Авторы:
- Мошкова Елена Сергеевна
- Маслихина Мария Николаевна
Воспитатели ГБОУ Школа №402 им. Алии Молдагуловой г. Москва
Цель:
- активизация и систематизация знаний детей о значении чистоты улиц города для полноценной жизни человека, растений, животных;
- уточнение знаний о роли человека в поддержании чистоты окружающей его среды.
Задачи:
- развивать внимание, память, логическое мышление, творческое воображение;
- расширять и закреплять представления детей об утилизации мусора, о вторичном использовании бытовых и хозяйственных отходов;
- развивать творческие способности детей, мелкую мускулатуру рук, используя бросовый материал;
- активизировать словарь детей;
- воспитывать бережное отношение к природе, родному городу.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Оборудование: конфеты для Незнайки, зелёные и красные круги (по 5 штук); пакет с бросовым материалом: молочные пакеты, пластиковые бутылки, фантики от конфет, проектор для показа видеофильма; видеофильм из интернета «Мусор и его утилизация в России».
Предварительная работа:
- Чтение и обсуждение рассказа В. Сухомлинского «Две девочки»;
- Беседа на тему: «Какой вред может нанести природе консервная банка, полиэтиленовый пакет?»;
- Помощь дворнику в уборке территории детского сада;
- Выполнение домашнего задания:
- понаблюдать, много ли мусора выбрасывают в течение дня члены вашей семьи
- посмотреть рубрику «Очумелые ручки» в телевизионной программе «Пока все дома»
- вместе с родителями сделать ёлочную игрушку из бросового материала.
5. Конкурс «Подставка для карандашей» (из бросового материала: коробочки, баночки от йогурта, пластиковые бутылки);
6. Проведение опыта: закопать в землю разные виды мусора (консервная банка, бумага, пакет, пластиковая бутылка, шкурка от банана и др.).
Ход деятельности:
В группу входит Незнайка, ест конфеты и бросает фантики на пол.
Незнайка: Привет, детвора! Вот, шёл мимо, решил зайти к вам в гости.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Здравствуй, Незнайка! Мы очень рады тебя видеть! Только почему ты себя ведёшь не как гость? Что ты сейчас сделал?
Незнайка: Я конфеты ел.
Воспитатель: Ребята, а вы заметили, что Незнайка сделал неправильно?
Дети: Фантики бросать на пол нельзя.
Незнайка: А что? Я всегда так делаю. И все так делают. Правда, ребята?
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Незнайке, что будет, если все начнут бросать мусор на пол, на землю? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, откуда берётся мусор? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, кто-нибудь из вас знает, как можно мусор назвать другими словами? Мусор – это бытовые и хозяйственные отходы.
Воспитатель: Как вы думаете, куда вывозят контейнеры с мусором? (На городскую свалку).
Воспитатель: Ребята, вы хотите поиграть вместе с Незнайкой в игру «Свалка – это хорошо или плохо?». (Очень хотим!). Сейчас я вам расскажу правила этой игры. Для игры нам понадобятся красные и зелёные круги. Я вам буду задавать вопросы, а вы на них отвечать: хорошо это или плохо. Если ваш ответ будет хорошо, то на доске, слева, в столбик, мы будем выкладывать зелёные круги, а если ваш ответ будет плохо, то на доске, справа, в столбик, мы будем выкладывать красные круги. Итак, начинаем играть:
- Что будет, если не вывозить мусор из контейнеров? (Возле дома образуется большая гора мусора). Это хорошо или плохо? (Плохо, значит на доске, справа, ставим красный круг).
- Свалка нужна? (Нужна, так как туда вывозят мусор из городских контейнеров, значит на доске, слева, ставим зелёный круг).
- Когда мусор долго лежит на свалке, что с ним происходит? (Он гниёт, появляются микробы, выделяются вредные вещества, которые ветром разносятся по округе, смываются дождем в реки). Это хорошо или плохо? (Плохо, ставим в столбик, справа, ещё один красный круг).
- Кого можно увидеть на свалке? (птиц, бездомных собак, кошек) Значит, свалка дает им пищу. Это хорошо или плохо? (Хорошо, добавляем в столбик слева зелёный круг).
- Эти птицы и животные могут появиться в городе? (Могут). Раз свалка – это рассадник микробов, то, что может случиться с животными и птицами? (Они могут заболеть и заразить этими болезнями других птиц и животных, прилетая, прибегая в город). Это хорошо или плохо? (Плохо, добавляем ещё один красный круг в столбик справа).
- Как уничтожают мусор на свалке? (Сжигают или закапывают в землю). А при сжигании видели, какой образуется дым? Чёрный, едкий, в нём много ядовитых веществ, которые разносятся ветром, а почва, с закопанным в ней мусором, становится непригодной для жизни растений и животных, человека). Это хорошо или плохо? (Плохо, в столбик справа добавляем красный круг).
- Как вы думаете, красиво ли смотрится свалка возле леса, речки, на поляне? (Нет, не красиво). Свалка возле леса, речки, на поляне – это хорошо или плохо? (Плохо, добавляем ещё один красный кружок в столбик справа).
Воспитатель: Ребята, давайте с вами пересчитаем красные и зелёные круги. Что у нас получилось? (Красных кругов больше, чем зелёных). Значит, какой мы можем с вами сделать вывод: свалка это плохо, она загрязняет воздух, воду, природу. Рядом со свалкой нельзя жить не только людям, но и животным. А ты Незнайка решил весь город превратить в большую свалку! А сейчас, ребята, я предлагаю вам и Незнайке послушать стихотворение А. Усачёва «Мусорная фантазия».
Воспитатель читает стихотворение А. Усачева «Мусорная фантазия»
Не бросайте никогда корки, шкурки, палки – Быстро наши города превратятся в свалки. Если мусорить сейчас, то довольно скоро Могут вырасти у нас Мусорные горы.
Но когда летать начнут в школу на ракете - Пострашней произойдут беды на планете… Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты…
Вот тогда не полетят в Новый год снежинки, А посыплются как град, старые ботинки. А когда пойдут дожди из пустых бутылок – На прогулку не ходи: береги затылок!
Что же вырастет в саду или в огороде, Как пойдет круговорот мусора в природе? И хотя мы в детский сад не летим в ракете, Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чём хотел нам рассказать автор этого стихотворения? (Ответы детей). Запомнили ли вы, ребята, и ты, Незнайка, совет, который нам дал детский поэт Андрей Усачёв в своём стихотворении? (Ответы детей и Незнайки).
Незнайка: Да, ребята, спасибо вам, я всё понял. Больше не буду мусорить ни дома, ни на улице. Буду бросать фантики в урны.
Незнайка уходит.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что делать с мусором, которого так много? (Предположения детей).
Воспитатель: Я вам предлагаю посмотреть интересный видеофильм, в котором рассказывается, как перерабатывается сейчас мусор на больших мусороперерабатывающих заводах и какие новые заводы по переработке мусора будут скоро строиться в нашей стране. (После просмотра видеофильма воспитатель организует беседу с детьми).
Возвращается Незнайка с пакетом разного мусора (коробки из-под молока, фантики, пластиковые бутылки).
Незнайка: Ребята, посмотрите, не успел выйти из вашего садика, вон, сколько мусора насобирал!
Незнайка достает всё то, что принёс.
Воспитатель: Ребята, что мы можем сделать с этим мусором? (Выбросить в мусорный контейнер). А как вы думаете, сможем ли мы этот мусор как-то использовать? Что из него можно сделать? (Предположения детей).
Незнайка: А я, ребята, ничего не умею делать.
Воспитатель: Не огорчайся, Незнайка, мы с ребятами тебя всему, что умеем сами, научим! Да, ребята? (Да, обязательно научим). Только что у нас возникла замечательная идея: сделать из мусора, который принёс Незнайка, кормушки для птиц! Ну, что – за работу!
Дети с Незнайкой и воспитателем изготовляют кормушки, украшая их фантиками от конфет.
Незнайка: Вот – здорово! Какие красивые получились кормушки! У меня в кармане и семечки есть (насыпает в кормушку). Пойду, повешу их на деревья, чтобы птицы не летали больше на свалку, а питались в кормушке. А вы, ребята, пожалуйста, не забывайте подсыпать в кормушки корм для наших пернатых друзей! Договорились?!
Незнайка довольный прощается и уходит.
Воспитатель: Ребята, Незнайка ушел такой довольный, так много узнал, а вы узнали что-то новое сегодня? Что вам особенно понравилось? Что показалось интересным? Какой информацией вы можете поделиться со своими родителями, друзьями?
Воспитатель: Я очень рада, за вас, ребята, что вы узнали для себя что-то новое. Главное, что мы должны с вами помнить всегда – человек в ответе за природу, которая нас окружает. Так давайте же все вместе будем делать чище свой двор, улицу, город, и все люди будут дышать свежим воздухом, любоваться красотой природы, а не мусорными горами.
|