Преснецова Людмила Вячеславовна, Иванова Марина Витальевна. Работа по проекту тема: «Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Работа по проекту тема: «Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Воспитатели: «МБДОУ детский сад №23 г. Выборга»

  • Преснецова Людмила Вячеславовна
  • Иванова Марина Витальевна

Актуальность:

Познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). В настоящее время недостаточно уделяется внимания процессу сенсорного развития. Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления, речи). Основное содержание сенсорного воспитания в детском саду — это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.

Скачать конспект

Сенсорное воспитание дошкольников направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве). Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка дошкольного возраста является игра. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации, с определёнными предметами, приобретая при этом собственный действенный и чувственный опыт.

Целью нашей работы по формированию сенсорных эталонов у детей раннего возраста стала:

Формировать умения детей, фиксировать полученные в результате активного использования всех органов чувств, впечатления об окружающем мире, средствами дидактических игр.

Для решения поставленной цели решались задачи:

  • Формировать сенсорные способности детей в разных видах деятельности.
  • Обогащать опыт детей новыми способами мышления, закреплять полученные навыки.
  • Познакомить со свойствами и качествами предметов через дидактические игры.

И работу построили в три основных этапа.

I. Этап – подготовительный:

- Диагностика уровня сформированности сенсорных способностей детей раннего возраста

- Обследование развивающей предметно-пространственной среды группы (по критериям, установленным в ФГОС ДО)

- Диагностика уровня педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников (по анкетам)

Диагностика уровня сформированности сенсорных представлений у детей раннего возраста на начало исследуемого периода

во всех трех направлениях показала необходимость работы по формированию сенсорных представлений у детей раннего возраста.

II этап: Основной этап

На данном этапе работы мы определили формы, методы и приемы работы по формированию сенсорных эталонов посредством дидактических игр.

Чувственный опыт служит основой для познания мира, это база для развития ребенка.

Сенсорные эталоны для детей раннего возраста включают в себя:

  • развитие общей и мелкой моторики рук
  • тактильно-двигательное восприятие
  • восприятие форм, цвета и величины
  • развитие зрительного восприятия
  • развитие слухового восприятия

На развитие общей и мелкой моторики использовали игры и упражнения:

  • Упражнения с элементами основных движений: ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, прыжки, метание.
  • Игры и упражнения для развития мелкой моторики: игры с крупами, мелкими предметами, пальчиковая гимнастика ( «Цветы», «Фонарики», «Моя семья», «», «Домик», «Коза Дереза», «Сорока — Белобока» и т. д.) элементы массажа и самомассажа рук

На развитие тактильно-двигательного восприятия использовали:

  • Дидактические игры: «Платочки для куклы»,» Длинный короткий», «Подбери чашку к блюдцу», «Нарядим куклу на прогулку», «Найди пару», «Больше меньше», «Поймай киску», «Чудесный мешочек», «Определи на ощупь», «Платочек для куклы», «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет», «Узнай фигуру», «Узнай предмет по контуру», «Догадайся, что за предмет», «Найди пару».

«Найди ящичек», «Что в мешочке», «Что это?», «Собери матрешку», «Золушка», «Угадай, что внутри», сенсорное панно «Поляна в лесу», «Сенсорная тропа для ног», Резиновый коврик, игры с геометрическими фигурами из шершавой (бархатной, наждачной и др.) бумаги: «Определи на ощупь», «Найди нужную фигуру», «Покажи фигуру».

На восприятие формы, величины, цвета:

  • Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия формы: «Матрёшки», «Из каких фигур состоит машина?», «Коврик», «Найди предмет такой же формы», «Какая фигура лишняя?», «Составь целое из частей», «Три медведя», «Вкладыши форма», «Весёлые человечки».
  • Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины: «Сравни предметы по высоте», «Палочки в ряд», «Самая длинная, самая короткая», «Пирамидки», «Матрешки», «Разноцветные кружки», «Разложи по размеру», «Расставь по порядку», «В какую коробку?», «Дальше -ближе».
  • Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия цвета: «Цветные колпачки», «Какого цвета предмет?» «Собери гирлянду», «Сделай куклам бусы», «Полянка», «Неразлучные цвета», «Игрушки для куклы» «Уточним цвет предмета»

На развитие зрительного восприятия:

Полноценное зрительное восприятие у детей складывается в процессе обучения и многократного закрепления полученных навыков и усвоенных способов в различных ситуациях и на разных объектах. Вот почему многочисленные примеры дидактических упражнений и игр следует использовать в разных вариантах:

  • «Что изменилось?», «Спрятанные изображения», «Парные изображения» «Незаконченные изображения», «Разрезанные изображения», «Цветочки», «Найди цветок», «Где светится фонарик?», «Сложи узор».

Развитие слухового восприятия:

Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его характерные особенности — очень важная человеческая способность. Без нее нельзя научиться внимательно слушать и слышать другого человека, любить музыку, понимать голоса природы, ориентироваться в окружающем мире.

В работу по формированию сенсорных эталонов и обогащению предметно развивающей среды группы мы активно привлекаем родителей воспитанников.

Формы работы с родителями

  • Консультации о подборе развивающих сенсорных игр для детей раннего возраста;
  • Индивидуальные беседы с рекомендациями;
  • Собрания с показом фрагментов занятий (цель обратить внимание родителей на познавательное развитие их ребенка);
  • Круглый стол, совместные игры – занятия с детьми и родителями;
  • Игры между родителями с занимательным материалом;
  • Подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на сенсорное развитие.
  • Родители очень отзывчивы, готовы прийти на помощь в любую минуту с удовольствие участвуют в изготовлении различных пособий, игр.

III этап: Заключительный

Результативность проделанной работы.

Результаты итоговой диагностики показали положительную динамику работы по данной теме

Выводы:

  • Использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, способствует усвоению сенсорных эталонов.
  • Работа с дидактическим материалом и играми способствует развитию познавательных способностей.
  • На основе использования игр, обогащающих чувственный опыт, у детей развивается наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас.
  • Дети умеют самостоятельно обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму, называют свойства предметов.
  • Умеют играть в паре, небольшими подгруппами.
Просмотров: 439
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Гуськова Екатерина Николаевна. Дидактическая игра на развитие сенсорных эталонов для детей раннего возраста «Найди цветочек для божьей коровки»
  • Гришина Татьяна Владимировна. Статья «Развитие сенсорных эталонов через дидактические игры»
  • Светлана Николаевна Простякова. Развитие сенсорных способностей посредством дидактических игр (детей раннего и младшего дошкольного возраста)
  • Шатова Марина. Дидактические игры в процессе формирования сенсорных эталонов у детей 2-3 лет.
  • Алтынгузина Альфия Альфридовна. Опыт работы педагога: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством игровых технологий»
  • Выжанова Людмила Николаевна. Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр и упражнений в условиях ФГОС ДО»
  • Петухова Елена Владимировна. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 'Цвета Радуги'
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Ходырева Нина Владимировна. Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста
  • Половкова Алёна Александровна. Бизи-борд, как средство развития сенсорных эталонов у детей раннего возраста
  • Каргополова Лидия Васильевна. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
  • Волкова Галина Николаевна. «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Ершова Маргарита Витальевна. «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Вилкова Людмила Андреевна. Предметно-развивающая среда как средство развития сенсорных эталонов детей дошкольного возраста
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Ушакова Ирина Сергеевна. Статья из опыта работы «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Топилина Ольга Ивановна. «Сенсорное развитие детей раннего возраста по средствам дидактической игры»
  • Грудова Любовь Яковлевна. Развитие восприятия величины у детей раннего возраста на занятиях, в играх и в быту.
  • Царева Ольга Владимировна. Опыт работы на тему: «Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности»
  • Ахмерова Замзагуль Максутовна, соавтор: Грингаген Татьяна Валерьевна. Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие сенсорных способностей у детей раннего и младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект «Играем и говорим» на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Малиновская Анна Владимировна. Познавательное развитие детей раннего возраста посредством различных дидактических пособий
  • Гуськова Екатерина Николаевна. Дидактическое пособие по развитию сенсорных способностей детей раннего возраста «Сенсорные (тактильные) мешочки»
  • Екоева Ялакай Васильевна. Опыт работы на тему «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через использование электронных дидактических игр»
  • Лучкова Елена Анатольевна. «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»
  • Рассказова Елена Николаевна. Развитие предметно – действенных способов познания математических свойств и отношений у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры
  • Мансурова Валентина Борисовна. Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
  • Сорокина Татьяна Владимировна. ПРЕДМЕТНО — РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь