Книгина Елена Георгиевна. Познавательный квест 'Преемственность в экологическом образовании начальной школы и дошкольного учреждения'

Познавательный квест Преемственность в экологическом образовании начальной школы и дошкольного учрежденияПознавательный квест "Преемственность в экологическом образовании начальной школы и дошкольного учреждения"

Воспитатель МБДОУ "Белоснежка": Книгина Елена Георгиевна г. Ноябрьск ЯНАО

Кто такой Лев Семенович Выготский? Как вы думаете, его высказывания пользуются авторитетом? Сегодня мы постараемся приоткрыть кладезь знаний, умных афоризмов Льва Семеновича. Для разминки попробуйте прочитать высказывание Л.С. Выготского, но для этого нужно вставить слова «характер» и «темперамент» в пропущенные места.

«…… есть наличная предпосылка и …… — конечный результат воспитательного процесса».

Л. С. Выготский считал, что «темперамент есть наличная предпосылка и характер — конечный результат воспитательного процесса».

 

Разминку прошли и теперь можем приступить к познавательному квесту, выполнив ряд заданий, мы сможем прочитать еще одно замечательное высказывание Л.С. Выготского, которое является основополагающим при реализации принципа преемственности между начальной школой и дошкольным учреждением.

В связи с разработкой концепции непрерывного образования слово «преемственность» приобрело новую актуальность. Однако что мы вкладываем в это понятие. Чаще всего проблема преемственности возникает как проблема взаимонепонимания между педагогами дошкольного образования и педагогами начальной школы.

Я хочу рассмотреть сотрудничество воспитателей и учителей в рамках преемственности по экологическому воспитанию. Наиболее эффективным методом взаимодействия является реализация, какого либо совместного проекта. Для этого необходимо внести в текущий план преемственности между школой о ДОУ деятельность по решению задач (в нашем случае) экологического проекта. Здесь мы сможем наблюдать сразу несколько форм преемственных связей: тесное сотрудничество воспитателей и учителей, взаимодействие с родителями, взаимодействие дошкольников и младших школьников. А это не маловажный фактор в вопросах преемственности. На протяжении трех последних лет мы совместно с МБОУСОШ № 9 реализуем проект «Юные защитники природы!».

Этот проект подразумевает целевую направленность форм, методов и средств обеспечения преемственности в формировании экологической культуры старших дошкольников и младших школьников как субъектов образования и социального действия, которые непосредственно связаны с дидактическими и игровыми условиями реализации проектной работы. В связи с этим, большое значение в экологическом образовании детей придается внеаудиторной и внеклассной работе.

Доказано, что система мероприятий, проводимых вне занятий ДОУ (внеаудиторной), и во внеурочной деятельности в школе (внеклассной) органично взаимосвязана с учебной деятельностью учащихся младших классов и непосредственной образовательной деятельностью старших дошкольников и является одним из ведущих педагогических условий экологического образования детей. Создание на базе ДОУ и школе экологических мини-музеев, экологических троп и самодельных наглядных пособий и т.п. дает возможность детям на практике прикоснуться к природе, сформировать навыки позитивного отношения к окружающей среде.

Включенность детей в природоохранную деятельность развивает у них ценностные ориентации и ценностные отношения через формирование когнитивных, эмоционально-ценностных, волевых, деятельностных компонентов экологически развитой личности, прививает опыт общения с окружающей средой и навыки экологически целесообразного поведения

Совместная работа по реализации каких либо единых проектов между школой и ДОУ помогает объединить всех педагогов, выработать единые подходы к воспитанникам, пополнить методический багаж, способствовать ликвидации сложившегося разрыва обучающей и воспитывающей функции педагогов.

Воспитатель и учитель совместно управляют педагогическим процессом: планируют, организуют, корректируют, анализируют результаты.

Предлагаю вам пройти четыре этапа квеста с заданиями, чтобы понять значимость преемственности в экологическом образовании начальной школы и дошкольного учреждения, и нам откроется еще одно замечательное высказывание Л.С. Выготского.

