Преемственность в образовании это тема, которая волнует не только педагогов, администрацию образовательных учреждений, но и родителей. Каждому родителю хочется, что бы его ребенку было комфортно в детском саду и на протяжении всего обучения в школе и дальше при поступлении в учебное заведение. Только сегодня у ребенка одни условия, темп и насыщенность деятельности, а завтра все по другому. Сложность идеи преемственности, как плавного перехода от одного звено образования к другому заключается в ее многоаспектности, проводимые так называемые изменения в образовании еще больше способствующих расхождению во взглядах на протяжении многих лет.
Участники образовательного процесса очень часто задают вопрос: Может ли быть идеальная преемственности между детским садом и начальной школы? Между начальной школой и основной школой в процессе непрерывного образования?
Каждое общеобразовательное учреждение по своему решает очень не простую, но важную проблему, без которой не возможно качественно решать образовательные задачи.
Успехи в школьном обучении зависят от качества знаний и умений сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Преемственность это не что иное, как опора на пройденное, использование и дальнейшее развитие имеющихся у детей знаний, умений и навыков, расширение и углубление этих знаний, осознание уже известного на новом уже более высоком уровне.
Основными задачами дошкольного и школьного образования, является подготовка детей к школе. Поступление в школу это прежде всего переход ребенка на качественно новую ступень в своем развитии. Основным видом деятельности ребенка, становиться учебная деятельность, тогда как в детском саду доминировала игровая. Однако этот переход не может произойти по взмаху волшебной палочки, должно пройти некоторое время пока ребенок осознает себя школьником.
Основная задача, как воспитателя детского сада, так и учителя начальной школы обеспечить на первых этапах обучения специфические дошкольные методы, формы организации жизни детей, иными словами игровая деятельность не должна исчезнуть с первых дней ребенка в первом классе. Необходима, что бы игровая деятельность постепенно, закономерно уступала ведущее место учебной деятельности. Именно с анализа проблем преемственности и возможности ее решения началась деятельность педагогических дуэтов, она предусматривает совместную работу воспитателей выпускных групп детского сада и школьных педагогов четвертых классов в разработке и проведении совместных занятий, мероприятий направленных на всестороннее развития личности ребенка, участие в методических объединениях, конференциях, семинарах, где обсуждаются вопросы перспективного планирования. Данная работа позволяет учителям получить представления об уровне развития будущих первоклассников. Воспитателям детского сада понять требования, которые предъявляет школа к поступающим в первый класс, а родителям заранее познакомиться с будущими педагогами их детей, с программой первого класса, задать вопросы.
Правильная организованная работа по преемственности это залог успеха обучения детей начальной школы. Из опыта работы по данной теме, можно отметить, что успешной адаптацией воспитанников детского сада способствует развитие любознательности у дошкольников, формирование у детей развитого воображения,
Что обеспечивается широким использованием сюжетно – ролевых игр, игр драматизаций, конструирование. Развитие коммуникативных навыков, умение общаться со взрослыми и сверстниками. Таким образом, если ребенок в детском саду научится играть, овладеет формами общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, приобретет способность управлять своими эмоциями и воображением, он безболезненно перейдет в школу. Чтобы обеспечить все это ежегодно разрабатываются планы совместной работы по преемственности на ступенях дошкольного и начального образования детский сад – начальная школа. Вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна исходить из принципа не навреди, и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка. Неотъемлемой частью педагогической деятельности является сотрудничество с семьей, что позволяет добиваться значимых результатов во всестороннем развитии ребенка. Для эффективной работы необходимы согласованные действия работников дошкольных учреждений и семьи. Все лучшее, что может дать семья любовь, заботу, уход, личное общение, детский сад и начальная школа должны сделать своим достоянием и наоборот все хорошее, что приобретает ребенок в детском саду и школе, самостоятельность, организованность, интерес к знаниям, должно находить продолжение и опору в семье. Только тогда улучшится качество в воспитании и обучении детей в школе и подготовка к школе в детском саду. Таким образом будет преодолен разрыв между семьей, детским садом и школой являющейся серьезной преградой для правильного развития ребенка.
Роль родителей в воспитании детей не заменима, никакие педагоги не смогут дать ребенку всего того, что он получит от мамы и папы, родители это первые люди в жизни ребенка, поэтому именно с них он и будет брать примеры подражая им во всём. Это как ничто другое должно стимулировать мам и пап к самосовершенствованию. Лучшая школа для ребенка – это примеры, если в вашей семье, будет царить понимание, мир, спокойствие, уважение, любовь, то ребенок как губка будет вбирать этот пример в себя. Живя в такой гармонии малыш вырастет умиротворенным, спокойным, и достаточно манерным, нужно научить ребенка слушать, думать, размышлять над увиденным и услышанным, уважать мнения других. Детям нужна наша любовь, наше понимание. Росс Кэмпбелл писал, что «детей можно сравнить с зеркалом, они отражают любовь, но не начинают любить первыми» это касается детей до десяти лет, если их одаривать любовью, они ее возвращают, если им ни чего не дается, то им и не чего возвращать. Преемственность создающая общий благоприятный фон для физического, эмоционального, интеллектуального развития ребенка в детском саду и начальной школе, будет способствовать сохранению, укреплению его физического, психического здоровья, а это одна из важнейших задач образования, его основной результат.
Слабко Лариса Сергеевна
|