Гуцул Вера Филимоновна, учитель начальных классов высшей дидактической степени, доктор педагогических наук, Теоретический лицей имени П.Мовилэ, г.Кишинёв, Молдова.
Поступление в школу — один из важнейших периодов в жизни детей. Поступление в школу первоклассника приводит к эмоциональной стрессовой ситуации: меняется режим дня, привычный стереотип поведения, возрастает физическая и психоэмоциональная нагрузка. Успешность периода адаптации к шкоде во многом определяет весь дальнейший процесс обучения и развития.
Адаптация ребенка -это длительный процесс. Организм ребенка должен приспособиться к новым условиям школьной жизни, а педагогический коллектив обязан ему в этом помочь. Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников и их родителей на начальном этапе обучения помогает облегчить процесс адаптации.
Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе, несомненно, принадлежит учителю. Только совместные усилия учителей, родителей, медицинских работников и школьного психолога способны уменьшить риск возникновения дезадаптации и трудностей в обучении.
Советы родителям будущих первоклассников:
- Поддерживайте ребенка в его стремлении стать школьником.
- Обсудите с ребенком правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получиться. Ребенок имеет право на ошибку.
- Составьте с ребенком распорядок дня, следите за его соблюдением. Не пропускайте трудности. возможные у ребенка на начальном папе овладения учебными навыками. Если, например, у ребенка есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними до поступления в школу.
- Школа должна быть рядом с домом.
- Выбирая школу для гиперактивного или медлительного ребенка, нужно, прежде всего, выбирать учителя Он должен быть спокойным и уравновешенным.
- Поддерживайте ребенка в его желании добиться успеха. Помните, что похвала ( «Молодец!» Ты хорошо справился!») — это эмоциональная поддержка.
Памятка родителям первоклассников. Несколько коротких правил.
Медики считают, что в 6-7 лет ребенку очень трудно с самим собой. И тысячу раз были правы наши прабабушки, которые отправляли своих отпрысков в гимназию в 9 лет, когда нервная система уже сформировалась. Однако серьезных срывов и болезней можно избежать и сегодня, если соблюдать самые простые правилa. Правило 1.
Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и в какую-то секцию или кружок. Если малыш не будет иметь возможности погулять, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия спортом и музыкой кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за го д дo начала учебы или со второго класса.
Правило 2.
Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10-15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10-15 минут прервитесь и обязательно дайте малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать иди потанцевать под
музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.
Правило 3.
Компьютер, телевизор и любые другие занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.
Правило 4.
В течение первого гола учебы ваш малыш больше всего нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то xoчeт подружиться, а кто-то и нет. Именно в это время у ребенка складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. По поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.
Рекомендации самому авторитетному для первоклассника человеку — первому учителю.
- Ключевым моментом на уроке является создание «ситуации успеха». Написал ли первоклассник красивую букву или наконец научился отличать тетрадь в клеточку oт тетради в линеечку, его необходимо похвалить и отметить, что у него это получилось. Нельзя сравнивать детей друг с другом.
- Все ребята хотят ответить, отличиться, но спрашивать у доски нужно по желанию! Очень страшно первый раз выходить к доске, а со своего привычного рабочего места отвечать спокойнее.
- Что больше всего волнует первоклассника, когда он заходит в школу? Найдет ли он дорогу в свой класс и не опоздал ли он? Для избегания ненужных тревог надо организовать встречу с учениками на первом этаже и осуществить совместное путешествие в волшебную комнату, полную новых открытий и радости.
На школьной форме у каждого ученика может быть бейджик, где указаны его имя. фамилия и класс. И пусть первоклассник пока еще не умеет читать — найдется немало «знаек», которые помогут малышу найти дорогу, если он заблудится.
4. Необходимо тесно сотрудничать с родителями. Открытые уроки дают много информации и значительно облегчают жизнь родителям. Часто мамы и
папы не представляют, как выполнить то или иное задание с детьми самостоятельно.
5. Нельзя обходить многие деликатные вопросы, возникающие во время учебного процесса. Волнения, эмоции, физиология заставляют детей часто бегать в туалет. Нужно сразу показать детям, где находится туалетная комната для мальчиков, а где для девочек. Обязательно отпускайте детей в туалет на уроке! Известны случаи, когда дети вынуждены терпеть до перемены и... итоги конечно, необходимы учет индивидуальных особенностей ребенка, доброжелательное общение на уроке, постоянная смена деятельности, организация отдыха на переменах. Все это обязательно даст свои положительные результат ы.
Только плодотворно сотрудничая друг с другом, только объединив свои профессионализм, богатый практический опыт, доброту и внимание, мудрость и справедливость, участники образовательного процесса превратятся в музыкантов, и зазвучит великая музыка великого оркестра для единственного слушателя -маленького человека, готового стать большим.
|