Авторы:
- Федорова Светлана Юрьевна – воспитатель высшей квалификационной кате-гории;
- Осиян Мария Викторовна — воспитатель первой квалификационной катего-рии;
- Калугина Виктория Владимировна- музыкальный руководитель.
г. Москва ГБОУ Школа №1467 ДО№4
Цель: обобщить и систематизировать с детьми знания о характерных признаках зимы и весны.
Скачать конспект
Задачи:
- продолжать знакомить детей с приметами зимы и весны, учить сравнивать и видеть различия
- расширять и активизировать словарь по теме, используя музыкальные приемы; — формировать способность детей работать сообща в коллективе
- уточнять и расширять представление о зимующих и перелетных птицах, узна-вать их голоса
- обобщать музыкальные впечатления детей, вызывая яркий эмоциональный отклик
- развивать познавательную активность и интерес детей к окружающему миру природы
- развивать двигательную активность детей, на основе музыкального восприятия; — воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Ход занятия:
Звучит тихо весенняя музыка с капелью, птичьими голосами.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим в окно…
Старый снег на солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса- Значит к нам пришла …
Дети: Весна!
Музыка меняется, слышится вьюга, метель…
Появляется Зима.
Зима: Ха-Ха-Ха! Не видать вам Весны. Заморозила я ее, усыпила. Теперь я буду править всегда!!! Песенки все поют, радуются приходу Весны… А как же я? Не бывать Весне. Вот сейчас выпущу снег и холод, заморожу природу.
Воспитатель: Дорогая Зима, ты зря расстраиваешься. Мы любим тебя и ждем с нетерпением каждый год. Но каждому свое время. Мы соскучились по теплому солнышку, по зеленой травке, по пению птиц. Ребята давайте скажем, как мы любим зиму.
Дидактическая игра: «Похвали Зиму»
Дети встают в круг, передают друг другу снежок и говорят слова Зиме.
Зима: Передай скорей снежок, похвали меня дружок
Дети: Зима- чародейка, зима- царица, зимушка- зима, красавица, волшебница, матушка- зима;
Веселая, радостная, новогодняя, серебристая, хрустальная, снежная, сказочная, игривая, чудесная, великолепная, блестящая, пушистая, белоснежная, долгождан-ная, светлая, свежая, хрустящая, праздничная, нарядная, сверкающая.
Зима: Да, вы много красивых слов про меня сказали. Спасибо вам, ребята! Но я все равно не сдамся, не уступлю дорогу Весне.
Воспитатель: Подожди, Зима! А наши дети и стихи про тебя знают. Хочешь по-слушать?
Зима: Это я люблю, читайте…
Дети читаю стихи
1. Мы любим дни морозные,
Катка упругий лед,
Ночное небо звездное
И шумный Новый год!
2. Любим зиму за снежок,
Варежки и санки,
За горячий пирожок
И с чайком баранки.
3. Ой, ты, зимушка, зима
Снежные игрушки.
Ты веселье всем приносишь,
Снежки и покатушки.
Зима: Ох, растрогали вы меня своими стихами. Только вот, что, ребята, уж больно сильно я заморозила Весну. Чтобы ее разморозить, нужно теперь сильно постараться и ответить на все мои вопросы, а это не возможно!!!
Воспитатель: ребята, нельзя сдаваться. Будем спасать Весну?
Дети: Да.
Воспитатель: Зимушка- зима, ребята ждут твои задания.
Зима: Ну, что ж. если о Весне вы знаете столько же, сколько и обо мне, быть по вашему — разморожу Весну, а если нет — буду править вечно! Готовы!
Дети: Да.
Дидактическая игра: «Скажи наоборот»
Зима: Я начну, а вы продолжайте:
-Зимой снег белый, а весной… (серый)
- Зимой снег чистый, а весной… (грязный)
- Зима холодная, а весна… (теплая)
-Зимой ветер холодный, а весной … (теплый)
-Зимой сугробы высокие, а весной… (низкие)
- Зимой солнце морозит, а весной… (греет)
-Зимой небо пасмурное, а весной… (ясное)
- Зимой надевают шубы, а весной… (куртки)
- Зимой медведь спит, а весной… (просыпается)
- Зимой заяц белый, а весной… (серый)
- Зимой снег высыпает, а весной … (тает)
- Зимой дни короткие, а весной … (длинные)
- Зимой дни холодные, а весной … (теплые)
Зима: Молодцы, с этим заданием справились. Кажется, снежинки начинают таять.
Заменяем снежинку на дереве на почки (листочки).
Зима: Я слышала, что вы сами, без помощи взрослых, не знаете какую одежду надеть зимой, а какую весной. Это правда?
Воспитатель: А вот и нет, правда, ребята?
Дети: Да!
Малоподвижная игра «Надень сезонную одежду»
Зима: Тогда, смотрите. В коробке лежат перемешанные вещи. Вы должны вот этого малыша одеть в зимнюю одежду, а эту девочку — в весеннюю. Готовы?
Дети: Да!
Зима: Молодцы, и с этим заданием тоже справились.
Меняется снежинка на почку.
Воспитатель: Зимушка- зима, послушай, что наши ребята еще про Весну знают:
-Ребята, что весной светит, греет, припекает? (солнце)
-Что с крыши свисает, капает и тает? (сосульки)
-Что весной темнеет, тает, водой убегает? (снег)
-Весной он тает, плачет, оседает? (снеговик)
-Что весной бежит, журчит, поет? (ручеек)
-Цветок, растущий из под снега, это-… (подснежник)
-Участок земли, где растаял снег? (проталина)
-Как называют весну? (Весна — красна)
-Какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май — их не забывай)
-Птицы, которые осень улетают, а весной прилетают? (перелетные)
Зима: Молодцы, ребята. Много вы знаете о весне.
Меняется снежинка на почку.
Зима: А птичьи голоса вы можете различать и к каким птицам они принадлежат. Знаете?
Музыкально-дидактическая игра «Птичьи голоса»
Дети отгадывают и поднимают карточку с птицей.
Зима: Ну, что ж, вы и, правда, много всего знаете. А игры то весенние вы знаете какие-нибудь?
Дети: Да!
Физминутка «Капельки» с музыкальным сопровождением
Зима: Ох, и молодцы, вы ребята! Повесели Зимушку. От смеха, таю я!
Меняется снежинка на почку.
Зима: А сейчас я предлагаю вам игру на внимание. Если я назову слово, которое относится к весне, вы поднимаете карточку с изображением подснежника, а если назову слово, которое относится к зиме, то вы поднимаете карточку с изображением снежинки. Готовы?
Дети: Да!
Дидактическая игра «Весенние и зимние слова»
Зима: декабрь, снегопад, капель, мороз, тепло, грачи, ручьи, вьюга, апрель, стужа, Новый год, проталины, метель, снеговик, скворечник, сугробы, почки, подснежники, санки.
Зима: Молодцы, ребята. И с этим заданием вы тоже справились.
Меняется снежинка на почку.
Зима: Ребята, в моей корзинке геометрические фигуры. На этой доске вы должны построить из нужных фигур, что-нибудь зимнее, а на этой доске — весеннее. Ох, и сложную задачку я вам задала. Точно не справятся! (улыбается, потирает ладошки)
Дидактическая игра «Придумай и построй»
Дети строят скворечник (добавляют его скворцом) и снеговика (дорисовывают морковку, глаза, рот)
Зима: Ох, ребята, какие вы умные и сообразительные. Расскажите, что весеннего вы построили? А зимнее? Кажется, я теряю свою силу…
Меняется снежинка на почку.
Зима: А порадовать меня можете напоследок? Весеннюю игру я видела, а зим-нюю вы знаете?
Дети: Да!
Воспитатель: Становись с нами, Зимушка-зима!
Музыкальная физминутка «Зимняя пляска»
Зима: Молодцы, ребята! Совсем слаба, стала, чувствую, нет сил бороться больше.
Меняется снежинка на почку.
Зима: Вот еще вам задание. Мальчики пусть отберут все картинки, связанные с зимой. А девочки — связанные с весной.
Дидактическая игра «Зимние и весенние картинки»
Дети отбирают и выстраиваются в ряд. Мальчики с изображением зимних предметов и явлений, а девочки — весенних.
Зима: И с этим заданием вы справились. Ох, и молодцы, вы ребята!
Меняется снежинка на почку. Снежинки все упали.
Зима: Ребята, а можете мне еще опять что-нибудь обо мне, так люблю я слушать песни…
Дети поют песню «А зимой, а зимой…»
Зима: Спасибо вам, ребята за то, что любите меня и все знаете обо мне. Давайте разбудим Весну – красну пением вашим. Она услышит, подумает, что это птицы ее будят и проснется.
Ну а мне пора в путь дорогу собираться. До свидания ребята, до следующего го-да! До новых встреч!
Дети поют песню С. Насауленко «А весной, а весной…»
Воспитатель: Ребята, вы слышите? Весна в пути… Давайте попросим солнышко, пусть оно дорогу покажет Весне.
Дети читают стихотворения и выкладывают лучики солнышку.
1 ребенок: Солнце, солнце, выходи!
И всю землю освети!
2 ребенок: Чтоб Весна скорей настала!
Чтоб нам теплее стало!
3 ребенок: Чтоб капели звонко пели!
Чтоб весной ручьи звенели!
4 ребенок: Чтоб цветочки распускались!
Чтоб все люди улыбались!
Вместе Солнце, солнце, землю грей!
Пусть Весна придет скорей!
Появляется Весна с корзинкой подснежников.
Весна: Здравствуйте, дорогие ребята, дорогие гости.
Ребята, спасибо вам, что разбудили меня и спасли от снежных чар Зимы.
Я – весна — красна,
Бужу Землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На лугах ращу цветочки,
Прогоняю с речки лед,
Светлым делаю восход,
Всюду в поле и в лесу
Людям радость я несу.
За то, что вы такие умные, дружные и веселые, я дарю вам мои первые цветы- подснежники, а с ними и весеннее солнечное настроение. Ну, а мне пора! Много дел меня ждет! До свидания, ребята!
Воспитатель: О каких временах года мы с вами сегодня разговаривали?
Дети: О Зиме и о Весне
Воспитатель: правильно. Вы все молодцы! Давайте поделимся с нашими гостями весенним солнечным настроением.
Наше занятие закончилось!
Используемая литература:
- Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева, М.: Мозаика- Синтез, 2014. Программа дошкольного образования «От рождения до школы»;
- О.Н. Каушкаль, М.В. Карпеева, М.: Центр педагогического образования, 2015 УМП Формирование целостной картины мира, средняя группа
- Н.С. Голицына, М.: Скрипторий 2013, 2016 Конспекты комплексно-тематических занятий, средняя группа;
- О.А. Соломенникова, М.: Мозаика- Синтез, 2010. Занятия по формированию элементарных экологических представлений, средняя группа;
- С.Н. Николаева, М.: Мозаика- Синтез, 2010. Юный эколог, средняя группа;
- Интернет ресурсы
|