Цель: способствовать формированию у детей навыков учебной деятельности.
Задачи:
- продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание;
- совершенствовать умение измерять длину предметов с помощью условной меры;
- закреплять умение последовательно называть дни недели, времена и месяцы года;
- упражнять в определении и установлении времени на часах;
- упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку;
- развивать внимание, память, логическое мышление;
- воспитывать организованность, чувство радости от успешно выполненных заданий.
Материалы и оборудование: мяч; иллюстрации мальчика и школы; макеты часов; карточки со схемами пути от дома до школы; полоски картона (условные меры); модели для составления задач; карточки с цифрами и арифметическими знаками; простые карандаши и рабочие тетради.
Скачать конспект
Интеграция образовательных областей: О.о. «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Ход НОД:
Организационный момент:
В круг широкий, вижу я, Встали все мои друзья. Мы сейчас пойдем направо, А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся, И на место все вернемся. Улыбнемся, подмигнем, Заниматься мы начнем.
(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом)
Мотивация:
(Предлагаю детям подойти к доске и посмотреть на иллюстрацию мальчика).
- Ребята, сегодня к нам в гости из школы пришел мальчик, Ваня!
- Ребята, как вы думаете, похож ли Ваня на ученика? Почему?
- Он пошел осенью в школу и считает, что там нет ничего интересного, он не научился читать, писать, не умеет считать, составлять задачи, не знает названий геометрических фигур, времен года, названий дней недели, месяцев и ещё много чего не знает! И он хочет вам дать совет, чтобы вы не ходили осенью в школу, т.к. там СКУКОТИЩА! Все живут по распорядку, пишут в тетрадках, играть на уроках не разрешают, двойки получают!
- Ребята, правильный ли совет дает вам Ваня? Почему?
- Ребята, но Ваня заявил, что он не допустит, чтобы вы осенью зашли в школу и повесил на её дверях замок, а ключ от него спрятал!
- Ребята, давайте ключ мы найдем и в школу попадем! А Ване расскажем, что получать знания в школе, это очень интересно и быть успешным учеником не так уж и сложно!
1. Упражнение «Не зевай, быстро на вопросы отвечай!» (с мячом)
- Какой сегодня день недели?
- Сколько всего дней в неделе?
- Какой день идёт после четверга?
- Какой день идёт перед средой?
- Как называется пятый день недели?
- Как называются «выходные» дни недели?
- Сколько времен года в году?
- Какое сейчас время года?
- Назови соседей весны.
- Назовите месяцы весны.
- В какое время года пойдем в школу?
- Как называется первый месяц осени?
Наш Ванюша поздно встал, Волосы не причесал, Побежал скорее кушать, Ну, зачем же маму слушать:
Зарядку делать, руки мыть и кроватку застелить. - Зубы буду чистить завтра - Наш Ванюша заявил.
Портфель он в школу не собрал А уж в школу, опоздал!
- Ребята, почему Ваня ничего не успевает?
- Ребята, дома, в детском саду, в школе мы соблюдаем распорядок дня.
- Что такое распорядок дня?
- Как вы думаете, что людям помогает соблюдать распорядок дня? (Часы).
Когда ложиться и вставать, Когда игру нам затевать, Когда садиться за урок, Когда с малиной есть пирог,
Нам всё часы покажут точно, Чтоб на вопрос: «Который час?» Ответить мог ты всякий раз.
- Ребята, давайте Ване покажем, как установить на часах время и всё делать каждый день по распорядку, чтобы стать успешным учеником и везде успевать и не опаздывать!
2. Игровое упражнение «Наш день»
- Ребята, сколько стрелок на часах? Чем они отличаются? Что показывает короткая (длинная) стрелка?»
(Предлагаю детям установить на часах время в соответствии с заданиями).
(Дети устанавливают время и рассказывают о положении стрелок на часах.)
Кто жить умеет по часам И ценит каждый час, Того не надо по утрам Будить по десять раз.
И он не станет говорить, Что лень ему вставать, Зарядку делать, руки мыть И застилать кровать.
Успеет он одеться в срок, Умыться и поесть, И раньше, чем звенит звонок, За парту в школе сесть.
Пальчиковая гимнастика «Школа»
В школу осенью пойду. (Дети «шагают» пальчиками по столу) Там друзей себе найду, (Загибают по одному пальчику) Научусь писать, читать, Быстро, правильно считать.
Я таким учёным буду! Но свой садик не забуду. (Грозят указательным пальчиком правой руки).
3. Игровое упражнение «Соберем Ваню в школу»
- Ребята, Ваня ходит в школу, но он не научился собирать портфель в школу! — Какие школьные принадлежности берут в школу, мы ему расскажем и составим о них задачи!
- Из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ).
- С помощью каких арифметических действий мы умеем решать задачи?
(сложение и вычитание).
- Я вам предлагаю модель, по которой можно составить задачу.
1 модель на сложение
- Сколько групп предметов в условии задачи?
- Что показывает большой круг? (Большой круг объединяет две группы предметов в одну).
- С помощью какого действия мы будем решать задачу?
Дети составляют задачу на сложение. Выслушиваем варианты задач и вместе с детьми выбираем одну из них для решения.
Предварительно спрашиваю:
- Какое условие в задаче? Какой вопрос в задаче? Повтори задачу ещё раз.
- Выложите решение задачи с помощью цифр и знаков.
- Прочтите запись решения задачи.
- Дайте ответ на вопрос задачи. Почему?
(Дети составляют решение с помощью цифр и арифметических знаков, читают запись и отвечают на вопрос.)
2 модель на вычитание (Проводиться аналогичная работа)
Физкультминутка «Урок- перемена»
По команде «Урок!» дети присаживаются, по команде «Перемена!» — прыгают, ходят.
4. Игровое упражнение «Измеряем дорогу до школы»
- Ребята, Ваню в школу мы собрали, но он говорит, что школа очень далеко находится от дома!
(У детей карточки со схемами пути от дома до школы)
- Давайте узнаем длину дороги от дома до школы:
- Как узнать длину дороги до школы? (Измерить)
- Как мы будем измерять дорогу? (Сначала от дома до поворота, потом от поворота до школы.)
- С помощью чего мы будем измерять дорогу? (Условной меры)
- Измерьте дорогу с помощью меры – полоски картона.
(Уточнить правила измерения. Каждый отрезок дороги дети обозначают цифрой.)
- Чему равна длина дороги от дома до поворота? Чему равна длина дороги от поворота до школы? Чему равна длина дороги от дома до школы? Как вы узнали длину дороги? (Сложили количество мер).
- Вот мы и дошли до школы, которую Ваня закрыл! Давайте найдем ключ и откроем школу!
- Только умным, только ловким возможно разгадать головоломку
Ты по клеточкам шагай, что там скрыто угадай!
5. Слуховой диктант «Нарисуй ключ от замка школы» (Работа в рабочих тетрадях.)
От красной точки — 5 клеток вправо; 1 вверх; 2 вправо; 3 вниз; 2 влево; 1 вверх; 2 влево; 1 вниз; 1 влево; 1 вверх; 1 влево; 1 вниз; 1 влево; 2 вверх.
- Ребята, что у вас получилось? (Ключ от школы)
- Мы открываем замок и школа осенью ждет Вас!
Рефлексия:
- Ребята, какой совет нам дал Ваня?
- Ребята, что нам позволило попасть в школу?
- Какое задание было для вас самым трудным? Почему?
- Какое задание больше всего понравилось? Почему?
- Ребята, а теперь давайте скажем Ване свои пожелания!
- А сейчас, я вам хочу сказать свои пожелания!
(Говорю свои пожелания и в завершении, сюрпризный момент – наклейки с цифрами 5).
|