План-конспект непосредственно образовательной деятельности «День весеннего равноденствия. Праздник «Жаворонки»
Подготовила: Герасимова Елена Михайловна, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №13» г.о. Самара.
Интеграция и задачи образовательных областей:
I. «Познавательное развитие»
- Расширять представления детей о традициях русского народа встречи весны;
- Способствовать закреплению знаний и обогащать представления детей о сезонных изменениях природы ранней весной (природа просыпается ото сна);
- Дать представление о дне весеннего равноденствия;
- Закрепить знание о классификации птиц: перелётные и зимующие.
- Дать представление о жаворонке.
Скачать: План-конспект непосредственно образовательной деятельности «День весеннего равноденствия. Праздник «Жаворонки» (полный конспект)
II. «Речевое развитие»
- Обогащать словарь детей новыми словами: день весеннего равноденствия;
- Активизировать словарь детей (слова: свежий, бодрящий весенний воздух, зимующие и перелётные птицы, заклички).
III. «Социально-коммуникативное развитие»
- Содействовать приобщению к истокам народной культуры;
- Способствовать развитию свободного общения детей со взрослыми и сверстниками;
- Развивать навыки сотрудничества.
IV. «Художественно-эстетическое развитие»
1. Учить детей создавать выразительные образы жаворонков по мотивам народных приёмов лепки.
V. «Физическое развитие»
1. Способствовать повышению общей работоспособности детей, снятию психического и мышечного напряжения, лёгкому переключению с одного вида деятельности на другой посредством проведения игр, пальчиковой гимнастики.
Методы и приёмы
- Практические: лепка «жаворонков из песочного теста.
- Наглядные: иллюстрации, электронная презентация, гнездо.
- Словесные: беседа, чтение наизусть, формулирование выводов, установление причинно-следственных связей.
Материалы и оборудование:
- демонстрационные: ноутбук, экран, электронная презентация «Праздник Жаворонки. Русские традиции»; * гнездо птицы из сухой травы, карточки с изображением воробья, ласточки, трясогузки, жаворонка, грача; полумаска жаворонка, колокольчик; диск с записями звуков весеннего леса, пения жаворонка, произведения П.И. Чайковского «Песнь жаворонка»;
- раздаточные: фартуки, чепчики, разделочные доски, столовые ножи (стеки), шарики песочного теста, * изюм и дроблёный арахис, бумажные полотенца.
Сценарий НОД:
«День весеннего равноденствия. Праздник «Жаворонки»
Слайд 1. Слышны звуки природы (весна в лесу)
В. Ребята, прислушайтесь. Что вы слышите? (Пение птиц, журчание ручья, шум ветра.)
Как вы думаете, в какое время года были записаны эти звуки? (весной)
Что происходит в природе весной, почему так весело поют птицы? (дети называют признаки весны)
Аня сейчас прочитает вам красивое стихотворение-загадку, в котором говорится о признаках весны, послушайте внимательно:
«Если снег повсюду тает День становится длинней, Если все зазеленело И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит, Если птицам не до сна, Если стал теплее ветер, Значит, к нам пришла…?» (весна)
Мы с вами сейчас услышали звуки весны.
А давайте представим, что мы находимся в лесу и хотим почувствовать запах весны – приоткроем окно (подходим к окну).
Закройте глазки и вдохните. Чем пахнет весна? Какой он – весенний воздух?
(Пахнет свежестью, в воздухе нет пыли и зноя жаркого лета. Весенний воздух свежий и бодрящий)
Весной вся природа просыпается ото сна, и даже комнатные растения набирают новую силу. Посмотрите, на наши растения: листочки их посвежели, появились молодые побеги, а фиалки зацвели.
(Дети обнаруживают среди цветов гнездо)
Что это? (гнездо птицы)
Ребята, да это гнездо жаворонка! Эти птицы вьют свои гнёзда из сухих травинок среди травы в ямках на земле.
К каким птицам относится жаворонок: зимующим или перелётным? (к перелётным)
А вы знаете, когда к нам прилетают жаворонки? (во второй половине марта)
Верно, считается, что прилетают они 22 марта. Этот день в народе так и называется – «Жаворонки». А вот почему именно в этот день, я предлагаю посмотреть (приглашаю пройти к телевизору, сесть на стульчики, включаю презентацию)
Слайды 2, 3. По народному календарю 22 марта зима кончается, весна начинается, день с ночью равняется.
После 21 декабря, когда светлое время суток было самим коротким, день по минуткам прибавлялся и 22 марта день по продолжительности стал равным ночи – день и ночь сравнялись.
Слайд 4. НОЧЬ = ДЕНЬ
22 марта так и называют – день весеннего равноденствия.
Праздник равноденствия дарит нам весна, Пробуждается природа, ей уж не до сна, Помирились ночь и день, ссориться что толку? Равные они теперь, хоть и ненадолго!
Светлое время суток и дальше будет увеличиваться, и самым длинным день будет 21 июля.
Давайте вместе скажем: день весеннего равноденствия (повторяют)
Почему его так называют? (день равен ночи)
Слайд 5. Мусульмане (казахи, узбеки, таджики, башкиры, татары) в этот день празднуют Навруз – Весенний новогодний праздник.
Православные христиане этот день называют по-разному: жаворонки, сорок сороков, сороки. Но правильно говорить сороки – День Сорока мучеников Севастийских.
Слайд 6. Сорок мучеников Севастийских – это воины, которых казнили за веру в Иисуса Христа. Случилось это в городе Севастии много-много веков назад.
Возможно, их души переселились в тела перелётных птиц, которые прилетают весной.
Слайд 7. На Сороки прилетают сорок сороков-птиц (чайка, кукушка, соловей, скворец) Ребята, какие ещё перелётные птицы прилетают в наши края весной? (дети называют перелётных птиц: грач, ласточка, трясогузка, жаворонок)
Слайд 8. И первым из них прилетает жаворонок. Жив жаворонок по полю летает, Зёрнышки собирает, весну закликает. Давайте с вами поиграем в игру «Жаворонок»
Дети встают в круг, ведущий-жаворонок ходит внутри круга, звенит колокольчиком. Дети поют (например, на мотив «Ах вы сени, мои сени»):
В небе жаворонок пел, Колокольчиком звенел, Порезвился в тишине, Спрятал песенку в траве.
«Жаворонок» кладёт колокольчик между двумя детьми. Игроки, между которыми лежит колокольчик, поворачиваются спиной друг к другу, готовятся бежать по кругу.
Дети хлопают в ладоши и говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!» Игроки бегут по кругу в противоположные стороны. Кто первый прибежит и поднимет колокольчик, становится ведущим-жаворонком. Игра продолжается.
После игры: Ребята, теперь вы знаете, как выглядит жаворонок, а сможете его узнать среди других птиц? Давайте проверим! (подходим к магнитной доске, на доске картинки с изображением птиц: ласточка, грач, воробей, трясогузка, жаворонок)
Кто из этих птиц жаворонок? (дети показывают жаворонка)
Мы сегодня с вами говорим о весне и перелётных птицах. Посмотрите внимательно, здесь есть лишняя картинка (ответы детей)
Верно, воробей здесь лишний, так как на зиму он от нас не улетает.
Скажите, ребята, на какую птичку внешне похож жаворонок? (на воробья…, беседуем)
Полевой жаворонок размером немного крупнее воробья и имеет неяркую, но привлекательную окраску оперенья.
Прилетают жаворонки ранней весной, в марте. Жаворонки держатся стайками по проталинам, обнажившимся на солнечных пригорках. Питаются они семенами трав и мелкими насекомыми.
Жаворонки относятся к певчим птицам, но поют только самцы. Поднимаясь высоко в небо, превращаясь в невидимую точку, жаворонок поёт так громко, что звук песни раздаётся на километры (слушаем запись «пение жаворонка», дети делятся впечатлениями)
Слайд 9. Оказывается, ребята, не все жаворонки похожи на воробья. Жаворонки бывают разные. (приглашаю к телевизору, стоя)
Слайд 10. Издавна в связи с этим праздником в народе сложилось много примет. Вот, например, такая примета:
Если птицы начали вить гнёзда на солнечной стороне, жди лета холодного. А какие весенние приметы знаете вы? (ответы детей)
- Если на Сороки будет тепло, то оно простоит еще сорок дней, а холодно – жди сорок холодных утренников-морозов.
- Если утренники с этого дня идут постоянно, то лето будет тёплое.
- Если на крышах домов до Сорок ещё лежит снег, то весна затянется.
- Во что Сороки, в то и Петровки (12 июля).
- Тёплый ветер – к дождливому лету.
Слайд 11. Если в этот день выпадет снег, то Святая Пасхальная неделя будет холодная, если будет сухо, то не ожидай дождя и на Пасху.
Слайд 12. На Жаворонки обычно пекли булочки и печенья в виде птичек с распростертыми крылышками. Печенье раздавали детям со словами «Жаворонки прилетели, на головку сели» — тем самым благословляя детей.
Слайд 13. Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:
«Жаворонки, прилетите, Студену зиму унесите, Теплу весну принесите: Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!»
Слайд 14. Так с криком и звонким смехом закликали жаворонков, а с ними и весну.
В своих закличках они просили не только весеннего тепла, но и здоровья себе и домашним животным, достатка в доме, хорошего урожая.
Ребята, а какие заклички знаете вы? (ответы детей)
Ой, вы жаворонки, жавороночки Летите в поле, несите здоровье Первое – коровье, Второе – овечье, Третье – человечье.
Жаворонки, жаворонки, Летите из-за моря, Несите нам здоровья, Мы вам пирожок
А вы нам денег мешок.
В. Угощая друг друга печеными жаворонками, говорили:
«Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был.
Как у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был».
Слайд 15. Ребята, я предлагаю вам сегодня тоже испечь жаворонки. Согласны?
Жаворонков выпекай, весну зазывай! Д: Чтоб весну скорей привлечь, Будем «жаворонков» печь. Это очень интересно,
Для начала месим тесто.
В. Верно, сначала нужно сделать тесто. Давайте посмотрим, что нам для этого понадобится.
Слайд 16. Рецепты приготовления «Жаворонков» (какие продукты нам для этого понадобятся)
Слайд 17. Приготовление теста (как делают тесто)
Слайды 18, 19. Как слепить печенье в виде жаворонка (подробно рассматривают шаги приготовления печенья)
В. Ну что! Пора мыть руки!
(дети и воспитатель идут мыть руки, Надеваем чепчики и фартуки)
А чтобы жаворонки получились красивыми, давайте разбудим наши пальчики:
Пой-ка, подпевай-ка, Прилетела стайка (Дети хлопают в ладоши)
Эта птичка – соловей, (Поочерёдно соединяют пальчики с большим пальцем,
как бы здороваясь)
Эта птичка – воробей, Эта птичка – скворушка, Пестренькое перышко. Ну, а эта – коршун злой Птички, птички, — все домой.
Приступаем к работе (дети лепят печенья в виде жаворонков из песочного теста, звучит музыка П.И. Чайковского «Песнь жаворонка»)
Складываем на противень.
Какие замечательные жаворонки у вас получились.
Д.: Мы старались, мы лепили, Чудо-птичек сотворили Хвостик, крылышки и глазки Получились как из сказки!
В. Теперь мы попросим поваров испечь наши печенья, и после сна пойдём на улицу весну закликать.
|