает выполнить «мультяшный» герой или сказочный персонаж, он же и оценивает ответы детей.
Работая с презентациями с использованием анимации, дети активнее высказывают свое мнение, эмоционально реагируют на увиденное, что позволяет лучше усвоить и запомнить новое познание, закрепить имеющиеся знания.
Литература:
1. «От рождения до школы» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.
|