Подготовила и выполнила воспитатель подготовительной к школе логогруппы Алымова Екатерина Александровна
Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Леонид Абрамович Венгер
Золотые слова. Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Необходимо сделать переход детей в школу более мягким, учителя должны внимательно познакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.
При поступлении в школу, важен уровень психологического развития ребёнка. Он становится школьником, когда имеет внутреннюю позицию, а это возможно, когда нет устойчивых страхов, связанных со школьной жизнью. Взаимодействие между ведущими линиями обучения и воспитания этого возраста влияет на дальнейшее развитие ребёнка. Комфортность пребывания в школе не должна зависеть от организации системы обучения, поэтому преемственность между дошкольным и начальным звеном – одно из условий непрерывного образования ребёнка.
Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы, где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Актуальность данного вопроса состоит в переходе ребенка — дошкольника в школьную образовательную среду, переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – единение усилий работников детского сада и начальной школы.
Почему преемственность необходима?
Она предполагает переход в школу детей с подходящим уровнем воспитания и развития, который будет отвечать всем школьным требованиям, а также опирается на знания, качества и умения, ранее приобретенные дошкольниками.
Детей надо подготавливать к школьному обучению. Насколько воспитанник хорошо будет учиться в школе, зависит от его физической и психологической подготовки. Федеральный образовательный стандарт предполагает создание условий для хорошей социализации ребенка, его развития в инициативном, познавательном и творческом планах. Для этого используются соответствующие возрасту виды деятельности. Нужно активировать процесс дошкольного воспитания и сформировать интерес к различным учебным дисциплинам.
Учебная деятельность потребует высокой внимательности, хорошей памяти, умения контролировать поведение, быть ответственным, дисциплинированным, организованным, самостоятельным и т. д.
Важно подготовить ребенка психологически, воспитывая в нем волю и нравственную основу. Моральные качества помогут влиться в школьный коллектив: он должен быть готов не только к занятиям, но и к социальной роли ученика, предполагающей новые обязанности и права.
Этапы реализации проекта на базе ДОП «Костякова»
Создание развивающей среды в группе:
- В центре «Наша библиотека» организована выставка наглядной и художественной литературы «Читаем сами»
- На базе центра сюжетно – ролевых игр организован центр «Играем в школу»
- В центре социально-коммуникативного развития организована выставка, посвященная профессии учителя и школьному обучению
- В центре художественно – эстетического развития организована выставка детских рисунков после посещения экскурсии в школу «Мои впечатления от школы».
Одно из самых, на мой взгляд, главных задач для обеспечения преемственности является создание у дошкольников мотивации к обучению в школе.
Реализация данного этапа проходит через чтение книг о школьной жизни, школьниках, их поступках, что дополнительно позволяет обогатить, активизировать словарный запас, а также показать школьную жизнь с интересной стороны.
В течении учебного года в школе проводится «День открытых дверей». Экскурсии в школу – важный компонент мотивационной готовности к школе. Дети подготовительной группы знакомятся со школьными кабинетами, с работниками школы. Эти экскурсии носят познавательный характер.
Одним из этапов реализации проекта является встреча учителей начальной школы с выпускниками детского сада. В нашей школы учителя для выпускных групп проводят занятия.
Также очень интересных характер носят встречи наших будущих выпускников с выпускниками нашего детского сада. Эти дети закончили ДОП «Костякова» два-три года назад, они рассказывают детям о том, как они впервые пришли в школу, что они делают на переменках, какие у них учителя, какие уроки проходят в школе и много-много чего ещё.
А также одним из, наверное, самых эмоциональных мероприятий в детском саду является выпускной бал. Когда ребята действительно осознают, что они уже выросли, что детский сад – это уже пройденная страница в их жизни. А впереди их ждет не менее интересная страница – школа.
Но не надо забывать и про наших родителей. Они вместе с детьми проходят все этапы жизни своих детей.
Для них воспитатели детского сада и педагогический состав проводят тематические родительские собрания на тему «Скоро в школу», организуются выставки методической литературы по подготовке детей к школе, раздаются буклеты и информационные листовки на интересующие вопросы родителей.
Результаты реализации данного проекта состоят в следующем:
- речь детей стала более связной, выразительной, расширился их словарный запас;
- дети научились выражать свои чувства и понимать чувства других;
- они стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, сопереживать;
- у детей, родителей, выпускников появился интерес к сотрудничеству, партнерству;
- у учителей начальной школы появилась мотивация к взаимодействию с ДОУ.
|