Кручинова Елена Ивановна, Денисова Юлия Викторовна. Использование наглядных пособий в экологическом образовании детей дошкольного возраста

Использование наглядных пособий в экологическом образовании детей дошкольного возраста

Авторы:

  • Кручинова Елена Ивановна
  • Денисова Юлия Викторовна

Воспитатели МБДОУ детский сад № 152 г.Пензы "Виктория" г.Пенза, Пензенская область

У детей дошкольного возраста преобладает образное мышление, потому формирование разнообразных реалистических представлений о природе проходит особенно успешно, если воспитатель активно использует различные формы наглядности.

Демонстрационные учебные картины и небольшие раздаточные картинки, слайды и видеофильмы позволяют показать ребенку то, что стоит за словом и недоступно пока его наблюдению.

В каждом дошкольном образовательном учреждении имеется различный иллюстративный материал, правдиво и разнообразно отражающий природу: наглядные пособия, репродукции произведений известных художников, вырезки из календарей и журналов, фотографии. Данный материал может быть использован в педагогическом процессе самым различным образом – для беседы, рассказывания, рассматривания, для формирования у детей новых представлений и уточнения имеющихся, для оформления выставок, игр и т.д.

 

Большое значение для ознакомления детей с природой имеют картины, на которых животные представлены в крупном масштабе и со своими детенышами. Такие «портретные» картины особенно важны для младших дошкольников, восприятие которых еще недостаточно развито и легко сосредоточивается на четко прорисованных (без излишней детализации) цветных изображениях. Такие картины помогают формировать у маленьких детей первоначальные представления о домашних и диких животных и их детенышах, позволяют обучать, сравнивать, обозначать словом увиденное. Для детей старшего дошкольного возраста такого рода картины целесообразны, если на них представлены экзотические, малоизвестные животные.

Особую ценность в экологическом образовании детей дошкольного возраста имеют цветные, большого размера учебно-наглядные пособия. Наиболее значимыми из них являются пособия, на которых изображены разные экосистемы (лес, луг, степь, тундра, пустыня, полярный край, пруд или озеро, море), а также картины, на которых представлена природоохранная или сельскохозяйственная деятельность людей.

Рассматривать такие картины с целью формирования у детей отчетливых и правильных представлений о природе, целесообразно с детьми средней группы и старше. Картина дает возможность: показать реальные объекты и события; сделать доступным восприятию из жизни экосистемы то, что обычно скрыто, показать обитателей экосистемы в их естественной среде. Формирование реалистических представлений о природе на основе картин пойдет эффективнее и быстрее, если воспитатель в процессе их рассматривания употребляет правильные обозначения-термины (например, не мишка, а бурый медведь; не зайчик, а заяц-беляк), делает пояснения достоверного содержания, исключает уменьшительно-ласкательные формы и обороты речи.

Наборы маленьких карточек с четким цветным изображением самых различных объектов природы используются как раздаточный материал. С ними можно проводить дидактические игры, различные упражнения. Например, воспитатель старшей группы комплектует одинаковые конверты для каждого ребенка с 10-12 карточками, предлагает разложить их в два ряда: в один – домашних, а в другой – диких животных. Интересными могут быть проблемные экологические ситуации, когда к картинам, изображающим среду обитания (например, лес, пустыня), дети подбирают животных, которые могут в ней жить, а потом объясняют, почему они сделали такой выбор.

Яркие впечатления оставляют у детей познавательные видеофильмы. Неоднократный показ детям животного и растительного мира различных стран расширяет их кругозор, вызывает интерес к окружающему миру. Есть учебные фильмы, в которых запечатлена жизнь диких зверей, полярных птиц, подводных обитателей рек, морей и океанов.

Таким образом, наличие разнообразных наглядных пособий в дошкольном учреждении, содержательно и эмоционально отражающих объекты и образы природы, является важным условием полноценного экологического образования детей.

Список литературы

  1. Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. П.Г. Саморуковой. – М., 2000.
  2. Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства: рек. педагогам, родителям и гувернерам / С.Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – (Библиотека воспитателя).
  3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева. – 2-е изд., испр. – М., 2001.
  4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для студентов вузов / С.Н. Николаева. – М., 2002.
  5. Николаева С.Н. Эколог в детском саду: программа повышения квалификации дошкол. работников / С.Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – (Библиотека воспитателя).
Просмотров: 433
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Верхозина И.М., Ковешникова Н.Г., Стагнеева Е.Л., Николаева Н.А.. Проектная деятельность по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о традициях праздника Победы
  • Дудкина Елена Викторовна, воспитатель Николаева Галина Петровна, воспитатель. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ХУДОЖНИКИ»
  • Николаева Любовь Борисовна. Открытое занятие в области познания по формированию целостной картины мира в старшей группе «Путешествие по планете Земля».
  • Николаева Светлана Ивановна, Шилова Анна Викторовна. Проектная работа «Организация взаимодействия с родителями по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
  • Уральская Юлия Викторовна. Занятие экологической направленности для детей старшей группы: «О диких и домашних животных».
  • Носкова Ирина Леонидовна. Формирование представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста на основе опытно-экспериментальной деятельности
  • Николаева Марина Васильевна. Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста 'Именины садовенка Епифанушки'
  • Николаева Марина Васильевна. НОД для детей младшего дошкольного возраста «Жил – был самолетик»
  • Авдеенкова Мария Сергеевна. Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста «Рассматривание репродукции картины Саврасова А.К. «Грачи прилетели»
  • Анжела Анатольевна Винюкова. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста в процессе различных видов деятельности
  • Попова Ольга. Формирование представлений у детей о диких животных сибирского леса
  • Иконникова Людмила Михайловна. Использование загадок как одно из средств формирования представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста
  • Дурягина Э.А., Иванникова М.Д.. Конспект НОД «Комплексное занятие: формирование целостной картины мира — художественный труд» с использованием ИКТ для детей среднего дошкольного возраста «Путешествие в космос»
  • Волкова Ольга Александровна. Использование технологии экспериментирования при формировании целостной картины мира у детей дошкольного возраста
  • Орлова Татьяна Сергеевна. Сценарий экологического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «Стань природе другом»
  • Гилева Инна Геннадиевна. Влияние наблюдений в природе на формирование экологических представлений детей дошкольного возраста.
  • Смирнова Елена Павловна. Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира у детей среднего дошкольного возраста «Холодное и горячее».
  • Николаева Марина Леонидовна. Конспект НОД (ОО «Коммуникация») в младшей группе «Такие разные игрушки»
  • Крестникова Юлия Борисовна. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ТНР. Составление рассказов-описаний диких животных по плану.
  • Бокова Наталья Александровна. Конспект деятельности детей старшего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира «Волшебное мыло»
  • Генералова Светлана Геннадиевна. Проблемные ситуации для формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
  • Николаева Варвара Софроновна. «СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СЕЛЬСКОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ» (КАБИНЕТ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА)
  • Чубшвец Анна Александровна. Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через использование дидактического пособия «Математический кейс».
  • Дудкина Елена Викторовна, Николаева Галина Петровна. Консультация для родителей детей с ОВЗ «Играем дома с детьми аутистами»
  • Дудкина Елена Викторовна Николаева Галина Петровна. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЯМИ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
  • Николаева Ольга Викторовна, Сарайкина Оксана Александровна.. Конспект занятия для детей раннего возраста на тему «В гости к лесным жителям»
  • Илюшина Наталья Викторовна. Использование дидактического пособия «Карта открытий» в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
  • Николаева Надежда Александровна. Познавательно — творческий проект «Круговорот воды в природе»
  • Ирина Николаевна Ковригина. РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Николаева Марина Александровна. Обучающая презентация для детей среднего возраста «Здравствуйте, первоцветы!»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь