Воспитатели: «МБДОУ детский сад №23 г. Выборга»
- Преснецова Людмила Вячеславовна
- Иванова Марина Витальевна
Актуальность:
Познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). В настоящее время недостаточно уделяется внимания процессу сенсорного развития. Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления, речи). Основное содержание сенсорного воспитания в детском саду — это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.
Скачать конспект
Сенсорное воспитание дошкольников направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве). Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка дошкольного возраста является игра. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации, с определёнными предметами, приобретая при этом собственный действенный и чувственный опыт.
Целью нашей работы по формированию сенсорных эталонов у детей раннего возраста стала:
Формировать умения детей, фиксировать полученные в результате активного использования всех органов чувств, впечатления об окружающем мире, средствами дидактических игр.
Для решения поставленной цели решались задачи:
- Формировать сенсорные способности детей в разных видах деятельности.
- Обогащать опыт детей новыми способами мышления, закреплять полученные навыки.
- Познакомить со свойствами и качествами предметов через дидактические игры.
И работу построили в три основных этапа.
I. Этап – подготовительный:
- Диагностика уровня сформированности сенсорных способностей детей раннего возраста
- Обследование развивающей предметно-пространственной среды группы (по критериям, установленным в ФГОС ДО)
- Диагностика уровня педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников (по анкетам)
Диагностика уровня сформированности сенсорных представлений у детей раннего возраста на начало исследуемого периода
во всех трех направлениях показала необходимость работы по формированию сенсорных представлений у детей раннего возраста.
II этап: Основной этап
На данном этапе работы мы определили формы, методы и приемы работы по формированию сенсорных эталонов посредством дидактических игр.
Чувственный опыт служит основой для познания мира, это база для развития ребенка.
Сенсорные эталоны для детей раннего возраста включают в себя:
- развитие общей и мелкой моторики рук
- тактильно-двигательное восприятие
- восприятие форм, цвета и величины
- развитие зрительного восприятия
- развитие слухового восприятия
На развитие общей и мелкой моторики использовали игры и упражнения:
- Упражнения с элементами основных движений: ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, прыжки, метание.
- Игры и упражнения для развития мелкой моторики: игры с крупами, мелкими предметами, пальчиковая гимнастика ( «Цветы», «Фонарики», «Моя семья», «», «Домик», «Коза Дереза», «Сорока — Белобока» и т. д.) элементы массажа и самомассажа рук
На развитие тактильно-двигательного восприятия использовали:
- Дидактические игры: «Платочки для куклы»,» Длинный короткий», «Подбери чашку к блюдцу», «Нарядим куклу на прогулку», «Найди пару», «Больше меньше», «Поймай киску», «Чудесный мешочек», «Определи на ощупь», «Платочек для куклы», «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет», «Узнай фигуру», «Узнай предмет по контуру», «Догадайся, что за предмет», «Найди пару».
«Найди ящичек», «Что в мешочке», «Что это?», «Собери матрешку», «Золушка», «Угадай, что внутри», сенсорное панно «Поляна в лесу», «Сенсорная тропа для ног», Резиновый коврик, игры с геометрическими фигурами из шершавой (бархатной, наждачной и др.) бумаги: «Определи на ощупь», «Найди нужную фигуру», «Покажи фигуру».
На восприятие формы, величины, цвета:
- Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия формы: «Матрёшки», «Из каких фигур состоит машина?», «Коврик», «Найди предмет такой же формы», «Какая фигура лишняя?», «Составь целое из частей», «Три медведя», «Вкладыши форма», «Весёлые человечки».
- Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины: «Сравни предметы по высоте», «Палочки в ряд», «Самая длинная, самая короткая», «Пирамидки», «Матрешки», «Разноцветные кружки», «Разложи по размеру», «Расставь по порядку», «В какую коробку?», «Дальше -ближе».
- Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия цвета: «Цветные колпачки», «Какого цвета предмет?» «Собери гирлянду», «Сделай куклам бусы», «Полянка», «Неразлучные цвета», «Игрушки для куклы» «Уточним цвет предмета»
На развитие зрительного восприятия:
Полноценное зрительное восприятие у детей складывается в процессе обучения и многократного закрепления полученных навыков и усвоенных способов в различных ситуациях и на разных объектах. Вот почему многочисленные примеры дидактических упражнений и игр следует использовать в разных вариантах:
- «Что изменилось?», «Спрятанные изображения», «Парные изображения» «Незаконченные изображения», «Разрезанные изображения», «Цветочки», «Найди цветок», «Где светится фонарик?», «Сложи узор».
Развитие слухового восприятия:
Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его характерные особенности — очень важная человеческая способность. Без нее нельзя научиться внимательно слушать и слышать другого человека, любить музыку, понимать голоса природы, ориентироваться в окружающем мире.
В работу по формированию сенсорных эталонов и обогащению предметно развивающей среды группы мы активно привлекаем родителей воспитанников.
Формы работы с родителями
- Консультации о подборе развивающих сенсорных игр для детей раннего возраста;
- Индивидуальные беседы с рекомендациями;
- Собрания с показом фрагментов занятий (цель обратить внимание родителей на познавательное развитие их ребенка);
- Круглый стол, совместные игры – занятия с детьми и родителями;
- Игры между родителями с занимательным материалом;
- Подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на сенсорное развитие.
- Родители очень отзывчивы, готовы прийти на помощь в любую минуту с удовольствие участвуют в изготовлении различных пособий, игр.
III этап: Заключительный
Результативность проделанной работы.
Результаты итоговой диагностики показали положительную динамику работы по данной теме
Выводы:
- Использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, способствует усвоению сенсорных эталонов.
- Работа с дидактическим материалом и играми способствует развитию познавательных способностей.
- На основе использования игр, обогащающих чувственный опыт, у детей развивается наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас.
- Дети умеют самостоятельно обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму, называют свойства предметов.
- Умеют играть в паре, небольшими подгруппами.
|