«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком». Л.С. Выготский
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Но особая необходимость организованной деятельности по преемственности дошкольного и начального образования назрела в связи с модернизацией Российского образования, а именно в связи с переходом на Федеральные государственные образовательные стандарты в школе и в дошкольных учреждениях. ФГОС предполагает, что у дошкольника при поступлении в первый класс должны быть сформированы интегративные качества, которые создадут предпосылки для формирования универсальных учебных действий учащегося. Это означает, что сегодня школа должна выстраивать свою работу, опираясь на достижения дошкольника и организовывать учебную деятельность с учётом его накопленного опыта, т.к. содержание программы дошкольного образования и применение предметно-пространственной развивающей среды на занятиях дошкольников направлено на развитие тех качеств личности, которые определяют становление устойчивого познавательного интереса и успешного обучения в школе. Преемственность — двусторонний процесс. С одной стороны, дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, а главное – сохраняет «радость детства» (Н. Н. Поддьяков). С другой – школа, как преемник подхватывает достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал.
В течение ряда лет наш детский сад сотрудничает со школой. Перед воспитателями детского сада на дошкольной ступени, а далее и учителем начальной школы на I ступени обучения стоит задача раннего раскрытия и формирования интересов и способностей учащихся к научно-поисковой, проектной деятельности. В этом году в нашем детском саду на высоком уровне внедрена работа по развитию проектной деятельности, в которой активное участие принимают дети, родители и педагоги. Использование проектной деятельности дает возможность воспитывать деятеля, а не исполнителя, развивать волевые качества личности и навыки партнерского взаимодействия.
Информационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребенка. Формирование мотивации развития обучения дошкольника, а также творческая познавательная деятельность – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС. Эти задачи требуют особых условий обучения. В связи с этим огромное значение в детском саду отведено лего-конструированию. С использованием образовательных конструкторов дети самостоятельно приобретают знания при решении практических задач и проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Целенаправленное систематическое обучение детей дошкольного возраста лего-конструированию играет большую роль при подготовке к школе. Оно способствует формированию умений учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает предпосылки первой учебной деятельности. Важно, что эта работа не заканчивается в детском саду, а имеет продолжение в школе.
В начале учебного года учителя начальной школы приглашают педагогов нашего детского сада на открытые уроки. Эти уроки позволяют воспитателям увидеть своих воспитанников уже учениками, увидеть и результаты своей работы. Учителя же показывают результаты привыкания детей к обучению в школе.
На методических объединениях в детском саду педагоги познакомились с итогами федерального мониторинга первоклассников, обсудили сильные и слабые стороны нашей деятельности. Познакомились с учебно-методическим комплексом А.А. Плешакова ( «Школа России»), по которому занимаются учащиеся начальной школы, чтобы определиться с выбором программы дошкольного образования с целью обеспечения непрерывности дошкольного и начального образования.
Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Необходимо сделать переход детей в школу более мягким, учителя должны внимательно познакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям. С этой целью в этом году на базе школы открыт адаптационный класс «Школа будущего первоклассника». Наши воспитанники, которые осенью пойдут в школу, посещают этот класс каждую субботу. Будущим школьникам предоставлена возможность уже сегодня почувствовать себя учеником. Ребята занимаются на уроках продуктивной деятельностью, учатся работать от звонка до звонка, знакомятся с помещениями школы, посещают школьную столовую. Такие мероприятия производят на детей неизгладимое впечатление и резко повышают школьную мотивацию, способствуют принятию детьми школьной культуры и способствуют быстрейшей адаптации детей к школе. После посещения школы дети в детском саду делятся впечатлениями, стремятся выразить радость от общения со школой в рисунке, лепке, сюжетно-ролевой игре, инсценировке. На конец апреля — начало мая запланировано посещение таких уроков воспитателями подготовительной группы нашего детского сада с целью общения с будущей учительницей, наблюдения за своими воспитанниками, выявления тех трудностей, с которыми сталкиваются ребята в новой для них обстановке. Учителю важно будет узнать более полную характеристику о каждом ребёнке, о его способностях, знаниях, умениях, желаниях, темпераменте, о семье, в которой ребёнок воспитывается и т.д. В свою очередь, учитель посетит наш детский сад, познакомится с формами работы в подготовительной группе, возможно, даст какие-то рекомендации воспитателям по подготовке детей к школе, понаблюдает за будущими школьниками на занятиях в детском саду, определит уровень знаний и умений, приобретенный детьми к концу старшего дошкольного возраста.
Несомненно, важную роль в процессе подготовке детей к школе играют родители. В рамках плана преемственности воспитателями подготовительной группы в марте было проведено родительское собрание, на котором обсуждались наиболее важные вопросы, касающиеся подготовки детей к школе. Для родителей будущих первоклассников было организовано и проведено родительское собрание и в школе.
Сложилась система сотрудничества с начальной школой в плане проведения совместных мероприятий. Ежегодно разрабатывается совместный социально-значимый проект «День выпускника» с целью организации детского общения. Это стало традицией детского сада. Проект включает в себя экскурсию по детскому саду «Что изменилось в детском саду?»; интервьюирование первоклассников «Воспоминания о детском садике» и дошкольников «Хочешь ли ты пойти в школу и почему?».
В рамках проекта проводятся интеллектуальные соревнования «КВН», «Что? Где? Когда? или спортивные соревнования воспитанников подготовительной группы и первоклассников – бывших выпускников детского сада. Все мероприятия обязательно включают в себя музыкально-ритмическую деятельность.
В нашей методической копилке имеется немало мероприятий, организованных с целью детского общения, развития коммуникативных навыков ребят, умения действовать в коллективе, общения с взрослыми и сверстниками: интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», КВН «Сказочный калейдоскоп», спортивные мероприятия «Весёлые старты», «Зоологические забеги», «Царь Горы», День Здоровья, посвящённый 20-летнему юбилею детского сада «Колобок».
Так же ежегодно приглашаются педагоги детского сада на школьные мероприятия «Первый звонок», «Прощай, школа!». Воспитатели в течение ряда лет следят за успехами своих воспитанников в школе и на последнем звонке, сдерживая слёзы, желают уже почти взрослым ребятам не бояться вступать во взрослую жизнь, быть достойными гражданами своей Родины.
Педагоги школы обязательно посещают выпускной праздник в детском саду, где заведующая детским садом «вверяет» выпускников для дальнейшего их обучения и развития учителю, а учитель будущим ученикам говорит напутственные слова, желает набираться летом здоровья, выражает желание поскорее увидеть их в школе.
Осенью на базе школы ежегодно, начиная с 2009 года, наши педагоги участвуют в совместных педагогических конференциях, на которых обсуждаются наиболее актуальные вопросы, касающиеся образования и развития детей, их безопасности и сохранения здоровья. Педагоги делятся опытом работы, разрабатывают рекомендации.
Дважды на профессиональный праздник День учителя педагогов всех образовательных организаций посёлка в торжественной обстановке в школе награждали Благодарностями и Грамотами с последующим концертом от школьников. Эту хорошую традицию хотелось бы продолжить и внести в план совместной деятельности.
Однако и в нашей работе есть свои недостатки. Хотя в основном совместные запланированные мероприятия и проводятся, последние годы планы преемственности составляются односторонне. На это влияют разные причины: недостаток времени для встреч, неблагоприятные погодные условия, заболеваемость детей, закрытие учреждений на карантин и т.п. Если не удается провести какое-то совместное мероприятие в срок, позже его проведение часто является нецелесообразным.
В заключение хочется сказать, что только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным.
|