Санкт-Петербургское государственное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 Московского района Санкт-Петербурга»
Сроки реализации 27. 03. 2017г. – 31. 03. 2017г.
Подготовила:
- Мравян Оксана Юрьевна
- Ракитина Ирина Викторовна
2017год
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность.
Русская культура не мыслится без народных художественных промыслов – декоративно-прикладное искусство, передаваемое из поколения в поколение, несет историческую информацию о быте, обычаях, традициях русского народа. Продукция русских народных ремесел – это настоящие произведения искусства, представляющие эстетическую и культурологическую ценность.
Филимоновская игрушка, хохломская роспись, гжель и другие промыслы нравятся детям. Они с удовольствием берутся за роспись, лепку, плетение, вышивку. Творческая работа в традиционных народных техниках учит быть терпеливыми – чтобы создать самостоятельное изделие, нужен кропотливый труд. Знакомство с народными ремеслами дает представление о разных материалах, способах их обработки, художественных приемах украшения предметов быта, интерьера, одежды, игрушек.
Народные промыслы позволяют ребенку выразить собственное отношение к игрушке, тарелочке, матрешке или другому предмету, которое создается своими руками. Развитие мелкой моторики, цветовосприятия, воображения, навыков работы с инструментами – народные промыслы дают широкий простор для развития и воспитания.
Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.
Цель
- Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм;
- создание условий, способствующих воспитанию дошкольного возраста средствами народной культуры в условиях ДОУ.
Задачи
- Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.
- Знакомить детей с русским фольклором через календарные обрядовые песни, детские песенки, прибаутки, сказки, былины.
- Обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка.
- Воспитывать уважение к культурам других народов.
- Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.
- Закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (Гжели, Городце, Хохломе, Жостове, Дымкове, русской народной игрушке).
- Воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию.
- Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.
- Пополнение образовательной — культурной среды в группе дидактическим материалом "Декоративно-прикладное искусство русского народа", "Национальные русские костюмы ", "Национальный орнамент", "Русские народные сказки ", "Пословицы и поговорки ", "Народные игры"; оформление стенда фотографий, отражающих работу по проекту;
- Подбор методической, научно — популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения.
- Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.
Планируемые результаты
- Расширение представлений детей об окружающем мире.
- Обогащение представлений детей о традициях и культуре русского народа.
- Повышение уровня сформированности нравственно- патриотических чувств воспитанников.
- Знание правил народных игр, умение в них играть.
- Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.
1. Социально-коммуникативное и речевое развитие.
Ситуативные разговоры, свободное общение:
- «Традиции русского народа»;
- «О русских народных промыслах»;
- «Русская матрёшка»;
- «Устное народное творчество в России»;
- «Русские народные музыкальные инструменты».
Коммуникативное развитие (развитие речи):
- Составление рассказов по пословицам и поговоркам.
- Отгадывание и составление загадок о предметах быта, народных приметах, природных явлениях.
- Пересказ русских народных сказок.
- Викторина по русским народным сказкам.
Разучивание:
- Закличек: «Приходи, весна!», «Жаворонки».
- Песенок-потешек: «Катя, Катя маленька», «Ранним-рано поутру...», «Ласточка-ласточка».
Сюжетно-ролевые игры:
- «К нам гости пришли»;
- «Ярмарка».
Дидактические игры:
«Найди лишнее», «Что изменилось», «Угадай игрушку», «Составь картинку», «»Узнай элемент узора», «Угадай и расскажи»,
Русские народные подвижные игры и игры-забавы:
«Гуси-лебеди», «Сова», «Баба- Яга», «Волк и ягнята», «Карусель», «Пирог», «Колпачок», «Плетень», «У медведя во бору», «Гори-гори ясно».
2. Познавательное развитие.
Беседы:
- Народные обряды и обычаи встречи весны;
- «Исконные символы России»;
- «Чудо-чудное, диво-дивное»;
- «Как раньше в гости ходили».
Рассматривание и чтение книги «Русская изба. От печки до лавочки» (автор Марина Улыбышева); иллюстраций о проведении обряда встречи весны; картинок с изображением различных видов обуви; картин о родной природе, деревне; куклы в русском национальном костюме; народных игрушек.
Презентации:
- «Быт и предметы утвари»;
- «Русская народная кукла».
3. Художественно-эстетическое развитие.
Чтение:
- Русский фольклор: «Николенька-гусачок...», «Как у бабушки козёл...», «Ранним-рано поутру...», «Грачи-киричи», «Ласточка-ласточка...», «Дождик, дождик, веселей...», «По дубочку постучишь».
- Русские народные сказки: «Теремок», «Курочка ряба», «Царевна-лягушка», «Хаврошечка», «Сивка-бурка», «Гуси-лебеди», «Жихарка», «Волк и семеро козлят», «Морозко», «Лиса и журавль», «Хвосты», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Лиса и рак», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой».
Предметы художественных промыслов:
- Предметы городецкой росписи;
- Филимоновские дымковские игрушки;
- Загорские и Семёновские матрёшки.
Репродукции картин художников:
А.М. Кучумов «Весна»; И.Левитан «Весна. Большая вода»; Б.М. Кустодиев «Масленица»; А.К. Саврасов «Грачи прилетели»; А.М. Васнецов «Родина».