«…………, ………, …» Л.С. Выготский.

Первый этап

Задание. Выберете из предоставленного списка более полное понятие экологическое воспитание и назовите значимость экологического воспитания на современном этапе

  1. Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе).
  2. Развитие познавательного интереса к миру природы.
  3. Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
  4. Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы.
  5. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.
  6. Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой).
  7. Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий.

Вы правильно отметили. Что пункт 1 и 6 дают более полное понятие экологическое воспитание дошкольника.

Нам открылась часть высказывания

«Школьное обучение никогда не начинается………»

Второй этап.

Задание. Какой нормативно–правовой базой необходимо пользоваться по вопросу преемственности в экологическом воспитании между ДОУ и школой. В каких законодательных нормативных документах обращается внимание на экологическое образование?

(Ответы)

Федеральный уровень:

Основным законодательным документом является Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г., № 7-ФЗ.

Письмо министерства Образования РФ № 000/23-16 от 01. 01. 2001 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы»

Уровень ДОУ:

  • Договор с родителями.
  • Договор со школой.
  • Образовательная программа.

Молодцы, справились с заданием. Вы правильно отметили все нормативно–правовые документы и можем прочитать следующий фрагмент высказывания.

«... Школьное обучение никогда не начинается

с пустого места, ……»

Третий этап

Задание. Назовите трудности, проблемы в знаниях по экологии с которыми мы можем столкнуться при подготовке детей к школе, или, на примере своих старших детей, проблемы в начальный период обучения в школе, назовите причины, из-за которых, вы думаете, возникают эти трудности.

(Ответы)

Отсутствие преемственных программ дошкольного и начального образования

Низкий уровень или недостаточное внимание по формированию у детей экологических знаний.

(И т.д.)

Так мы движемся все ближе к разгадке

«Школьное обучение никогда не начинается

с пустого места, а всегда опирается………»

Четвертый этап

Задание. Определите формы работы в ДОУ и школе по внеаудиторной работе по экологическому воспитанию.

(ответы)

Экологические тропы, месячник по экологии, экологические линейки, неделя экологии, экологический декадник, различные игры экологической направленности, беседы-дискуссии, различные экскурсии, экологические акции, походы в лес, изготовление наглядных пособий и тд.

Ну вот, мы и подошли к разгадке нашей тайны, мы видим все высказывание

«... Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,

а всегда опирается на определенную стадию развития,

проделанную ребенком».

Л.С. Выготского

Совместная работа по реализации каких либо единых проектов между школой и ДОУ помогает объединить всех педагогов, выработать единые подходы к воспитанникам, пополнить методический багаж, способствовать ликвидации сложившегося разрыва обучающей и воспитывающей функции педагогов.

Воспитатель и учитель совместно управляют педагогическим процессом: планируют, организуют, корректируют, анализируют результаты.

Преемственность в экологическом воспитании старших дошкольников и первоклассников в нашем случае была эффективной при соблюдении следующих условий:

  • научно-обоснованный отбор содержания экологического воспитания, который представляет последовательно усложняющуюся систему экологических представлений и элементарных понятий с определением их объёма, глубины, степени обобщённости для дошкольной и начальной школьной ступеней образования;
  • использование системы значимых для старших дошкольников и первоклассников методов (наблюдение, игра с экологическим содержанием, моделирование, экотренинг, экологическая сказка и др.), обеспечивающих комплексный подход, постепенность вхождения ребёнка в мир связей и отношений живых организмов, единство познания, переживания и действия;
  • экологическая компетентность педагогов;
  • сотрудничество с семьёй в решении задач экологического воспитания детей.

Главное, что бы вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка.

Просмотров: 507
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Архипова Алена Петровна. Преемственность между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой
  • Татьяна Михайловна Чинарова. Педагогический проект на тему: Осуществление преемственности между детским садом и школой (Скоро в школу).
  • Соболева Ирина Викторовна. «Организация преемственности в профессиональной ориентации ребенка на этапах дошкольного и начального общего образования на основе создания в ДОУ психолого-педагогических условий развития ранних представлений о мире профессий у
  • Крапивко Елена Александровна. Технологии активных методов обучения в контексте преемственности стандарта дошкольного и начального общего образования
  • Нефедова Ольга Вячеславовна. Анализ работы по реализации программы развития школы «Преемственность» на уровне дошкольного и начального общего образования по программе этикет.
  • Карпова Галина Николаевна. Взаимодействие человека и природы в процессе экологического образования дошкольников
  • Серёдкина Надежда Николаевна. Методический портфель педагога дошкольного образования (образовательная область «Познавательное развитие», тематический блок экологическое воспитание старших дошкольников)
  • Шкрунина Елена Борисовна. Консультация для педагогов: «Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС дошкольного образования»
  • Кручинова Елена Ивановна, Денисова Юлия Викторовна. Использование наглядных пособий в экологическом образовании детей дошкольного возраста
  • Татьяна Владимировна Ткачева. Уголок природы, как развивающая среда для экологического образования детей
  • Евгения Гусельникова. Непосредственно-образовательная деятельность по формированию элементарных экологических представлений, знатоки природы «Поле чудес»
  • Рудакова Марина Юрьевна. Формирование положительного отношения к объектам живой природы
  • Лелекова Татьяна Владимировна. Одной из главных задач коллектива дошкольного учреждения является укрепление физического здоровья, обеспечение психического и эмоционального благополучия дошкольников.
  • Порубова Наталья Михайловна. «Формирование этнокультурных компетенций детей старшего дошкольного возраста посредством дополнительного образования в условиях реализации ФГОС» (из опыта работы)
  • Гилева Инна Геннадиевна. Влияние наблюдений в природе на формирование экологических представлений детей дошкольного возраста.
  • Козлова Евгения Викторовна. Подготовка детей к обучению в школе с учетом требований ФГОС дошкольного образования и начального общего образования
  • Мартыненко С.Ф., Глущенко А.В.. Инновационные подходы в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
  • Алла Юрьевна Симонова. Проект презентации на тему: «Логопедическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности ДОУ и СОШ»
  • Елена Онищенко. Образовательная программа дополнительного образования «СОВЕНОК» (развитие логического мышления и формирование интереса к математике) для воспитанников младшего дошкольного возраста 3 -4 лет.
  • Лупинос Людмила Владимировна. Формирование элементарных экологических представлений у детей раннего дошкольного возраста
  • Рожман Агния Константиновна. Организация работы по преемственности детей раннего и старшего дошкольного возраста
  • Любовь Горохова. Консультация для воспитателей тема: «Формирование экологических понятий у детей дошкольного возраста»
  • Рычагова Елена Сергеевна. Нестандартный стандарт дошкольного образования: Дошкольник как субъект образовательного процесса (проблема индивидуализации образования)
  • Надежда Ивановна Богатель. Разработка рабочей программы по реализации образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».
  • Ишкина Гузель Мансафовна. Создание условий для развития дополнительного образования у детей дошкольного возраста через сенсорное воспитание
  • Мартыненко Светлана Федоровна, Глущенко Анна Васильевна,Гордеева Тамара Михайловна. Инновационные подходы в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
  • Кузнецова Ольга Васильевна. «Формирование экологического сознания у дошкольников – как средство воспитания основ патриотизма в условиях реализации ФГОС»
  • Исаева Светлана Викторовна. Итоговая работа на тему: «СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДПОСЫЛОК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ МИРА ПРИРОДЫ»
  • Семенова Ирина Викторовна. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА (КВН) С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-7 ЛЕТ)
  • Альтенгоф Елена Владимировна. Презентация «Преемственность дошкольного и начального общего образования»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь