Психологи сравнивают поступление ребёнка в школу с революцией в сознании. Всё меняется для малыша: его окружение, режим дня, поведение. Школа предъявляет большие и разнообразные требования к организму ребёнка – интеллектуальные, физические и социальные. Переход из детского сада в школу – ответственный и сложный момент в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка, на смену играм приходят ежедневные занятия, ведущей становится учебная деятельность.
Скачать полный конспект
Так или иначе, переход из детского сада в школу всегда связан с изменением привычного образа жизни и требует адаптации к новым условиям социального существования. Ребёнок, поступивший в школу, попадает в непривычную для него среду. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют напряжённого умственного труда, активации внимания, сосредоточенной работы на уроках и, кроме того, относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. А ко всему этому – окружает новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые не умеют принимать помощь учителя, и это сказывается на результатах обучения. Практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по-разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание, и действительно привлекают его своей подвижностью, и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими детьми и учителем. Это сложный и ответственный период, и от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка.
Когда этот процесс развивается достаточно успешно, ученик чувствует уверенность в своих силах, ему психологически комфортно, и как следствие, его учебная деятельность складывается благополучно, облегчается его социализация в обществе. Но учителя начальной школы, опираясь на свой опыт, отмечают, что часто поступление ребенка в школу сопровождается тяжелыми переживаниями, снижением активности, эмоциональными проблемами, и это связано с трудностями процесса социально-психологической адаптации. Адаптация на начальном этапе обучения неизбежна, но одни дети успешно переживают ее, а у других данный процесс затягивается, порождая негативные явления.
Нереализованные ожидания, связанные с учебой, трудности общения с учителем или сверстниками, нарастание волевого или нервного напряжения в ходе обучения – эти и многие другие факторы, к которым еще в начальной школе ребенок оказывается не совсем готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок к дальнейшему школьному обучению.
Словом, все изменения достаточно сильно ломают привычный образ жизни. Но самое главное – поступление в школу во многом определяет перспективы развития личности. Этот период является одним из существенных переломных периодов в жизни ребёнка, ведь от того, как пойдёт приспособление, привыкание к школе, во многом зависят эмоциональное состояние, работоспособность, состояние здоровья, успешность учёбы в начальной школе и в последующие годы.
Какие задачи стоят перед педагогами детского сада и школы?
Одна из них – преемственность в воспитании и развитии в детском саду и начальнойшколой. Процесс развития ребёнка, формирования личности на всех этапах должен быть непрерывным, соответствовать содержанию обучения и воспитания в связи с возрастными особенностями. Переход ребёнка с одной ступени обучения, развития и воспитания на другую требует особой педагогической поддержки.
Мы считаем, что необходимо готовить не только детей, но и их родителей, к переходу в школьную жизнь. Именно на это направлена работа по организации преемственности в работе дошкольного учреждения и школы, которая позволит обеспечить комфортное вхождение каждого ребенка из дошкольного детства в мир учения, сделать его более мягким и безболезненным. Мы считаем, что совместная целенаправленная работа воспитателей и учителей дает возможность детям легко адаптироваться в начальной школе.
Важность и необходимость преемственности между дошкольным учреждением и школой усиливается еще в большей мере в связи с модернизацией системы образования, со значительно возросшей ролью дошкольного воспитания в нашей стране, о чем говориться в законе об образовании от 29. 12. 12 № 273-ФЗ, что дошкольное образование — это первый уровень единой системы образования РФ.
Для достижения большего эффекта мы особое внимание уделяем работе с родителями. В нашем учреждении ведется тесное и активное сотрудничество с семьей с самого первого дня поступления ребенка в детский сад. Родители – наши первые помощники во всех делах дошкольного учреждения, будь то выставки, собрания, субботники, экскурсии и т. д. В своей работе мы опираемся на высказывание Сухомлинского В. А.: «Все лучшее, что может дать семья (любовь, забота, уход, личное общение) детский сад должен сделать своим достоянием, и наоборот, все хорошее, что приобретает ребенок в детском саду (самостоятельность, организованность, интерес к знаниям и др., должно находить продолжение и опору в семье».
В ходе нашей работе мы столкнулись с проблемой: многие родители уделяют внимание тому, чтобы ребенок умел бегло читать, писать. У родителей существует мнение, что ранее обучение ребенка в дошкольном возрасте обеспечит ему в дальнейшем успешность школьного образования, позитивное отношение учителей и признание сверстников. Но как считают А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, А. Ф. Говоркова, Я. Л. Коломинский, А. А. Люблинская, А. М. Леушина, В. Д. Лысенко, Н. Н. Поддъяков и др. если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему трудно в школе, т. к. не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе. Исследования И. С. Кона, В. В. Столина позволяют отметить, что формирование у дошкольника образа будущего школьника помогут ему адаптироваться к социально значимой позиции школьника в системе общественных и межличностных отношений, научат оценивать свою социальную сущность.
Именно поэтому, во избежание негативных последствий, связанных с адаптацией детей к школьной жизни между МАДОУ детский садом № 78 и МАОУ СОШ № 69 существует план взаимодействия совместной работы по преемственности. Цель нашей работы обеспечить полноценный, благополучный переход ребенка от дошкольного воспитания к школе.
Важнейшим условием эффективности работы по преемственности детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания.
Актуальностью написания данной статьи явилось следующее:
С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования, в том числе и преемственности психологического сопровождения образовательной деятельности в детском саду и начальной школе.
Преемственность дошкольного и начального школьного образования – это связь и согласованность всех компонентов образования, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное воспитание и обучение на данных ступенях образования
Основными предпосылками для осуществления преемственности между детским садом и школой являются:
- развитие любознательности;
- развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;
- формирование творческого воображения, направленное на интеллектуальное и личностное развитие ребенка;
- развитие коммуникативных способностей (умения общаться с взрослыми и сверстниками);
- формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благоприятной адаптации к школе.
Целью обеспечения преемственности в работе дошкольного учреждения и школы в плане формирования индивидуальности детей должно стать не только стремление к единству в содержании и методах обучения, а также одинаково положительное отношение к детям, глубокое понимание их потребностей, мотивов и особенностей их поведения, развития, опора на них,
обеспечить полноценный, благополучный переход ребенка от дошкольного воспитания к школе.
Для ее реализации разработана и воплощается в жизнь система работы по преемственности между дошкольным учреждением и школой, которая требует решения следующих задач:
- Установление направлений работы между тремя составляющими: школа, детский сад и семья
- Укрепление и развитие эмоционально – положительного отношения ребенка к школе.
- Формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для успешной адаптации к начальной школе.
Методическая работа осуществляется через различные формы: проведение педагогических советов, семинаров, взаимных посещений занятий и уроков воспитателями и учителями, круглые столы, конференции, анкетирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и т. д. Учителя и воспитатели делятся опытом друг с другом, рассказывают о результатах проводимой работы с детьми, занимаются разработкой рекомендаций, обсуждают нормативные документы.
Как же мы осуществляем работу с детьми?
Ребенок — не пассивный слушатель, воспринимающий готовую информацию, передаваемую ему воспитателем. Именно активность ребенка является основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.
Особое внимание уделяется целенаправленной и систематизированной работе с детьми. После анализа литературы по преемственности между школой и ДОУ мы выбрали наиболее действенные формы работы с детьми, а именно экскурсия в школу, посещение школьного музея им И.И. Федюнинского, посещение линейки Дня Знаний 1 Сентября, проведение занятий по подготовке к школе в рамках проведения форума «Большая перемена» проводиться мастер-классы с детьми и родителями в стенах МАОУ СОШ № 69, встреча с учениками школы, сюжетно-ролевые игры, использование элементов сказкотерапии и т. д. Эти мероприятия производят неизгладимое впечатление на детей, вызывают у ребят желание пойти в школу, значительно повышают школьную мотивацию, вселяют уверенность в своих силах, формируют положительный образ о новом месте учебы. Дети на практике проживают ситуации из повседневной жизни школы, приобретают коммуникативные умения, которые играют важную роль при вхождении ребенка в незнакомый коллектив детей и взрослых.
Осуществление работы с родителями.
Работа с родителями в детском саду ведется непрерывно – это тематические родительские собрания, на которых показываются презентации, проводятся открытые занятия, мастер- классы, совместные литературно-музыкальные вечера, чаепития с выступлением маленьких артистов, разыгрываются сказки. В рамках школы проводятся собрания для родителей будущих первоклассников «О готовности к школе и профилактике дезадаптации». Работа предусматривает поддержку и сохранение партнерских, конструктивных отношений. Мы считаем, что необходимо вести работу, направленную на повышение компетенции родителя, на формирование единства взглядов родителей по вопросу подготовки к школе. Необходима согласованность взглядов ДОУ, МАОУ СОШ и семьи в вопросах преемственности и формирования позиции школьника у сегодняшнего дошкольника. В этом направлении используются такие формы работы как проведение семинаров-практикумов с участием педагогов детского сада и школы, индивидуальные консультации родителей, разработка памяток, буклетов с информацией о готовности детей к школе, проведение конференции с участием педагогов по итогам диагностики, участие родителей в Дне открытых детей в школе, проведение открытых занятий и т. д.
В начале учебного года мы подбираем комплекс диагностических методик, который включает в себя разделы по работе с воспитанниками и родителями. Диагностический комплекс помогает выявить отношение ребенка к школе, его школьную мотивацию, коммуникативную культуру, т. е. умение осуществлять диалог со сверстниками и взрослыми, умение разрешать конфликты, договариваться, выявление тревожности детей перед поступлением в школу, в связи с тем, что это один из важных факторов, влияющих на адаптацию к школьной жизни.
После подведения итогов диагностического исследования детей подготовительной группы было выявлено следующее: воспитанников волнует переход из дошкольного учреждения в новую школьную жизнь; не сформированы представления об условиях школьной жизни; о взаимодействии с учителями и др.
У родителей возникают опасения о завышенных требованиях к готовности ребенка в школе, о том, как более безболезненно перестроить уклад жизни семьи будущего первоклассника.
Главное назначение нашей работы — специально организованный переход дошкольниковна следующую ступень образования. Мы надеемся, что вся система работы поможет нашим детям легко и безболезненно адаптироваться к школе. Все полученные сведения, связанные с данной проблемой, лягут в основу существующего плана совместной работы по преемственности, представляющей собой содержательно-организованную основу управления деятельностью педагогического коллектива по направлению «Преемственность школы и детского сада».
Список использованной литературы:
- Авраменко, Н. К. Подготовка ребенка к школе. М.: Педагогика, 2006. – 48 с.
- Венгер, Л. А. «Готов ли ваш ребенок к школе?». М.: Знание, 2009. – 189 с.
- Венгер, Л. А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, «Дошкольное воспитание». М.: Просвещение, 2009. – 289 с.
- Гуткина, Н. Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному
обучению «Психологическое образование». М.: Знание, 2007. – 235 с.
5. Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 2007. -145с.
6. Рылеева Е. В. //Управление дошкольным образовательным учреждением, 2005 № 4, с. 104-112
7. Носоурова Т. П. Различные модели взаимодействия школы и ДОУ //Начальная школа плюс До и После. 2003. № 10. С. 58-61.. (эл. версия у преподавателя Горячевой Н. Г.)
8. Соломенникова О. А. Преемственность в работе начальной школы и дошкольного учреждения. /Соломенникова О. А. Баранникова Н. А. //Начальная школа № 2, 2008. С 3 – 6.
9. Бережнова О. В., Долгих Л. М., Бубнова С. Ю. Вариотивные формы организации предшкольного образования. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011.
10. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова, Программа «Детство» — СПб. «Детство-пресс» 2011г.
11. Гогоберидзе А. Г. Мониторинг в детском саду. Нучно-методическое пособие. — СПб. «Детство-пресс», 2011.
12. Журанкова В. В. –
|