Книги энциклопедического характера:
- Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду.
- «Русские художественные промыслы».
- Альбом «Народная игрушка».
- Альбомы для детского творчества «Дымковская игрушка», «Городецкая игрушка», «Деревянная игрушка».
Иллюстрации:
- О праздниках на Руси;
- Устройство русской печи;
- Иллюстрации старинных предметов;
- Иллюстрации художника Ю.Васнецова к сказкам.
Музыка.
Попевки:
«Андрей-Воробей» обр. Е.Тиличеевой; «Сорока» обр. Т.Попатенко; русские народные песни, прибаутки; «Частушки», «Лиса», рус. нар. прибаутка, обр. Т.Попатенко.
Слушание:
П.И. Чайковский «Русская песня», «Танец пастушков»; «Вдоль по Питерской», р.н. песня.
Пляски и игры:
- «Заинька», обр. С.Кондратьева;
- «Кострома» и «Казачок», обр. М.Иорданского;
- Р.н. прибаутки «Ворон», «Лиса»;
- Игры с деревянными ложками.
Пение:
- Заклички, приговорки, прибаутки.
- Р.н. песни: «Ах, улица», обр. Е.Туманян; «По зелёной роще», «Катюша», «Солнышко, покажись».
Изобразительная деятельность.
Декоративное рисование:
«Знакомство с русским народным костюмом»,
«Русская матрёшка»
Лепка: «Пряники печатные».
Самостоятельное художественное творчество:
- Изготовление масок животных к русским народным сказкам.
- Украшение плоскостного изображения матрёшек, посуды, игрушек.
- Раскраски, трафареты на тему «Русские народные художественные промыслы».
- Пение русских народных песенок и попевок.
- Придумывание пословиц и поговорок.
- Инсценированное чтение потешек.
- Рассказывание сказок по ролям.
Центр театрализованных игр:
Набор игрушек кукольного, плоскостного, пальчикового театров для обыгрывания русских народных сказок, потешек.
3. Взаимодействие с семьёй:
- Семейный просмотр русских народных сказок, мультфильмов, телепередачи «Играй, гармонь».
- Чтение художественной и познавательно-энциклопедической литературы по теме «Народная культура и традиции».
- Приобщение детей к семейным традициям.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛЕ
Образовательная деятельность
Совместная деятельность
Понедельник
ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА
Познавательно исследовательская деятельность. НОД «Знакомство дошкольников с бытом и предметами утвари русской избы»
Музыка. НОД «Знакомство детей с русским народным музыкальным творчеством»
Беседа «Народные традиции встречи весны»
Прогулка. Экскурсия в краеведческий музей «Как жили люди на Руси?»
Русская народная игра «Колпачёк»
Рассматривание энциклопедии для малышей «Чудо-всюду».
Чтение книги «Русская изба. От печки до лавочки» (автор Марина Улыбышева). Рассматривание иллюстраций.
Вторник
ПРЕДМЕТЫ ИЗ
БАБУШКИНОГО СУНДУКА
ФЭМП. НОД «Народное творчество в развитии элементарных математических представлений»
Художественная деятельность. Рисование. НОД «Знакомство с русским народным костюмом»
Физическая культура. НОД «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры».
Беседа «Исконные символы России»
Д/и «Реставраторы», «Что лишнее»
«Предметы старины в загадках русского народа» — отгадывание загадок.
Путешествие в прошлое предметов (утюг).
Презентация «Русская народная кукла»
среда
ЗОЛОТЫЕ РУКИ МАСТЕРОВ
Познавательное развитие. ФЦКМ. НОД «Талант наших мастеров».
Музыка. НОД «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов».
Художественная деятельность. Рисование. НОД «Русская матрёшка»
Подгрупповое логопедическое занятие «Путешествие в историю народной игрушки»
Беседа о русских народных игрушках «Чудо-чудное, диво – дивное»
Просмотр мультфильма «Каменный цветок» (по произведению П.Бажова). Свободное рисование по мотивам сказки.
С/р игра «Ярмарка» — учить передавать обстановку уличной ярмарочной торговли.
Д/и «Народные промыслы»
четверг
РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ
Развитие речи. НОД «Народные праздники на Руси»
Художественная деятельность. Лепка. НОД «Пряничные посиделки»
Познавательная беседа «Как раньше в гости ходили». Знакомство с пословицами: «Господин доволен – хозяин рад», «Много гостей – много новостей».
Прогулка «Белая берёза»
Конкурс «Коса — девичья краса»
Подвижные игры: "Бабка — Ёжка", "У дедушки Трифона".
пятница
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР
Развитие речи. НОД «Жанры народного фольклора»
Физическая культура. Интегрированная НОД «Колобок».
Литературная викторина «Наши любимые сказки»
Изготовление шапочек зверей для театрализованной деятельности. Инсценировка потешек: «Тень-тень — потетень…» (под фонограмму)
Выставка рисунков в групповой раздевалке «Моя любимая пословица, поговорка, загадка…»
Игры-ситуации: «Поём колыбельные песни».
|