Алексеенко Елена Владимировна. «Коммуникативное развитие детей 3-4 лет в семье»

«Коммуникативное развитие детей 3-4 лет в семье»

Возможность понимать речь и говорить становится для ребенка четвертого года жизни важным средством развития. В этом возрасте функции речи расширяются, и она становится не только средством общения ребенка с взрослым, но и средством его общения с детьми.

Речь — средство совместной деятельности с другими людьми и развивается в зависимости от того, как эта деятельность организована и в каких условиях протекает...

 

Скачать конспект

Речь — это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в младшем дошкольном возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает слова другого человека, но и отвечает ему, когда он сам включен в диалог; причем участвует в диалоге не только с помощью слуха и артикуляции, но и всеми своими действиями, мыслями и чувствами.

Коммуникативное развитие обеспечивает ребенку полноценное включение в общение как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности. Ребенок интенсивно овладевает способностью к общению. Совместная деятельность взрослого с ребёнком помогает налаживать эмоциональный контакт и деловое сотрудничество воспитателя и детей, детей и родителей.

Работа над развитием коммуникативных способностей должна быть регулярной и в тоже время не навязчивой, "тренирующей" необходимость развития способностей.

  • желание вступать в контакт
  • умение организовать общение
  • знание норм и правил при общении.

Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребёнка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы для общения например поиграть.

  • Формировать умение осознавать собственные чувства, эмоции, распознавать разные эмоциональные состояния, преодолевать застенчивость, умение раскрепощаться.
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, формировать способность выражать словами свои чувства.
  • Развивать навыки совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
  • Объединить усилия педагогов и семьи для развития коммуникативных навыков детей 3-4 лет.

Семья является главным помощником в достижении поставленных задач. При составлении стратегии общения стараться включать игры на развитие эмоциональной отзывчивости детей. Например, игра «Давайте говорить друг другу комплименты» развивает эмоциональные переживания ребенка, возникает потребность в общении. В ситуации общения, на основе ярких эмоциональных переживаний у ребенка развиваются желание и потребность в сотрудничестве, возникают новые отношения к окружающему.

Коммуникативная игра для детей предполагает совместную деятельность, самовыражение и взаимное сотрудничество, развитие навыков общения и формирование доброжелательных отношений. В процессе этих игр ребенок переживает неподдельную радость, жизнерадостность, оптимизм, умение ладить с другими людьми, способность преодолевать жизненные трудности и добиваться поставленных целей.

Общение со сверстниками для детей в возрасте 3-4 лет становится необходимой потребностью и приобретает огромное значение в формировании взаимоотношений.

Рассмотрим несколько игр, направленных на коммуникативное развитие и формирование навыков общения у детей:

  1. Игра «Ласковое имя» способствует развитию доброжелательных отношений друг к другу. Дети становятся в круг, в центр которого выходит каждый из них поочередно. Остальные дети с помощью воспитателя называют варианты ласкового имени ребенка, находящегося в центре круга;
  2. Игра «Кто к нам в гости пришел?», способствует формированию самоуважения у детей, развитию доброжелательного отношения к другим детям. Взрослый договаривается с двумя-тремя детьми о том, каких животных они будут изображать (можно нарисовать картинки на шариках), затем они по очереди входят в круг, остальные дети должны догадаться, какой зверек пришел к ним в гости;
  3. «Дракончик ловит свой хвостик» — способствует сплочению. Дети становятся «паровозиком», держась за пояс впереди стоящего. Под звуки музыки первый участник (голова дракона) пытается поймать последнего (хвост дракона), остальные крепко держатся друг за друга;
  4. Игра «Что болит?» формирует у детей любовь к окружающим. Один ребенок притворяется "больным", он грустит, ложится на коврик, остальные дети по примеру воспитателя по очереди стараются утешить его, поддержать ласковыми словами, помочь;
  5. Игра «Кто лучше разбудит» способствует проявлению своих чувств. Один ребенок изображает спящую кошечку, остальные дети пытаются ее разбудить разными ласковыми и нежными словами и прикосновениями. В конце игры дети решают, чей способ разбудить кошечку был самым лучшим;
  6. Игра «Звериное пианино» развивает умение сотрудничать. Дети присаживаются на корточки в ряд, взрослый раздает карточки с изображением различных животных и, затем дотрагиваясь до головки каждого ребенка, изображает игру на пианино. Дети при этом воспроизводят голоса животных, изображенных на карточках.
  7. Игра «Дождик» развивает общение, помогает завоевать доверие и расположение детей.

Стульчики ставятся спиной вперёд (это домики, где живут дети). Дети садятся на них. Взрослый выходит на середину и произносит текст:

«Смотрит солнышко в окошко,

Наши глазки щурятся,

Мы захлопаем в ладошки

И бегом на улицу» (дети повторяют)

После этого совершаются движения на слова «Топ – топ, топ – топ, топ – топ – (все топают ножками, стоя на месте, затем на слова: хлоп – хлоп, хлоп – хлоп – (все хлопают в ладоши)».

«А теперь побегаем» — говорит воспитатель и бежит, дети разбегаются в разные стороны, неожиданно воспитатель говорит: «Посмотрите дождик, идёт! Скорей домой!» все бегут в свои домики.

Воспитатель: «послушайте, как стучит дождик по крыше» (постукивает согнутыми пальцами по сиденью стульчика, изображая шум дождя) и произносит слова:

«Дождик, дождик, веселей

Капай, капай не жалей!

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи».

Заканчивается дождь, игра возобновляется.

8. Игра «Карусели» развивает общение, помогает завоевать доверие и расположение детей.

Взрослый собирает детей желающих поиграть в одну цепочку. Цепочка замыкается и образует круг. Дети вместе с воспитателями или самостоятельно держась за обруч движутся по кругу вправо и произносят слова:

Еле – еле, еле – еле.

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом. Бегом!

Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите

Раз — два, раз – два (пауза)

Вот и кончилась игра.

Карусель сначала медленно движется в правую сторону, а с нарастанием темпа речи движения постепенно ускоряются. При словах «побежали» карусель меняет своё направление. Темп движения постепенно замедляется и на слова «раз — два» все останавливаются и кланяются.

9. Игра «Прыг — скок» развивает, помогает завоевать доверие и расположение детей.

Взрослый проводит на земле черту, а через 20, 25 шагов, ещё одну параллельную первой. Дети становятся за первой чертой. Взрослый произносит слова: дети повторяют за ним слова и движения:

Ножки, ножки бежали по дорожке

Бежали лесочком,

прыгали по кочкам.

Прыг-скок, прыг-скок!

Побежали на лужок,

Потеряли сапожок. Бегут по направлению ко 2 линии.

Прыгают на двух ногах, приближаясь к воспитателю.

С последними словами останавливаются и приседают на корточки, будто ищут сапожок.

«Нашли сапожок!» — говорит воспитатель, и все бегут обратно к исходной линии. Игра начинается сначала.

Надев «сапожок", ребёнок бежит обратно.

10. Игра «Раздувайся пузырь» развивает общение, помогает завоевать доверие и расположение детей.

Вместе с воспитателем дети становятся в круг: и воспитатель говорит: «Какой большой круг у нас получился! Как пузырь!» Затем предлагает детям двигаться вперёд и произносить слова:

«Раздувайся пузырь,

Раздувайся большой …

Оставайся такой,

Да не лопайся!» Так образуется большой растянутый круг. Воспитатель входит в круг, дотрагивается до соединенных рук и говорит: «Лопнул, пузырь!» Все хлопают в ладоши, произносят слова: «Бах!» и сбегаются к центру. После этого можно начать игру сначала.

11. Игра «Настроение» развивает коммуникативные способности, свободу к общению, снимает эмоциональное напряжение

Воспитатель предлагает детям определить настроение «героя», который пришел в гости, затем действует по плану, найди и повтори (эмоции на карточках)

Работа по формированию коммуникативных навыков общения у детей младшего возраста способна обогатить, и возможно устранить большую часть проблем в общении. Во главе воспитания культурного человека стоим мы — воспитатели, родители и семья. Педагогу предстоит донести до семьи, важность и необходимость коммуникативного развития детей младшего возраста. Основная причина детского одиночества в группе сверстников — не сформированные у ребёнка навыки общения. Первые взаимодействия целиком организуются родителями, поэтому воспитатель должен помочь родителям не потерять эту тонкую и в тоже время прочную "нить" взаимоотношений.

Список литературы:

  1. А.Г. Арушанова «Речь и речевое общение детей». М., Мозаика-Синтез, 2000
  2. Л.В. Коломийченко, Г.И Чугаева, Л.И. Югова "Занятия для детей 3-5 лет по социально- коммуникативному развитию"
  3. Ю.В. Полякевич, Г.Н. Осинина "Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет: комплексные занятия на основе игровых технологий", — Изд. 3-е, испр. — Волгоград: Учитель. — 157 с. 2012
Просмотров: 609
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Батищева Елена Ярославовна. Проект «Развитие коммуникативных навыков, мышления, творческих способностей у детей 4-7 лет «Мастерская общения»
  • Хорошаева Анжела Геннадиевна. Дидактическая игра по речевому развитию «Слушай, думай, отвечай — все слова запоминай».
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Привалова Галина Федоровна Немкина Ирина Борисовна. Ролевая игра как условие развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста
  • Пашедко Мария Рафиковна. Игра как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Светлана Сычева. Игра « Что к чему и почему?» Игра для детей 4 - 7 лет
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Стоян Анжела Григорьевна. Конспект «Сюжетно ролевая игра «Все на ярмарку», для детей второй младшей группы, с 3 – 4 лет».
  • Татьяна Гунина. Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития
  • Власова Наталья Михайловна. Викторина для среднего дошкольного возраста совместно родители и дети «Все работы хороши»
  • Батищева Елена Яковлевна. Дети «липучки» и дети «Питер Пэны».
  • Чепикова Виктория Николаевна. Родительский клуб по теме: «Формирование социально-коммуникативных навыков общения у детей дошкольного возраста посредством клубной работы».
  • Иванова Анастасия Сергеевна. Методическая разработка. Консультация «Игра средство общения детей».
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Синьва Наля Григорьевна. Дидактическая игра как средство развития и коррекции речи у детей в дошкольном возрасте
  • Прудникова Светлана Николаевна. Познавательно-экспериментальная игра-путешествие на тему: «Пейте дети молоко, будите здоровы!»
  • Горбачева Инна Викторовна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню защиты детей. «О чём мечтают наши дети».
  • Горбачева Инна Викторовна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню защиты детей. «О чём мечтают наши дети».
  • Мезенцева Надежда Александровна. Знать должны дети правила все эти.
  • Богомолова Галина Григорьевна. «Развитие навыков общения в разновозрастной группе для детей с ОВЗ в игровой деятельности»
  • Гужова Оксана Анатольевна. Дидактическая игра по развитию речи для детей подготовительной к школе группы Игра «Волшебники»
  • Романюк Татьяна Александровна. Методические рекомендации: «Как дети становятся участниками планирования музыкально — образовательного проекта?»
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Киселева Елена Евгеньевна. Программа для детей старшего дошкольного возраста по развитию коммуникативных способностей «Азбука общения».
  • Костычева Ирина Сергеевна. Доклад для педагогов на тему «Игра как механизм социализации, в рамках социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь