Сербина Вероника Сергеевна. Использование кругов Эйлера в развитии навыка составления описательного рассказа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Использование кругов Эйлера в развитии навыка составления описательного рассказа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

В настоящий период имеется большое число новейших развивающих педагогических технологий, какие благополучно применяются при коррекции речевых патологий. Эффективная социализация детей с серьезными нарушениями речи вероятна при развитии у него таких качеств личности, как речевая активность, интерес в общении с ровесниками и взрослыми, инициативность. Речевые нарушения отрицательно влияют на формирование интеллектуальных возможностей, на адекватность поведения и социализацию ребенка в обществе.

Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта в обучении дошкольников акцентирует внимание поиска новых средств: применение различных образовательных технологий и методик.

 

Скачать конспект

Одним из перспективных направлений является использование наглядного моделирования. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств исследуемого предмета, создание его заместителя и деятельность с ним. В основе моделирования находится принцип замещения реального предмета явления, факта другим предметом – рисунком, символом, знаком.

В период дошкольного возраста наглядный материал усваивается существенно проще, нежели устный. К такому роду наглядности можно отнести круги Эйлера.

Круги Эйлера – это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов.

Применяя круги Эйлера, дошкольник учится сравнивать, подводить итог, классифицировать использованный материал в целях запоминания: развивается речь, память и мышление.

В формировании умения составления описательных рассказов значительную поддержку проявляет заблаговременное составление модели описания. В ходе обучения связной описательной речи моделирование способно быть средством и программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления. Основу описательного рассказа составляют определенные понятия, накапливаемые в ходе изучения предмета описания.

Элементами модели описательного рассказа становятся символы — заместители качественных характеристик объекта:

  • принадлежность к родовидовому понятию;
  • величина;
  • цвет;
  • форма;
  • из каких частей состоит;
  • части тела (для живых объектов);
  • качество поверхности;
  • материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
  • как он используется (какую пользу приносит)?

Используя круги Эйлера в коррекционно-логопедической работе, можно выстроить несколько этапов, с постепенным усложнением:

  1. сначала объясняется детям, что означает «положить в круг», и что такое «положить предмет вне круга». Например: положите картинки с красными предметами в круг. Остальные предметы в этот круг не входят, они – вне круга.
  2. затем можно приступать к распределению предметов на 2 круга: пусть два круга определяют два множества, где каждое из множеств сформировано по какому-либо признаку. Например: разложите картинки так, чтобы в одном круге находились живые объекты, а в другом – неживые. Классификация предметов.

а) если ни один объект из первого множества не входит во второе множество, то круги будут непересекающимися.

б) когда какие-либо предметы входят и в первое множество, и во второе, круги будут пересекающимися, и упомянутые объекты будут лежать в пересечении кругов, так как у них есть общие признаки.

в) то есть все объекты одного множества входят в другое, и модель будет представлять собой вложенные круги.

Лишь после того, как дошкольники научились создавать достаточно непростые модификации с несколькими кругами, можно предложить задания для развития связной речи, в том числе составление описательных и сравнительных рассказов. Отличия описываемых объектов указываются в кругах, сходства – в пересечении колец.

С целью формирования связной речи, освоение способом сравнительного описания на логопедических занятиях с детьми, имеющими ОНР, применяются предварительно нарисованные схемы, круги Эйлеры.

Круги Эйлера дают возможность дошкольникам заметить более значительные свойства предмета, то, что может помочь получать информацию и делать сравнения. У детей формируется конкретный алгоритм построения рассказа.

Применение кругов Эйлера с целью формирования связной речи даст возможность наиболее благополучно научить дошкольников составлению сравнительно описательных рассказов, увеличить заинтересованность к этому типу работы и достичь существенных результатов в коррекции речи дошкольников.

Просмотров: 476
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Савченкова Анна Михайловна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРУГОВ ЭЙЛЕРА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ.
  • Постол Татьяна Викторовна. Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Тема: Составление описательного рассказа о зимующих птицах.
  • Беленогова Светлана Алексеевна. «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста посредством описательного рассказа»
  • Марченко Наталья Валерьевна. Интегрированное занятие в подготовительной логопедической группе с использованием метода фокальных объектов ТРИЗ для составления описательных рассказов. Тема «Преображение»
  • Антишина Ольга Николаевна. Конспект НОД по обучению связной речи «Составление описательного рассказа о ели»
  • Девятерикова Марина Александровна. Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе. Составление описательного рассказа о новогоднем подарке.
  • Лукьянова Ольга Георгиевна. Использование многофункционального пособия «Волшебные круги» по Лего конструированию
  • Морозова Татьяна Алексеевна. Проект 'Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня'
  • Муравлева Элла Александровна. Использование наглядного моделирования в развитии связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями.
  • Сербина Вероника Сергеевна. Использование интеллектуальной карты для развития связной речи у дошкольников с ОНР
  • Швенк Екатерина Валерьевна. Конспект открытой НОД по развитию связной речи в старшей группе «Земляничка» Тема «Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу «Лето»
  • Прохорова Ольга Геннадьевна. Статья «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе составления рассказов по серии сюжетных картинок»
  • Бакирова Ильмира Исмагиловна. Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
  • Постол Татьяна Викторовна. Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Заяц и морковка»
  • Гетьман Татьяна Ивановна. ОПЫТ РАБОТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Вдовиченко Екатерина. «Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста при рассматривании игрушек и предметов»
  • Постол Татьяна Викторовна. Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок Гербовой «Нашёл выход»
  • Крестникова Юлия Борисовна. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ТНР. Составление рассказов-описаний диких животных по плану.
  • Антипова Наталья Васильевна, Плахина Надежда Григорьевна. Дидактическая игра круги Луллия «Правила я знаю — свободно я шагаю!»
  • Краюхина Елена Сергеевна. Особенности развития связной речи у младших дошкольников на основе русских народных сказок используя метод моделирования
  • Паршукова Ольга Владимировна. Моделирование как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста
  • Крюкова Екатерина Васильевна. Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе Тема: Составление описательного рассказа по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели», при помощи мнемокарточек.
  • Кашапова Елена Михайловна. «Метод моделирования сказок, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
  • Постол Татьяна Викторовна. Конспект занятия по развитию связной речи в средней группе для детей с ОНР Пересказ рассказа «Галоша»
  • Постол Татьяна Викторовна. Конспект занятия по развитию связной речи в средней группе для детей с ОНР Пересказ рассказа «На птичьем дворе»
  • Мартьянова И.В. Валова О. В.. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДОМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
  • Калинина Юлия Николаевна. Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Медведева Татьяна Васильевна. Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: Составление описательного рассказа по картине «Семья».
  • Макиенкова Оксана Анатольевна. Конспект открытого НОД по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа по схеме о чайной посуде»
  • Вирт Любовь Андреевна. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе тема: Составление описательного рассказа по картине «Охрана границы»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь