Возможность понимать речь и говорить становится для ребенка четвертого года жизни важным средством развития. В этом возрасте функции речи расширяются, и она становится не только средством общения ребенка с взрослым, но и средством его общения с детьми.
Речь — средство совместной деятельности с другими людьми и развивается в зависимости от того, как эта деятельность организована и в каких условиях протекает...
Скачать конспект
Речь — это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в младшем дошкольном возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает слова другого человека, но и отвечает ему, когда он сам включен в диалог; причем участвует в диалоге не только с помощью слуха и артикуляции, но и всеми своими действиями, мыслями и чувствами.
Коммуникативное развитие обеспечивает ребенку полноценное включение в общение как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности. Ребенок интенсивно овладевает способностью к общению. Совместная деятельность взрослого с ребёнком помогает налаживать эмоциональный контакт и деловое сотрудничество воспитателя и детей, детей и родителей.
Работа над развитием коммуникативных способностей должна быть регулярной и в тоже время не навязчивой, "тренирующей" необходимость развития способностей.
- желание вступать в контакт
- умение организовать общение
- знание норм и правил при общении.
Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребёнка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы для общения например поиграть.
- Формировать умение осознавать собственные чувства, эмоции, распознавать разные эмоциональные состояния, преодолевать застенчивость, умение раскрепощаться.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, формировать способность выражать словами свои чувства.
- Развивать навыки совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
- Объединить усилия педагогов и семьи для развития коммуникативных навыков детей 3-4 лет.
Семья является главным помощником в достижении поставленных задач. При составлении стратегии общения стараться включать игры на развитие эмоциональной отзывчивости детей. Например, игра «Давайте говорить друг другу комплименты» развивает эмоциональные переживания ребенка, возникает потребность в общении. В ситуации общения, на основе ярких эмоциональных переживаний у ребенка развиваются желание и потребность в сотрудничестве, возникают новые отношения к окружающему.
Коммуникативная игра для детей предполагает совместную деятельность, самовыражение и взаимное сотрудничество, развитие навыков общения и формирование доброжелательных отношений. В процессе этих игр ребенок переживает неподдельную радость, жизнерадостность, оптимизм, умение ладить с другими людьми, способность преодолевать жизненные трудности и добиваться поставленных целей.
Общение со сверстниками для детей в возрасте 3-4 лет становится необходимой потребностью и приобретает огромное значение в формировании взаимоотношений.
Рассмотрим несколько игр, направленных на коммуникативное развитие и формирование навыков общения у детей:
- Игра «Ласковое имя» способствует развитию доброжелательных отношений друг к другу. Дети становятся в круг, в центр которого выходит каждый из них поочередно. Остальные дети с помощью воспитателя называют варианты ласкового имени ребенка, находящегося в центре круга;
- Игра «Кто к нам в гости пришел?», способствует формированию самоуважения у детей, развитию доброжелательного отношения к другим детям. Взрослый договаривается с двумя-тремя детьми о том, каких животных они будут изображать (можно нарисовать картинки на шариках), затем они по очереди входят в круг, остальные дети должны догадаться, какой зверек пришел к ним в гости;
- «Дракончик ловит свой хвостик» — способствует сплочению. Дети становятся «паровозиком», держась за пояс впереди стоящего. Под звуки музыки первый участник (голова дракона) пытается поймать последнего (хвост дракона), остальные крепко держатся друг за друга;
- Игра «Что болит?» формирует у детей любовь к окружающим. Один ребенок притворяется "больным", он грустит, ложится на коврик, остальные дети по примеру воспитателя по очереди стараются утешить его, поддержать ласковыми словами, помочь;
- Игра «Кто лучше разбудит» способствует проявлению своих чувств. Один ребенок изображает спящую кошечку, остальные дети пытаются ее разбудить разными ласковыми и нежными словами и прикосновениями. В конце игры дети решают, чей способ разбудить кошечку был самым лучшим;
- Игра «Звериное пианино» развивает умение сотрудничать. Дети присаживаются на корточки в ряд, взрослый раздает карточки с изображением различных животных и, затем дотрагиваясь до головки каждого ребенка, изображает игру на пианино. Дети при этом воспроизводят голоса животных, изображенных на карточках.
- Игра «Дождик» развивает общение, помогает завоевать доверие и расположение детей.
Стульчики ставятся спиной вперёд (это домики, где живут дети). Дети садятся на них. Взрослый выходит на середину и произносит текст:
«Смотрит солнышко в окошко,
Наши глазки щурятся,
Мы захлопаем в ладошки
И бегом на улицу» (дети повторяют)
После этого совершаются движения на слова «Топ – топ, топ – топ, топ – топ – (все топают ножками, стоя на месте, затем на слова: хлоп – хлоп, хлоп – хлоп – (все хлопают в ладоши)».
«А теперь побегаем» — говорит воспитатель и бежит, дети разбегаются в разные стороны, неожиданно воспитатель говорит: «Посмотрите дождик, идёт! Скорей домой!» все бегут в свои домики.
Воспитатель: «послушайте, как стучит дождик по крыше» (постукивает согнутыми пальцами по сиденью стульчика, изображая шум дождя) и произносит слова:
«Дождик, дождик, веселей
Капай, капай не жалей!
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи».
Заканчивается дождь, игра возобновляется.
8. Игра «Карусели» развивает общение, помогает завоевать доверие и расположение детей.
Взрослый собирает детей желающих поиграть в одну цепочку. Цепочка замыкается и образует круг. Дети вместе с воспитателями или самостоятельно держась за обруч движутся по кругу вправо и произносят слова:
Еле – еле, еле – еле.
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом. Бегом!
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите
Раз — два, раз – два (пауза)
Вот и кончилась игра.
Карусель сначала медленно движется в правую сторону, а с нарастанием темпа речи движения постепенно ускоряются. При словах «побежали» карусель меняет своё направление. Темп движения постепенно замедляется и на слова «раз — два» все останавливаются и кланяются.
9. Игра «Прыг — скок» развивает, помогает завоевать доверие и расположение детей.
Взрослый проводит на земле черту, а через 20, 25 шагов, ещё одну параллельную первой. Дети становятся за первой чертой. Взрослый произносит слова: дети повторяют за ним слова и движения:
Ножки, ножки бежали по дорожке
Бежали лесочком,
прыгали по кочкам.
Прыг-скок, прыг-скок!
Побежали на лужок,
Потеряли сапожок. Бегут по направлению ко 2 линии.
Прыгают на двух ногах, приближаясь к воспитателю.
С последними словами останавливаются и приседают на корточки, будто ищут сапожок.
«Нашли сапожок!» — говорит воспитатель, и все бегут обратно к исходной линии. Игра начинается сначала.
Надев «сапожок", ребёнок бежит обратно.
10. Игра «Раздувайся пузырь» развивает общение, помогает завоевать доверие и расположение детей.
Вместе с воспитателем дети становятся в круг: и воспитатель говорит: «Какой большой круг у нас получился! Как пузырь!» Затем предлагает детям двигаться вперёд и произносить слова:
«Раздувайся пузырь,
Раздувайся большой …
Оставайся такой,
Да не лопайся!» Так образуется большой растянутый круг. Воспитатель входит в круг, дотрагивается до соединенных рук и говорит: «Лопнул, пузырь!» Все хлопают в ладоши, произносят слова: «Бах!» и сбегаются к центру. После этого можно начать игру сначала.
11. Игра «Настроение» развивает коммуникативные способности, свободу к общению, снимает эмоциональное напряжение
Воспитатель предлагает детям определить настроение «героя», который пришел в гости, затем действует по плану, найди и повтори (эмоции на карточках)
Работа по формированию коммуникативных навыков общения у детей младшего возраста способна обогатить, и возможно устранить большую часть проблем в общении. Во главе воспитания культурного человека стоим мы — воспитатели, родители и семья. Педагогу предстоит донести до семьи, важность и необходимость коммуникативного развития детей младшего возраста. Основная причина детского одиночества в группе сверстников — не сформированные у ребёнка навыки общения. Первые взаимодействия целиком организуются родителями, поэтому воспитатель должен помочь родителям не потерять эту тонкую и в тоже время прочную "нить" взаимоотношений.
Список литературы:
- А.Г. Арушанова «Речь и речевое общение детей». М., Мозаика-Синтез, 2000
- Л.В. Коломийченко, Г.И Чугаева, Л.И. Югова "Занятия для детей 3-5 лет по социально- коммуникативному развитию"
- Ю.В. Полякевич, Г.Н. Осинина "Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет: комплексные занятия на основе игровых технологий", — Изд. 3-е, испр. — Волгоград: Учитель. — 157 с. 2012
|