Подготовила: Прудникова С. Н. воспитатель средней группы №2.
Задачи:
- Познакомить детей с народным праздником Сороки, обрядами с приходом весны, воспитывать интерес к народным традициям.
- Прививать желание трудиться вместе со взрослыми, оказывать помощь в подготовке к традиционным праздникам.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Учить детей чувствовать напевность, ритмичность языка стихотворений, передавать своё отношение к содержанию, формировать навыки выразительного чтения.
Материалы и оборудование:
Выставка, картинки с изображениями жаворонка, тесто, доски, фартуки, аудиозапись с голосом жаворонка, шапочка птички.
Ход: (двое детей стоят около выставки).
1. Экскурсовод: На календаре март. Возвращаются домой перелетные птицы, которые несут на своих крыльях Весну-Красную. Называется эти дни «Сороки». Хозяюшки выпекают из теста птичек — жаворонков. Птички аппетитные, с хрустящей корочкой. Пекут жаворонков, потому что они первые возвращаются из теплых краев».
Дети бегают по улице с испеченными птичками, подбрасывают их вверх, кричат: «Жаворонки прилетите, красное лето принесите, зима надоела, весь хлебушек поела».
2. Экскурсовод: В нашей группе мы организовали красивую выставку испечённых птичек-жаворонков. Их пекли каждая семья вместе с нами, детьми, по своему рецепту. Потом дали им разные названия: любовь, дружба, надежда, удача! А вы пекли жаворонки!?
Воспитатель: Мы очень хотим научиться печь жаворонков. Приглашаем и гостей поучаствовать. А перед началом работы нам надо размять пальчики.
«Пальчиковая гимнастика «Жаворонок»).
-Переплетите большие пальцы и хорошо зацепите друг за друга.
Для нас это будет голова жаворонка. Остальные пальцы сложите вместе, сомкните. Это будут крылья. Готовы ли ваши жаворонки? Тогда взлетаем и все вместе выполняем движения.
(воспитатель сопровождает слова показом).
«Хочет – прямо полетит, Хочет – в воздухе висит, Камнем падает с высот И поет, поет, поет».
Воспитатель: Чтоб начать работу, необходимо надеть фартуки и вымыть руки. Займите свои места. Сегодня я пригласила бабушку и маму…, чтоб они научили нас как правильно и красиво сделать из теста жаворонков.
Бабушка: Здравствуйте все. Я люблю работать с тестом, люблю печь и научила этому свою дочь Елену. Так же вместе с нами работают и мои внуки. На масленицу я учила вас делать тесто и печь блины. Вам очень понравилось работать вместе со мной. А сегодня я расскажу, как делаю тесто и пеку жаворонки.
Для этого мне надо: муку, соль, сахар, дрожжи, тёплой воды, растительного масла.
-Мне очень нужна ваша помощь, поэтому я буду вызывать вас.
(просеять муку, в серединку налить воды, насыпать дрожжи-всё перемешать. Тесто запузырилось-ещё раз перемешать. Добавить соль, сахар, растит. масло. Замесить тесто. Дать постоять 5 минут, накрыть.)
Дети читают стихи, а этим временем положить готовое тесто на стол, разделённое на 12-15 частей.
Воспитатель: Ребята, давайте почитаем заклички про жаворонков.
1. Жаворонки, летите из-за моря, несите нам здоровья,
мы вам пирожок, а вы нам денег мешок».
2. Жаворонки, прилетите, студеную зиму унесите.
Зима нам надоела- весь хлеб у нас поела».
3. Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам, принесите нам лето тёплое.
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима наскучила, руки, ноги отморозила.
Бабушка: Наше тесто подошло. Я вам раздам маленькие комочки. Послушайте. Что надо сделать. Раскатайте тесто ладонями в колбаску. Старайтесь катать по середине, чтоб края были толстенькими (смотрит у детей, дочь помогает). Молодцы! Посмотрите, как надо правильно свернуть колбаску узелком. Мы видим с одной стороны голову, с другой хвостик. Где головка-оттяните клювик, а с другой стороны хвостик украсим вилочкой, вот так. У птички должны быть глазки, сделаем их из гороха или гречки. Вот так! Получились красивые жаворонки! Смажем их маслом. Положим аккуратно на протвень (собирают мама и бабушка со стола у детей).
Ребёнок: Ты птица- жаворонок, твой голос тонок-звонок.
Неси, неси на волю Весну, Весну-Красну!
Бабушка: Я отнесу печь наших птичек, а вы не скучайте (вышла в коридор и взяла испечённых жаворонков). Заходит после игры.
Воспитатель: Вытирайте ваши руки салфеткой, снимите фартуки. Мы поиграем в игру «Жаворонки». В круг вставайте- игру начинайте! (надеть шапочку жаворонка на ребёнка, дети вместе с воспитателем проговаривают слова): (в это время убрать доски со столов)
-В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве.
(ребёнок-жаворонок с колокольчиком бежит внутри круга, по окончании музыки и останавливается, кладёт колокольчик между двумя детьми, стоящими спиной друг к другу).
-Тот, кто песенку найдёт -будет счастлив целый год».
(двое детей оббегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первый возьмёт колокольчик, тот будет жаворонком).
Бабушка: А вот и жаворонки поспели, давайте-ка угощаться будем!
(дети садятся за накрытые столы с чаем и печевом).
Стихи:
1. Жаворонки, жавороночки прилетайте к нам,
Принесите нам Весну-Красну, красно солнышко, тёпло гнёздышко.
2. Жаворонки прилетите Красну –Весну принесите.
Принесите Весну на своём хвосту, на сохе, бороне, на овсяном снопе.
|