Устян Елена Борисовна. Конспект НОД. Коммуникация (развитие речи) с использованием мнемотехники.

Тема: Пересказ сказки «Волк и белка» (по Л.Н. Толстому) по ролям.

Цель: Формирование навыков связного последовательного рассказа с опорой на графический план.

Основные задачи:

  1. Развивать навыки анализа содержания и языкового оформления текста.
  2. Формировать навыки планирования развернутого высказывания и составление плана рассказа.
  3. Закреплять умение подбирать глагольный словарь, словарь признаков и употреблять обогащенную лексику в активной речи.
  4. Закреплять умение согласовывать слова в предложно – падежных конструкциях, используя предлоги.
  5. Учить детей понимать схематичное изображение слов.
  6. Расширять, закреплять знания о животном мире.
  7. Воспитывать любовь к животным, желание заботиться о них.
  8. Развивать память, внимание, воображение.
  9. Развивать мелкую моторику, формировать умение соотносить слова с движением пальцев.

Оборудование: магнитная доска, картинки – дупло, белка с бельчатами, схемы слов – признаков, слов – действий, схемы предлогов НА, В, ПОД, ЗА, ЧЕРЕЗ, С, ИЗ;

полоски с кругами для составления рисованного плана рассказа на каждого ребенка и образцы рисунков для показа, простые карандаши, схема рассказа «Белка и волк».

Ход занятия:

1. Вводная часть (организация детей).

Создание эмоционального фона занятия.

- Сегодня мы пойдем на прогулку. Отгадайте загадку и узнаете, где мы будем гулять. (загадка о лесе)

- Что мы увидим в лесу? (загадка о дереве, затем о желудях).

- Что за дерево перед нами? (дуб)

- На дереве мы увидели отверстие. Что это? (дупло)

Думаю, там кто-то живет. Отгадайте, кто живет в дупле? (загадка о белке)

Весной одевается, осенью раздевается. (Лес)

Его весной и летом мы видели одетым. А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. Но зимние метели в меха его одели. (Дерево)

Все детки на ветках С рожденья в беретках. С дерева упадут – Береток не найдут. (Желуди)

Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке серенькой зимой И в рыжей шубке летом. (Белка)

 

2. — Белка не выглядывает из дупла, прячется. Попробуем ее выманить. Мне кажется, белке понравится, если она поймет, что мы многое о ней знаем.

А) Расскажите, белка какая? Этот знак обозначает слово, которое отвечает на вопрос Какая? (слово – признак) – рыжая, маленькая, шустрая, быстрая, длиннохвостая, ловкая, лёгкая, забавная, симпатичная, красивая, пушистая, прыгучая …

Б) — Я слышу, как белка замерла и прислушивается к вашим словам. Давайте подберем слова — действия. Что белка делает? Этот знак обозначает слово – действие. Белка что делает? – спит, ест, прыгает, сидит, слушает, смотрит, прячется, убегает, заботится, запасает, линяет…

В) — Белка еще внимательнее прислушивается. Думаю, она скоро уже выйдет из своего дупла. Предлагаю рассказать ей, где она может находиться на своем дубе. Мы будем использовать короткие слова, которые называются слова – предлоги.

Мы можем рассказывать не только о самой белке, но и о ее детенышах. Как они называются? (бельчата, бельчонок)

Логопед показывает схему предлога, дети называют, какой это предлог и составляют предложения типа:

Белка сидит на еловой ветке.

Белка спряталась в дупло.

Бельчата укрылись от дождя под еловой лапой.

Белка спрыгнула с дерева за шишкой.

Бельчонок перепрыгнул через ветку.

Белка выглядывает из дупла.

За деревом мы увидели беличий хвост.

3. – Молодцы, ребята. Нашей белке очень понравилось, что вы много о её семье знаете. Она с удовольствием выйдет из дупла, да не одна, и послушает вас еще. (Логопед выставляет картинку Белка с бельчатами).

- А мы сейчас расскажем еще больше о ней. Чтобы ничего не забыть сказать, мы нарисуем подсказку. Перед вами лежат полоски с кругами. В них мы нарисуем схемы слов, которые нужно не забыть.

- Сначала нужно рассказать, это домашнее животное или дикое, и как называется ее дом. (Дети отвечают и рисуют ёлку с дуплом).

- Затем мы расскажем, какие части тела есть у белки. (Дети отвечают и рисуют белку упрощенно из овалов).

- Чем белка питается? (Дети называют орешки, шишки, желуди, грибы и рисуют схематично их).

- Как называются ее детёныши? (Дети называют и рисуют 2 овала разных размеров).

-Теперь мы можем составить маленький рассказ, ни о чем не забыв. Прослушивание 3 – 4 рассказов детей по схемам.

4. – Сейчас мы с белочкой поиграем и научим ее играть с пальчиками.

- Мальчик с пальчик, где ты был?

 - Долго по лесу бродил!

 Встретил я медведя, волка,

Зайку, ежика в иголках.

 Встретил белочку, синичку,

Встретил лося и лисичку.

 Всем подарки подарил,

Всяк меня благодарил.

4 раза сгибать большой палец правой руки.

4 раза сгибать большой палец левой  руки

 

Большой палец правой руки поочередно соприкасается  с остальными пальцами.

Большой палец левой  руки поочередно соприкасается  с остальными пальцами

4 пальца последовательно сгибаются – кланяются.

5. – Белке очень понравилось с вами, и она решила вам сделать подарок – рассказать сказку. А чтобы вы ее не забыли, она принесла подсказку. Рисовать ей трудно лапками, поэтому вместо рисунков у неё схемы – изображение того, о чем говорится в сказке. Я вам буду показывать схемы.

Белка прыгала с ветки на ветку и упала на волка. Волк хотел её съесть.

- Пусти меня, — просит белка.

- Отпущу, если скажешь, почему белки такие весёлые. А мне всегда скучно.

- Тебе оттого скучно, что ты злой. Злость тебе сердце жжёт. А мы весёлые оттого, что добрые и никому зла не делаем.

Вопросы к детям по содержанию сказки с показом схемы:

- Как белка очутилась в лапах волка?

- О чем попросила белка волка?

- Что хотел узнать у нее волк, прежде, чем отпустит?

- Белка сказала: «Тебе злость сердце жжёт». Чем можно обжечься? (огнём, кипятком, горячим чаем, паром) Это очень больно. А когда больно, хочется веселиться или плакать?

Оказывается, можно поранить даже плохим, злым словом. Тогда сердце болит, как будто его обожгли. Вот и волку всегда скучно, грустно, потому что его сердце болит, злость его жжёт.

6. Повторное чтение сказки.

7. Пересказ сказки детьми по ролям.

8. Итог. Поощрение детей. Прощание белки с детьми.

Просмотров: 368
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Редактор. Белка, Басни Крылова
  • Старавойтова Елена Анатольевна. КОНСПЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ 'Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы'
  • Панфилова Екатерина Владимировна. Логопедическое занятие «Весёлый зонтик». Составление описательного рассказа по картинке с опорой на схемы
  • Черкашина Юлия Александровна. Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе 'Составление рассказа о белке'
  • Каталкина Римма Львовна. Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Введение фантастического образа в готовую модель схемы для сочинения сказки»
  • Колосова Ольга Пантелеймоновна. Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи. Тема: «Чтение и беседа по рассказу В. Сухомлинского» А сердце тебе ничего не приказало?»
  • Ткацкая Марина Игоревна. Последовательный пересказ текста описательного характера «Лиса» с опорой на картинный план и слова-признаки
  • Павлова Марина Борисовна. Сценарий новогодней сказки для детей 5–6 лет про Поросят и Волка
  • Эльвира Чулкова. Мастер - класс 'Слова! Слова! Слова!'
  • Кононова Оксана Викторовна. Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи «Чтение русской народной сказки Лисичка-сестричка и серый волк»
  • Никишина Валентина Сергеевна. Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы Тема: Составление повествовательного рассказа «Приключение Маши в лесу»
  • Рахимкулова Альбина Финатовна.. Конспект занятия на тему: «Заучивания стихотворения с использованием опорной схемы»
  • Серебрякова Татьяна Александровна. Конспект НОД по приобщению к художественной литературе через детскую книжную графику в старшей группе Тема: Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл» по ролям
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Никулина Алина Викторовна. Краткосрочный проект во второй младшей группе «Сказки очень нам важны. Сказки очень любим мы»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Фадеева Ольга Николаевна. Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово».
  • Шишко Алеся Евгеньевна. 'Схемы по составлению рассказов — описаний по разным лексическим темам'
  • Шашкова Надежда Владимировна. Схемы перестроения в танце для детей дошкольного возраст
  • Конспект НОД в подготовительной к школе группе по пересказу рассказа «Для чего руки нужны?».
  • Косова Наталья Ивановна. Конспект подгруппового занятия по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности (для детей с ЗПР), 2-е полугодие Тема: «Пересказ рассказа Е.Чарушина «Кошка» с наглядной опорой на картину»
  • Постол Татьяна Викторовна. Конспект занятия по развитию связной речи в средней группе для детей с ОНР Пересказ рассказа «Галоша»
  • Постол Татьяна Викторовна. Конспект занятия по развитию связной речи в средней группе для детей с ОНР Пересказ рассказа «На птичьем дворе»
  • Баранова Лидия Викторовна. Конспект занятия. Тема: «Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов»
  • Горнова Татьяна Анатольевна. Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Заучивание стихотворения С.Я. Маршака «Апрель» с помощью схемы.
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Колбасова Ольга Николаевна. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
  • Миникаева Елена Николаевна. Развитие устной речи детей через русские народные сказки Тема: «Как играть со сказкой».
  • Шатова Марина. МНЕМОТЕХНИКА...или схемы - алгоритмы
  • Оришева Нина Валентиновна. Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят на новый лад» (с детьми 6-7лет)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь