Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 83 комбинированного вида города Тюмени Автор: заместитель заведующего МАДОУ д/с № 83 Никитина Светлана Владимировна, Тюмень, 2014 год Конспект сюжетно – ролевой игры в старшей группе на тему: «Жаворонки прилетите, Весну - красну принесите!» Программное содержание игры: Познакомить детей с русскими народными традициями встречи весны - праздником прилета птиц - Сороками. Учить детей создавать выразительные образы жаворонков по мотивам народных приемов лепки: лепить птичек из целого кусочка солёного теста, раскатывая его в толстый жгутик, крылья и хвостик делать при помощи надрезов теста стекой.
Скачать: Конспект сюжетно–ролевой игры в старшей группе «Жаворонки прилетите, Весну - красну принесите!» (полный конспект)
Закреплять умение украшать свои изделия методом углублённого рельефа, использовать для украшения дополнительный природный материал. Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус и желание экспериментировать с материалами. Воспитывать интерес к народным традициям, обычаям, любовь и бережное отношение к птицам родного края. Оборудование и материалы: Солёное тесто, зёрна различных круп (греча, горох, чечевица), стеки, печатки, доски для лепки, салфетки, маски перелётных птиц, рисунок с изображением жаворонка и других птиц, 4 снежка, «волшебная» палочка. Музыкальное сопровождение: «Звуки весеннего леса», «Весеннее пение птиц», «Песня жаворонка» П.И. Чайковского, Э. Григ «Весна». Предварительная работа: Беседы, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, разучивание пословиц о перелётных птицах, заучивание закличек, наблюдения за птицами во время прогулок. Оформление группы: Группа оформлена в виде весеннего леса. Примечание: Игра проводится 22 марта Ход игры: Воспитатель: «Ребята, сегодня в детский сад пришло письмо от Весны. Давайте его прочитаем: «Здравствуйте, дорогие ребята! Вот и закончилась холодная зима, и пришло время с ней попрощаться и дружно встречать меня – Весну-Красну. Но Зиме так понравилось в ваших краях, что она не торопится уходить, а меня, что бы я ей не мешала, она заколдовала. Ребята, помогите, расколдуйте меня, а то я так и не смогу к вам придти!». Воспитатель: «Ребята, вы хотите, стать помощниками Весны?» Дети: Да!!! Получив согласие от детей, воспитатель прикрепляет детям на грудь эмблему с надписью «Помощник Весны». Воспитатель: «Но как же нам быть? Как расколдовать Весну?» Дети высказывают своё мнение. Воспитатель: «Кажется, я знаю, что нам делать! Давайте отправимся в лес, полный тайн и чудес, там мы обязательно найдём ответ на наш вопрос. Но можем ли мы вот так, одетыми лишь в лёгкую одежду, пойти в лес?» Дети: Нет! Ведь сейчас в лесу ещё холодно. Хоть и наступил март, но в лесу много снежных сугробов. Воспитатель: «Правильно, на улице ещё прохладно, мы можем замёрзнуть. Давайте сначала оденемся и тогда сможем отправиться в путь». Дети с педагогом имитируют одевание. Воспитатель: «Молодцы! Всё готовы?»
Волшебную палочку я поднимаю, Над вами ею вращаю. Детки, быстро закружились И в весеннем лесу очутились.
Звучит фонограмма весеннего леса.
Воспитатель: «Ну вот, мы и попали в лес. Пойдёмте, ребята тихо, на носочках, чтобы коварная ЗИМА не услышала нас. Осторожно, впереди сломались ветви деревьев, наклонитесь ниже, пройдите под ними. Дальше перед нами глубокая яма - перепрыгнем через нее. Будьте внимательны, впереди большой сугроб, обойдем его».
Дети идут с воспитателем, преодолевая невидимые препятствия, и оказываются на лесной полянке. На полянке лежит снежок. Дети замечают его.
Воспитатель: «Мы с вами попали на лесную полянку. Интересно, а это что такое? Да это волшебный снежок! Ну-ка, посмотрим, да он с загадкой!»
Воспитатель загадывает детям загадку:
«Если снег повсюду тает День становится длинней, Если все зазеленело И в полях звенит ручей, Если солнце ярче светит, Если птицам не до сна, Если стал теплее ветер, Значит, к нам пришла…?»
Дети: «Весна».
Воспитатель: “А почему вы решили, что это весна?” (Ответы детей).
Воспитатель: «Кажется, я догадалась, как мы можем расколдовать Весну – красну. А вы догадались?»
Дети: Нужно нам дальше пойти, найти волшебные снежки и выполнить задания!
Воспитатель: «Пойдёмте, ребята, дальше по лесу. Перешагнём через пень. Вот один пень, вот второй, третий, мы перешагнули много пней. Идем, раздвигаем ветки руками осторожно, чтобы не поломать. А вот здесь толстый сук повис над землёй, придётся нам наклониться».
Дети находят следующий снежок.
Воспитатель: «Ребята, это очень необычный снежок. На нём написано странное слово «ЗАКЛИЧКИ». Интересно, что оно значит?» (выслушивает ответы детей). Воспитатель: «В старину весну люди очень ждали, пели для неё песни-веснянки, чтобы она поторопилась, чтобы птицы поскорее с юга вернулись. Давайте и мы с вами вспомним весенние заклички. Становитесь в кружок».
Дети:
«Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью, Приди, весна, с милостью!» «Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью, С радостью великою, С милостью богатою. Со льном высоким, С корнем глубоким, С корнем глубоким, С хлебом обильным»
Воспитатель: «Пойдёмте, ребята дальше. Наша тропинка стала узенькой, извилистой, придётся идти нам друг за дружкой».
Дети идут по тропинке и в конце неё находят третий снежок.
Воспитатель: «Люди радовались приходу весны, говорили о ней добрые слова. «Матушка-весна всем людям красна», «Весна все оживит». А еще про весну говорили: «Сорок сороков птиц прилетает из заморских стран, весну несут». Почему так говорили, как вы думаете?»
Дети: «Весной птицы возвращаются домой из теплых стран».
Воспитатель: «Ребята, а давайте мы с вами превратимся в перелётных птиц, которые весной возвращаются из тёплых краёв. У меня есть маски с изображением птиц, выбирайте себе любую, одевайте её на голову».
Воспитатель: «Назовите, ребята, кто какую птицу себе выбрал?»
Дети называют своих перелётных птиц и вспоминают народные приметы, связанные с их прилётом:
«Грач на горе – весна на дворе», «Сколько проталин, столько и жаворонков», «Увидел скворца – знай, весна у крыльца».
Волшебную палочку я поднимаю, Над вами ею вращаю. Детки, быстро закружились, В перелётных птиц все превратились.
Звучит весенняя мелодия с голосами птиц, дети свободно летают, изображая птиц.
Волшебную палочку я поднимаю, Над вами ею вращаю. Птицы быстро закружились, И в детей все превратились.
Воспитатель: «Надо нам, ребята, поскорее на полянку выбираться».
Дети находят полянку со снежком, на нём написано число 22. Воспитатель предлагает детям присесть, немного отдохнуть на полянке.
Воспитатель: «Это задание сложное, но я догадалась, что значит это число 22. Я вам немного помогу. Сегодня на календаре 22 марта. Этот день считался у русского народа большим праздником. Согласно поверью, именно в этот день возвращаются домой перелетные птицы, которые несут на своих крыльях весну. А назывался этот день «Сороки». По народному обычаю в этот день хозяюшки выпекали из теста вешних птичек - жаворонков. Птички были аппетитные, с хрустящей поджаристой корочкой. Дети бегали по улице с испеченными птичками, подбрасывали их вверх, разбрасывали по всюду крошки и кричали: «Жаворонки прилетите, красное лето принесите, зима надоела, весь хлебушек поела». Мягкие булочки подвешивали к окошку на ниточках, прикрепляли к веткам деревьев, дарили своим близким.
Воспитатель: «Подумайте, дети, почему люди пекли именно жаворонков?»
Дети: «Пекли жаворонков, потому что они первые возвращались из теплых краев».
Воспитатель: «Да, жаворонки – это певчие птицы, которые первые прилетают с юга, птицы, которые выше всех остальных птиц поднимаются в воздухе и ближе всех бывают к солнцу и своими звонкими трелями возвещают о приходе весны».
Воспитатель: «Вам, ребята, необходимо сейчас выбрать из нескольких иллюстраций птиц изображение жаворонка».
Воспитатель: «Как вы догадались, что это жаворонок?»
Дети: «Это жаворонок, потому что он маленький, серенький».
Воспитатель: «Да, жаворонки внешне неприметны: серые с темными пестринками, с маленькой круглой головкой, небольшим хвостиком».
Воспитатель: «Ребята, вы молодцы, справились со всеми заданиями, прошли все испытания. А это значит, что колдовские чары Зимы исчезли, и Весна – красна обязательно придёт в наш край»!
Звучит нежная весенняя мелодия.
Воспитатель: «Слышите, кажется, это она ступает по земле своими невесомыми шагами. А чтобы весна поторопилась и поскорее принесла тёплые, погожие дни в наш город, давайте встретим её так, как раньше встречали весну на Руси. «Испечём» из теста жаворонков. А для этого нам нужно вернуть в нашу группу и превратиться в того, кто хлеб печёт. В кого?»
Дети: В пекарей!
Волшебную палочку я поднимаю, Над вами ею вращаю. Дети в группе очутились, В пекарей все превратились.
Воспитатель приглашает детей к своему столу.
Воспитатель: «Разделим кусочек теста на две части. Из большой части будем лепить птичку. А маленькую оставим. Как вы думаете для чего?»
Дети: «Маленькую часть оставим для украшения птички».
Воспитатель: «Из большого куска раскатаем валик. С одной стороны сформируем пальцами голову. Кончиками пальцев сделаем клювик. Остальную часть расплющим в лепёшечку. С противоположной стороны от головы сделаем один надрез. Одна часть будет хвостик, другая крылышко. Хвост и крылышко надрежем веером, крылышко приподнимем кверху и прижмём к туловищу (воспитатель сопровождает свои слова показом)».
Воспитатель: «Жаворонки – птички невзрачные. Но люди любили этих птиц, поэтому украшали их, на голове лепили хохолок, делали красивые узоры. Вместо глаз вставляли горох, гречишные зерна» (воспитатель показывает варианты украшения с жаворонков).
Воспитатель предлагает перед началом работы размять пальчики:
Пальчиковая гимнастика "Жаворонок"
Переплетите большие пальцы и хорошо зацепите друг за друга. Для нас это будет голова жаворонка. Остальные пальцы сложите вместе, сомкните. Это будут крылья. (Воспитатель сопровождает слова показом). Готовы ли ваши жаворонки? Тогда взлетаем и все вместе выполняем движения.
«Хочет – прямо полетит, Хочет – в воздухе висит, Камнем падает с высот И поет, поет, поет».
Дети выполняют движения руками в соответствии с произнесенным текстом.
Воспитатель: «Создать образ жаворонка вам поможет прекрасная музыка композитора П.И. Чайковского, которая так и называется «Песня жаворонка». В этой звонкой радостной мелодии вы услышите и журчание ручейка, и перезвон колокольчиков».
Воспитатель предлагает приступить к лепке птиц. Во время самостоятельной работы при необходимости оказывает помощь, поощряет детей, если они стремятся по-разному украсить птичек.
Воспитатель: «Посмотрите, какие чудесные жаворонки у нас получились».
Воспитатель вместе с детьми рассматривает вылепленных птичек, обсуждает, у кого получился самый нарядный жаворонок, самый голосистый, у которого жаворонка самый оригинальный хохолок и т.д.
Воспитатель: «Как вы думаете, дети, что мы можем сделать с нашими жаворонками?»
Дети: Мы можем подарить их своим родителям, можем оставить для украшения группы, можем вынести на улицу и спеть заклички!
Воспитатель предлагает детям нескольких жаворонков вынести на улицу, чтобы по древнему обычаю позвать Весну – красну в гости. Если ребятам захочется подарить жаворонком родителям, то можно предложить детям из оставшегося теста в вечернее время слепить птичек в подарок своим близким.
Дети идут мыть руки и одеваться на улицу. Во время прогулки
Воспитатель с детьми укладывают жаворонков на высокий сугроб, а сами становятся вокруг них и читают заклички:
«Жаворонки, прилетите, Студеную зиму унесите. Зима нам надоела- Весь хлеб у нас поела».
«Ой, вы, жаворонки, Жавороночки! Летите в поле, Несите здоровье. Первое – коровье, Второе – овечье, Третье – человечье».
«Жаворонки, Летите из-за моря, Несите нам здоровья, Мы вам пирожок А вы нам денег мешок».
Затем с детьми проводится игра «Жаворонок».
Игра «Жаворонок»
Дети стоят в круг и поют:
«В небе жаворонок пел, Колокольчиком звенел. Порезвился в тишине, Спрятал песенку в траве».
«Жаворонок» (водящий ребенок) с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!» Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится «Жаворонком». Игра повторяется.
|