Познавательный квест "Преемственность в экологическом образовании начальной школы и дошкольного учреждения"
Воспитатель МБДОУ "Белоснежка": Книгина Елена Георгиевна г. Ноябрьск ЯНАО
Кто такой Лев Семенович Выготский? Как вы думаете, его высказывания пользуются авторитетом? Сегодня мы постараемся приоткрыть кладезь знаний, умных афоризмов Льва Семеновича. Для разминки попробуйте прочитать высказывание Л.С. Выготского, но для этого нужно вставить слова «характер» и «темперамент» в пропущенные места.
«…… есть наличная предпосылка и …… — конечный результат воспитательного процесса».
Л. С. Выготский считал, что «темперамент есть наличная предпосылка и характер — конечный результат воспитательного процесса».
Разминку прошли и теперь можем приступить к познавательному квесту, выполнив ряд заданий, мы сможем прочитать еще одно замечательное высказывание Л.С. Выготского, которое является основополагающим при реализации принципа преемственности между начальной школой и дошкольным учреждением.
В связи с разработкой концепции непрерывного образования слово «преемственность» приобрело новую актуальность. Однако что мы вкладываем в это понятие. Чаще всего проблема преемственности возникает как проблема взаимонепонимания между педагогами дошкольного образования и педагогами начальной школы.
Я хочу рассмотреть сотрудничество воспитателей и учителей в рамках преемственности по экологическому воспитанию. Наиболее эффективным методом взаимодействия является реализация, какого либо совместного проекта. Для этого необходимо внести в текущий план преемственности между школой о ДОУ деятельность по решению задач (в нашем случае) экологического проекта. Здесь мы сможем наблюдать сразу несколько форм преемственных связей: тесное сотрудничество воспитателей и учителей, взаимодействие с родителями, взаимодействие дошкольников и младших школьников. А это не маловажный фактор в вопросах преемственности. На протяжении трех последних лет мы совместно с МБОУСОШ № 9 реализуем проект «Юные защитники природы!».
Этот проект подразумевает целевую направленность форм, методов и средств обеспечения преемственности в формировании экологической культуры старших дошкольников и младших школьников как субъектов образования и социального действия, которые непосредственно связаны с дидактическими и игровыми условиями реализации проектной работы. В связи с этим, большое значение в экологическом образовании детей придается внеаудиторной и внеклассной работе.
Доказано, что система мероприятий, проводимых вне занятий ДОУ (внеаудиторной), и во внеурочной деятельности в школе (внеклассной) органично взаимосвязана с учебной деятельностью учащихся младших классов и непосредственной образовательной деятельностью старших дошкольников и является одним из ведущих педагогических условий экологического образования детей. Создание на базе ДОУ и школе экологических мини-музеев, экологических троп и самодельных наглядных пособий и т.п. дает возможность детям на практике прикоснуться к природе, сформировать навыки позитивного отношения к окружающей среде.
Включенность детей в природоохранную деятельность развивает у них ценностные ориентации и ценностные отношения через формирование когнитивных, эмоционально-ценностных, волевых, деятельностных компонентов экологически развитой личности, прививает опыт общения с окружающей средой и навыки экологически целесообразного поведения
Совместная работа по реализации каких либо единых проектов между школой и ДОУ помогает объединить всех педагогов, выработать единые подходы к воспитанникам, пополнить методический багаж, способствовать ликвидации сложившегося разрыва обучающей и воспитывающей функции педагогов.
Воспитатель и учитель совместно управляют педагогическим процессом: планируют, организуют, корректируют, анализируют результаты.
Предлагаю вам пройти четыре этапа квеста с заданиями, чтобы понять значимость преемственности в экологическом образовании начальной школы и дошкольного учреждения, и нам откроется еще одно замечательное высказывание Л.С. Выготского.
«…………, ………, …» Л.С. Выготский.
Первый этап
Задание. Выберете из предоставленного списка более полное понятие экологическое воспитание и назовите значимость экологического воспитания на современном этапе
- Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе).
- Развитие познавательного интереса к миру природы.
- Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
- Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы.
- Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.
- Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой).
- Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий.
Вы правильно отметили. Что пункт 1 и 6 дают более полное понятие экологическое воспитание дошкольника.
Нам открылась часть высказывания
«Школьное обучение никогда не начинается………»
Второй этап.
Задание. Какой нормативно–правовой базой необходимо пользоваться по вопросу преемственности в экологическом воспитании между ДОУ и школой. В каких законодательных нормативных документах обращается внимание на экологическое образование?
(Ответы)
Федеральный уровень:
Основным законодательным документом является Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г., № 7-ФЗ.
Письмо министерства Образования РФ № 000/23-16 от 01. 01. 2001 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы»
Уровень ДОУ:
- Договор с родителями.
- Договор со школой.
- Образовательная программа.
Молодцы, справились с заданием. Вы правильно отметили все нормативно–правовые документы и можем прочитать следующий фрагмент высказывания.
«... Школьное обучение никогда не начинается
с пустого места, ……»
Третий этап
Задание. Назовите трудности, проблемы в знаниях по экологии с которыми мы можем столкнуться при подготовке детей к школе, или, на примере своих старших детей, проблемы в начальный период обучения в школе, назовите причины, из-за которых, вы думаете, возникают эти трудности.
(Ответы)
Отсутствие преемственных программ дошкольного и начального образования
Низкий уровень или недостаточное внимание по формированию у детей экологических знаний.
(И т.д.)
Так мы движемся все ближе к разгадке
«Школьное обучение никогда не начинается
с пустого места, а всегда опирается………»
Четвертый этап
Задание. Определите формы работы в ДОУ и школе по внеаудиторной работе по экологическому воспитанию.
(ответы)
Экологические тропы, месячник по экологии, экологические линейки, неделя экологии, экологический декадник, различные игры экологической направленности, беседы-дискуссии, различные экскурсии, экологические акции, походы в лес, изготовление наглядных пособий и тд.
Ну вот, мы и подошли к разгадке нашей тайны, мы видим все высказывание
«... Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,
а всегда опирается на определенную стадию развития,
проделанную ребенком».
Л.С. Выготского
Совместная работа по реализации каких либо единых проектов между школой и ДОУ помогает объединить всех педагогов, выработать единые подходы к воспитанникам, пополнить методический багаж, способствовать ликвидации сложившегося разрыва обучающей и воспитывающей функции педагогов.
Воспитатель и учитель совместно управляют педагогическим процессом: планируют, организуют, корректируют, анализируют результаты.
Преемственность в экологическом воспитании старших дошкольников и первоклассников в нашем случае была эффективной при соблюдении следующих условий:
- научно-обоснованный отбор содержания экологического воспитания, который представляет последовательно усложняющуюся систему экологических представлений и элементарных понятий с определением их объёма, глубины, степени обобщённости для дошкольной и начальной школьной ступеней образования;
- использование системы значимых для старших дошкольников и первоклассников методов (наблюдение, игра с экологическим содержанием, моделирование, экотренинг, экологическая сказка и др.), обеспечивающих комплексный подход, постепенность вхождения ребёнка в мир связей и отношений живых организмов, единство познания, переживания и действия;
- экологическая компетентность педагогов;
- сотрудничество с семьёй в решении задач экологического воспитания детей.
Главное, что бы вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка.
|