Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста "Именины садовенка Епифанушки"
Автор – составитель: Николаева М.В., воспитатель МБДОУ № 17, ст. Петропавловская, Краснодарский край.
Цель: систематизировать знания детей о народных традициях, поверьях, фольклоре; закрепить знания о русских народных костюмах.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость;
- воспитывать в детях внимательность, заботливость по отношению друг к другу, умение по-разному выражать добрые чувства
- воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.
Развивающие:
- развивать навыки взаимодействия в коллективе;
- развивать умение устанавливать причинно – следственные связи;
- развивать навыки творческой деятельности;
- развивать у детей старшего дошкольного возраста психические процессы: память, воображение, внимание, мышление, речевую активность
Образовательные:
- закрепить знания о русских народных костюмах;
- развивать творческие навыки в процессе изготовления оберегов, кукол;
- совершенствовать умение детей ответственно относиться к заданию, произвольно управлять своим поведением, устанавливать со взрослым и сверстниками совместную деятельность.
Скачать конспект
Приемы руководства деятельностью детей:
- Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: проблемные вопросы; создание игровой ситуации.
- Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: сюрпризный момент; создание проблемной ситуации; загадывание загадок; создание эмоционального фона
- Приемы организации практической деятельности детей: обследование, организация продуктивной деятельности детей.
- Приемы поддержания интереса у детей: игровая ситуация, упражнения направленные на развитие внимания, имитирующие упражнения.
- Приемы оценки и самооценки: совместная оценка выполненных работ персонажем и детьми.
Создание среды для организации и проведения НОД
экспонаты из музея ДОУ: атрибуты русского быта, обереги, русская народная одежда, шкатулка. Кукла Епифаний. Природный материал для изготовления оберегов. Пряники.
Планируемые результаты:
- дети расширили представления о культуре русского народа, традициях, поверьях;
- дети пополнили багаж знаний о русских народных костюмах;
- Справились с заданием продуктивной деятельности (изготовили куклу – оберег).
Критерии оценки деятельности детей в НОД:
- Активность.
- Самостоятельность.
- Взаимодействие со сверстниками и взрослым.
- Эмоциональность.
Ход непосредственно образовательной деятельности
В групповой комнате воссоздан интерьер русской избы. Хозяйка встречает гостей (детей).
Хозяйка:
В светлу горницу войду Взглядом всё тут обойду. Сразу видно – эта хата Мастерицами богата!
Здравствуйте, красавицы! Мне здесь очень нравится!
Милости прошу в мой дом. Гость на двор – хозяйке радость!
Ребёнок: Мир вашему дому, здоровья всем!
Хозяйка: Спасибо, проходите, присаживайтесь на самые удобные скамейки, на самые мягкие подушки. Красному гостю – красное место! Я вас угощу медовым пряничком да сахарным петушком. У нас сегодня праздник.
Ребёнок: Хозяйка, расскажи, пожалуйста, что это за праздник?
Хозяйка: Слушайте, мои голубчики. Сегодня именины у Епифания, значит и у нашего домового Епифанушки тоже. А вы, мои хорошие, знаете, кто такие домовые? Откуда они взялись?
Ребёнок: В старину была легенда о том, как неверующих людей наказали и обязали на вечные времена сторожить воды, леса, горы и дома. Кто в момент наказания был дома, сделался домовым, в горах – горным духом, в лесу – лесовиком.
Хозяйка: Правильно. А что делает домовой, чем он занимается?
Ребёнок: Домовой защищает от всего плохого дом, людей и животных, которые там живут. Он помогает хозяйке заниматься домашней работой. Он не любит ленивых и может подшутить над нерадивыми.
Хозяйка: Да, домовой оберегает хозяйский дом и двор. Где в доме обычно живёт домовой?
Ребёнок: Он любит жить на печке или за печкой в лапте, или в бане.
Хозяйка: Молодцы! Вы такие умные! А я вот знаю, что домовые такие же разные, как и люди. Каждый хозяин зовёт своего домового по- своему. У нас, у русских – дедко, хозяин, а ещё как?
