Николаева Марина Васильевна. Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста 'Именины садовенка Епифанушки'

Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста Именины садовенка ЕпифанушкиКонспект ООД для детей старшего дошкольного возраста "Именины садовенка Епифанушки"

Автор – составитель: Николаева М.В., воспитатель МБДОУ № 17, ст. Петропавловская, Краснодарский край.

Цель: систематизировать знания детей о народных традициях, поверьях, фольклоре; закрепить знания о русских народных костюмах.

Задачи:

Воспитательные:

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость;
  • воспитывать в детях внимательность, заботливость по отношению друг к другу, умение по-разному выражать добрые чувства
  • воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.

Развивающие:

  • развивать навыки взаимодействия в коллективе;
  • развивать умение устанавливать причинно – следственные связи;
  • развивать навыки творческой деятельности;
  • развивать у детей старшего дошкольного возраста психические процессы: память, воображение, внимание, мышление, речевую активность

Образовательные:

  • закрепить знания о русских народных костюмах;
  • развивать творческие навыки в процессе изготовления оберегов, кукол;
  • совершенствовать умение детей ответственно относиться к заданию, произвольно управлять своим поведением, устанавливать со взрослым и сверстниками совместную деятельность.

Скачать конспект

Приемы руководства деятельностью детей:

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: проблемные вопросы; создание игровой ситуации.
  2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: сюрпризный момент; создание проблемной ситуации; загадывание загадок; создание эмоционального фона
  3. Приемы организации практической деятельности детей: обследование, организация продуктивной деятельности детей.
  4. Приемы поддержания интереса у детей: игровая ситуация, упражнения направленные на развитие внимания, имитирующие упражнения.
  5. Приемы оценки и самооценки: совместная оценка выполненных работ персонажем и детьми.

Создание среды для организации и проведения НОД

экспонаты из музея ДОУ: атрибуты русского быта, обереги, русская народная одежда, шкатулка. Кукла Епифаний. Природный материал для изготовления оберегов. Пряники.

Планируемые результаты:

  • дети расширили представления о культуре русского народа, традициях, поверьях;
  • дети пополнили багаж знаний о русских народных костюмах;
  • Справились с заданием продуктивной деятельности (изготовили куклу – оберег).

Критерии оценки деятельности детей в НОД:

  1. Активность.
  2. Самостоятельность.
  3. Взаимодействие со сверстниками и взрослым.
  4. Эмоциональность.

Ход непосредственно образовательной деятельности

В групповой комнате воссоздан интерьер русской избы. Хозяйка встречает гостей (детей).

Хозяйка:

В светлу горницу войду
Взглядом всё тут обойду.
Сразу видно – эта хата
Мастерицами богата!

Здравствуйте, красавицы!
Мне здесь очень нравится!

Милости прошу в мой дом. Гость на двор – хозяйке радость!

Ребёнок: Мир вашему дому, здоровья всем!

Хозяйка: Спасибо, проходите, присаживайтесь на самые удобные скамейки, на самые мягкие подушки. Красному гостю – красное место! Я вас угощу медовым пряничком да сахарным петушком. У нас сегодня праздник.

Ребёнок: Хозяйка, расскажи, пожалуйста, что это за праздник?

Хозяйка: Слушайте, мои голубчики. Сегодня именины у Епифания, значит и у нашего домового Епифанушки тоже. А вы, мои хорошие, знаете, кто такие домовые? Откуда они взялись?

Ребёнок: В старину была легенда о том, как неверующих людей наказали и обязали на вечные времена сторожить воды, леса, горы и дома. Кто в момент наказания был дома, сделался домовым, в горах – горным духом, в лесу – лесовиком.

Хозяйка: Правильно. А что делает домовой, чем он занимается?

Ребёнок: Домовой защищает от всего плохого дом, людей и животных, которые там живут. Он помогает хозяйке заниматься домашней работой. Он не любит ленивых и может подшутить над нерадивыми.

Хозяйка: Да, домовой оберегает хозяйский дом и двор. Где в доме обычно живёт домовой?

Ребёнок: Он любит жить на печке или за печкой в лапте, или в бане.

Хозяйка: Молодцы! Вы такие умные! А я вот знаю, что домовые такие же разные, как и люди. Каждый хозяин зовёт своего домового по- своему. У нас, у русских – дедко, хозяин, а ещё как?

Ребёнок: Доможил, батанушка. Если он маленький – домовёнок.

Хозяйка: Правильно. Другие народы зовут его по – другому: украинцы – домовой дед; белорусы – господарик, хатник; поляки – хованец.

В нашем доме, как я уже сказала, живет домовой Епифанушка. Он, как и вы, еще маленький, он домовенок.

Воспитатель берет в руки куклу Епифания. Говорит за него.

Воспитатель: У тебя, дружок, имя интересное, красивое. Почему тебя так назвали – Епифаний?

Епифанушка: Я и сам не знаю, почему меня так зовут, но имя мне тоже нравится. Может дети знают? Подскажут?

Ребенок: Когда В.Н. Татищев основал на низменном левобережье Волги город – крепость, он хотел назвать его Епифания ( «город просвещения»). Но город получил название Ставрополь – на – Волге.

Позже он был затоплен, но недалеко от этого места был построен наш родной город Тольятти. В память о Татищеве и основанном им городе тебя, домовенок, и назвали Епифанием.

Епифанушка: Вот здорово! Я ведь действительно очень умный.

Хозяйка: Конечно! Только какой же ты домовенок, если в детском саду живешь? Дети, подумайте, как можно назвать Епифанушку?

Дети: Садовенок.

Епифанушка: Ой, мне нравится. Я – садовенок Епифаний!

Ребенок: Мы слышали, что вы, домовята и садовята, жилище оберегаете. Это правда?

Епифанушка: Правда! Правда! Мне помогают обереги. С давних времен люди свои дома украшали оберегами из природного материала.

Хозяйка: Правильно. Кукуруза оберегает здоровье детей; перец защищает от ссор в семье; чеснок, лук отгоняют нечистую силу; горох, фасоль, бобы – чтобы в доме всегда был достаток; ягоды рябины, шиповника оберегают женскую (девичью) красоту, молодость.

Что такое оберег, дети?

(Предмет, оберегающий, охраняющий от чего-то злого, нехорошего.)

Епифанушка: В этой волшебной шкатулке лежат обереги. Возьмите каждый по оберегу и расскажите, что о нем знаете.

Дети достают из шкатулки обереги и рассказывают, взрослые помогают.

Хозяйка: В стародавние времена люди считали, что вышивка на одежде не только украшала, но и тоже была оберегом.

Дети рассматривают одежду, которая вывешена на стендах.

Вышивки-обереги на рукавах рубахи сберегали руки от порезов, сохраняли их силу и ловкость. Узоры на верхней части сарафана оберегали легкие и сердце.

Епифанушка: В деревнях хозяева оберегают свои дома. В доме есть лазейки для нечистой силы – дверь и окна. Для защиты от этой силы их украшали наличниками и санями.

Дети рассматривают эти детали.

Хозяйка: Совсем забыла, ведь у садовенка Епифанушки именины, праздник, а на празднике должно быть весело: игры, песни, подарки, угощенье.

Епифанушка: Мне нравится игра «Фанты». Давайте поиграем.

Садовенок дает задания: спеть колыбельную песню; спеть частушку; загадать загадку; разделить горох, фасоль и бобы, сыграть на музыкальном инструменте; рассказать считалку.

Хозяйка: Гости дорогие, наигрались, развлеклись? Пришло время спеть хвалебную песню нашему садовенку Епифанушке.

Дети: (все вместе).

Комар пищит,
Каравай пищит.
Комариха верещит,
Кучу веников тащит!

Кому поем – тому добро! Слава!
Епифанушка: Спасибо!

Хозяйка: На именины подарки дарят. Дети, как вы думаете, не сделать ли для нашего садовенка да и для групповой комнаты обереги, куклы?

Дети изготавливают обереги и куклы для групповой комнаты.

Хозяйка: Какие же именины бывают без угощения? (Угощает детей и садовенка пряниками). Вот и кончился праздник – именины садовенка Епифанушки.

До свиданья, дорогие дети,
Дай Бог тому, кто в вашем дому.
Дорогим гостям, милым детушкам
Мы всегда рады.

До новых встреч!

Просмотров: 470
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Шумачева Юлия Витальевна. Непосредственно образовательная деятельность по образовательной деятельности речевое развитие на тему «Осень — щедрая хозяйка» в старшей группе.
  • Крикян Марина Мартиросовна. Презентация о насекомых 'Хозяйка луга'
  • Петренко Людмила. Познавательный маршрут «Город и дети» для детей старшего дошкольного возраста
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Горбачева Инна Викторовна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню защиты детей. «О чём мечтают наши дети».
  • Горбачева Инна Викторовна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню защиты детей. «О чём мечтают наши дети».
  • Воловик Наталья Владимировна. Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме «Как дети помогали астроному Сонику»
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Лучкина Анна Александровна. Конспект занятий для детей старшего дошкольного возраста «Дети на войне»
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Терентьева Елена Геннадьевна. Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста с мультимедийной презентацией «Дети войны»
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Кошелева Анна Валерьевна. Конспект НОД по познавательной-исследовательской деятельности (младшая группа) «Как дети Дед Морозу помогали»
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Братчаночка. Конспект организации совместной трудовой деятельности с детьми средней группы. Тема: 'Ох, ох. ох, ох дети сеяли горох'
  • Антонова Татьяна Николаевна. Сценарий праздника для детей средней группы «КАК ДЕТИ СПАСЛИ ОСЕНЬ»
  • Машкина Екатерина Васильевна Харитонова Наталья Владиленовна. Сценарий праздника к Дню Победы для детей старшего дошкольного возраста «Дети — герои войны»
  • Стороженкова Татьяна Сергеевна. КОНСПЕКТ СПОРТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ – ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ!» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И РОДИТЕЛЕЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ
  • Саранцева Елена Геннадьевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Что такое телевидение».
  • Негина Ирина Семеновна. Конструкт образовательной деятельности по познавательному развитию «Дом для зайчика» Возрастная группа: дети 3-4 лет
  • Бескоровайная Галина Ивановна. Конспект Организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое терроризм?»
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Захарова Динара Мухаррямовна. Конспект литературной игры для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки русских народных сказок»
  • Хамидова Фарида Феритсовна. Дети логопады, как категория детей с ОВЗ.
  • Яценко Елена Ильинична. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «СЕГОДНЯ Я РЕБЁНОК-ЗАВТРА ИНЖЕНЕР!»
  • Тюхменева К. В., Малышева А. А. Конспект непосредственно — образовательной деятельности во второй младшей группе по познавательному развитию на тему: «Как дети помогли зайчику перейти дорогу с инспектором ДПС Полиной» (дидактическая кукла)
  • Батищева Елена Яковлевна. Дети «липучки» и дети «Питер Пэны».
  • Корниченкова Анна Васильевна. Конспект образовательное деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей средней группы Тема: «Лисичка-сестричка – главная героиня русских народных сказок»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь