Тема: Пересказ сказки «Волк и белка» (по Л.Н. Толстому) по ролям.
Цель: Формирование навыков связного последовательного рассказа с опорой на графический план.
Основные задачи:
- Развивать навыки анализа содержания и языкового оформления текста.
- Формировать навыки планирования развернутого высказывания и составление плана рассказа.
- Закреплять умение подбирать глагольный словарь, словарь признаков и употреблять обогащенную лексику в активной речи.
- Закреплять умение согласовывать слова в предложно – падежных конструкциях, используя предлоги.
- Учить детей понимать схематичное изображение слов.
- Расширять, закреплять знания о животном мире.
- Воспитывать любовь к животным, желание заботиться о них.
- Развивать память, внимание, воображение.
- Развивать мелкую моторику, формировать умение соотносить слова с движением пальцев.
Оборудование: магнитная доска, картинки – дупло, белка с бельчатами, схемы слов – признаков, слов – действий, схемы предлогов НА, В, ПОД, ЗА, ЧЕРЕЗ, С, ИЗ;
полоски с кругами для составления рисованного плана рассказа на каждого ребенка и образцы рисунков для показа, простые карандаши, схема рассказа «Белка и волк».
Ход занятия:
1. Вводная часть (организация детей).
Создание эмоционального фона занятия.
- Сегодня мы пойдем на прогулку. Отгадайте загадку и узнаете, где мы будем гулять. (загадка о лесе)
- Что мы увидим в лесу? (загадка о дереве, затем о желудях).
- Что за дерево перед нами? (дуб)
- На дереве мы увидели отверстие. Что это? (дупло)
Думаю, там кто-то живет. Отгадайте, кто живет в дупле? (загадка о белке)
Весной одевается, осенью раздевается. (Лес)
Его весной и летом мы видели одетым. А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. Но зимние метели в меха его одели. (Дерево)
Все детки на ветках С рожденья в беретках. С дерева упадут – Береток не найдут. (Желуди)
Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке серенькой зимой И в рыжей шубке летом. (Белка)
2. — Белка не выглядывает из дупла, прячется. Попробуем ее выманить. Мне кажется, белке понравится, если она поймет, что мы многое о ней знаем.
А) Расскажите, белка какая? Этот знак обозначает слово, которое отвечает на вопрос Какая? (слово – признак) – рыжая, маленькая, шустрая, быстрая, длиннохвостая, ловкая, лёгкая, забавная, симпатичная, красивая, пушистая, прыгучая …
Б) — Я слышу, как белка замерла и прислушивается к вашим словам. Давайте подберем слова — действия. Что белка делает? Этот знак обозначает слово – действие. Белка что делает? – спит, ест, прыгает, сидит, слушает, смотрит, прячется, убегает, заботится, запасает, линяет…
В) — Белка еще внимательнее прислушивается. Думаю, она скоро уже выйдет из своего дупла. Предлагаю рассказать ей, где она может находиться на своем дубе. Мы будем использовать короткие слова, которые называются слова – предлоги.
Мы можем рассказывать не только о самой белке, но и о ее детенышах. Как они называются? (бельчата, бельчонок)
Логопед показывает схему предлога, дети называют, какой это предлог и составляют предложения типа:
Белка сидит на еловой ветке.
Белка спряталась в дупло.
Бельчата укрылись от дождя под еловой лапой.
Белка спрыгнула с дерева за шишкой.
Бельчонок перепрыгнул через ветку.
Белка выглядывает из дупла.
За деревом мы увидели беличий хвост.
3. – Молодцы, ребята. Нашей белке очень понравилось, что вы много о её семье знаете. Она с удовольствием выйдет из дупла, да не одна, и послушает вас еще. (Логопед выставляет картинку Белка с бельчатами).
- А мы сейчас расскажем еще больше о ней. Чтобы ничего не забыть сказать, мы нарисуем подсказку. Перед вами лежат полоски с кругами. В них мы нарисуем схемы слов, которые нужно не забыть.
- Сначала нужно рассказать, это домашнее животное или дикое, и как называется ее дом. (Дети отвечают и рисуют ёлку с дуплом).
- Затем мы расскажем, какие части тела есть у белки. (Дети отвечают и рисуют белку упрощенно из овалов).
- Чем белка питается? (Дети называют орешки, шишки, желуди, грибы и рисуют схематично их).
- Как называются ее детёныши? (Дети называют и рисуют 2 овала разных размеров).
-Теперь мы можем составить маленький рассказ, ни о чем не забыв. Прослушивание 3 – 4 рассказов детей по схемам.
4. – Сейчас мы с белочкой поиграем и научим ее играть с пальчиками.
- Мальчик с пальчик, где ты был?
- Долго по лесу бродил!
Встретил я медведя, волка,
Зайку, ежика в иголках.
Встретил белочку, синичку,
Встретил лося и лисичку.
Всем подарки подарил,
Всяк меня благодарил.
|
4 раза сгибать большой палец правой руки.
4 раза сгибать большой палец левой руки
Большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами.
Большой палец левой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами
4 пальца последовательно сгибаются – кланяются.
|
5. – Белке очень понравилось с вами, и она решила вам сделать подарок – рассказать сказку. А чтобы вы ее не забыли, она принесла подсказку. Рисовать ей трудно лапками, поэтому вместо рисунков у неё схемы – изображение того, о чем говорится в сказке. Я вам буду показывать схемы.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала на волка. Волк хотел её съесть.
- Пусти меня, — просит белка.
- Отпущу, если скажешь, почему белки такие весёлые. А мне всегда скучно.
- Тебе оттого скучно, что ты злой. Злость тебе сердце жжёт. А мы весёлые оттого, что добрые и никому зла не делаем.
Вопросы к детям по содержанию сказки с показом схемы:
- Как белка очутилась в лапах волка?
- О чем попросила белка волка?
- Что хотел узнать у нее волк, прежде, чем отпустит?
- Белка сказала: «Тебе злость сердце жжёт». Чем можно обжечься? (огнём, кипятком, горячим чаем, паром) Это очень больно. А когда больно, хочется веселиться или плакать?
Оказывается, можно поранить даже плохим, злым словом. Тогда сердце болит, как будто его обожгли. Вот и волку всегда скучно, грустно, потому что его сердце болит, злость его жжёт.
6. Повторное чтение сказки.
7. Пересказ сказки детьми по ролям.
8. Итог. Поощрение детей. Прощание белки с детьми.
|