Ребёнок: Доможил, батанушка. Если он маленький – домовёнок.
Хозяйка: Правильно. Другие народы зовут его по – другому: украинцы – домовой дед; белорусы – господарик, хатник; поляки – хованец.
В нашем доме, как я уже сказала, живет домовой Епифанушка. Он, как и вы, еще маленький, он домовенок.
Воспитатель берет в руки куклу Епифания. Говорит за него.
Воспитатель: У тебя, дружок, имя интересное, красивое. Почему тебя так назвали – Епифаний?
Епифанушка: Я и сам не знаю, почему меня так зовут, но имя мне тоже нравится. Может дети знают? Подскажут?
Ребенок: Когда В.Н. Татищев основал на низменном левобережье Волги город – крепость, он хотел назвать его Епифания ( «город просвещения»). Но город получил название Ставрополь – на – Волге.
Позже он был затоплен, но недалеко от этого места был построен наш родной город Тольятти. В память о Татищеве и основанном им городе тебя, домовенок, и назвали Епифанием.
Епифанушка: Вот здорово! Я ведь действительно очень умный.
Хозяйка: Конечно! Только какой же ты домовенок, если в детском саду живешь? Дети, подумайте, как можно назвать Епифанушку?
Дети: Садовенок.
Епифанушка: Ой, мне нравится. Я – садовенок Епифаний!
Ребенок: Мы слышали, что вы, домовята и садовята, жилище оберегаете. Это правда?
Епифанушка: Правда! Правда! Мне помогают обереги. С давних времен люди свои дома украшали оберегами из природного материала.
Хозяйка: Правильно. Кукуруза оберегает здоровье детей; перец защищает от ссор в семье; чеснок, лук отгоняют нечистую силу; горох, фасоль, бобы – чтобы в доме всегда был достаток; ягоды рябины, шиповника оберегают женскую (девичью) красоту, молодость.
Что такое оберег, дети?
(Предмет, оберегающий, охраняющий от чего-то злого, нехорошего.)
Епифанушка: В этой волшебной шкатулке лежат обереги. Возьмите каждый по оберегу и расскажите, что о нем знаете.
Дети достают из шкатулки обереги и рассказывают, взрослые помогают.
Хозяйка: В стародавние времена люди считали, что вышивка на одежде не только украшала, но и тоже была оберегом.
Дети рассматривают одежду, которая вывешена на стендах.
Вышивки-обереги на рукавах рубахи сберегали руки от порезов, сохраняли их силу и ловкость. Узоры на верхней части сарафана оберегали легкие и сердце.
Епифанушка: В деревнях хозяева оберегают свои дома. В доме есть лазейки для нечистой силы – дверь и окна. Для защиты от этой силы их украшали наличниками и санями.
Дети рассматривают эти детали.
Хозяйка: Совсем забыла, ведь у садовенка Епифанушки именины, праздник, а на празднике должно быть весело: игры, песни, подарки, угощенье.
Епифанушка: Мне нравится игра «Фанты». Давайте поиграем.
Садовенок дает задания: спеть колыбельную песню; спеть частушку; загадать загадку; разделить горох, фасоль и бобы, сыграть на музыкальном инструменте; рассказать считалку.
Хозяйка: Гости дорогие, наигрались, развлеклись? Пришло время спеть хвалебную песню нашему садовенку Епифанушке.
Дети: (все вместе).
Комар пищит, Каравай пищит. Комариха верещит, Кучу веников тащит!
Кому поем – тому добро! Слава! Епифанушка: Спасибо!
Хозяйка: На именины подарки дарят. Дети, как вы думаете, не сделать ли для нашего садовенка да и для групповой комнаты обереги, куклы?
Дети изготавливают обереги и куклы для групповой комнаты.
Хозяйка: Какие же именины бывают без угощения? (Угощает детей и садовенка пряниками). Вот и кончился праздник – именины садовенка Епифанушки.
До свиданья, дорогие дети, Дай Бог тому, кто в вашем дому. Дорогим гостям, милым детушкам Мы всегда рады.
До новых встреч!
|