Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 44 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 45 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 47 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 48 Мамедова Анастасия Владимировна Тон Ольга Сергеевна. Познавательный проект в подготовительной к школе группе «Русские народные промыслы»



Мамедова Анастасия Владимировна Тон Ольга Сергеевна. Познавательный проект в подготовительной к школе группе «Русские народные промыслы»

Познавательный проект в подготовительной к школе группе «Русские народные промыслы»

Дошкольного отделения № 4 ГБОУ Школы №1554

Возрастная группа: Старший дошкольный возраст.

Длительность проекта: долгосрочный проект

Авторы проекта: дети, родители, музыкальный руководитель, воспитатели.

Актуальность:

Приобщение к родной культуре является основной частью воспитания каждого ребенка – гражданина своего Отечества. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства дети будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа, формируя при этом свой собственный художественный вкус.

Учитывая это, было принято решение провести углубленную работу по ознакомлению детей с народными промыслами России, обогащая при этом развивающую среду группы, путем создания мини – музея «Ярмарка ремесел».

 

Скачать конспект

Скачать презентацию

Цель:

Расширение представлений детей о различных народных промыслах посредством использования разнообразной игровой и художественной деятельности.

Задачи

  • Обобщать знания детей о декоративно — прикладном искусстве России; продолжать знакомство с русскими народными промыслами (Гжельской, Хохломской росписями и т.д.), их историей и особенностями;
  • Развивать у детей познавательный интерес к русскому народно-прикладному творчеству;
  • Формировать у воспитанников патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине.
  • Расширять знания и представления детей о культурном наследии Родины через различные виды музыкальной деятельности.
  • Развивать творческие способности старших дошкольников в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности: рисование, лепка, аппликация.
  • Привлечь родителей к совместному участию в проектной деятельности, развить интерес к сотрудничеству с детским садом, и пополнение развивающей среды детского сада.

Основные этапы реализации проекта:

На музыкальном занятии играя на деревянных ложках, дети обратили внимание, что несколько ложек были без узоров, а другие украшены, элементами «Хохломской росписи». Ребята заинтересовались, а смогли бы они сами расписать ложки?

После занятия, в группе дошкольники рассказали, что знакомы еще и с другими видами народной росписи: «Гжель», «Городец», «Жостово». Педагоги рассказали, что существует очень много различных народных росписей, который отображены на различных предметах домашней утвари, игрушках, одежде… Ребятам стало интересно, для чего созданы народные промыслы, кто их создал, когда созданы...

Во время беседы ребятам рассказали, что искусство возникло тогда, когда у человека все больше и больше появлялась тяга к прекрасному — потребность украсить все, что его окружало. Началось это очень давно. Наш далекий предок еще жил в каменных пещерах, одевался в звериные шкуры, охотился на зверя, чтобы пропитаться, но находилось у него время и для творчества. Он наносил узоры на предметах повседневного обихода, лепил фигурки людей и животных, выбивал на скалах целые картины. На протяжении долгого времени искусство продолжало развиваться. Каждое поколение художников оставляло лучшее, добавляло свое. И поскольку результаты такого творчества принадлежат не одному человеку, а многим поколениям людей, его стали называть «народным».

Различия в условиях жизни нашли свое отражение в искусстве, наложили на него свой отпечаток. В процессе развития особенности сложились в традиции, которые соединили в себе самые характерные черты. Они стали все больше и больше напоминать нам ниточку, тянущуюся из глубокой древности в наши дни. В число таких особенностей входят темы орнамента, колорит, сюжет, ритмы.

Материалом для творчества народного художника служило все; что его окружало: камень, кость, ткань. Более всего наш далекий предок любил дерево, потому что он жил в окружении леса. Лес доставлял и давал ему кров и пищу. Из дерева он строил себе жилье, делал все необходимое. Тесно связанный с лесом русский человек считал его живым существом, воспевал в сказаниях и песнях. Предметы, созданные из него руками мастера, рассказывают нам, каким художник представлял мир, как умел соединить назначение вещи с ее красотой.

Знакомясь постепенно с вещами наших предков, искусством их создателей, мы как бы заглядываем в далекий мир, узнаем о жизни и творчестве наших предков.

Далее педагоги ответили на интересующие детей вопросы. Рассказали, что ложки на Руси появились очень давно. Сначала их лепили из глины, а немного позже изготавливали из древесины. Их делали из сосны, берёзы, ольхи, рябины, липы, дуба, яблони. А еще ложка является музыкальным инструментом. И играют на них музыканты — ложкари. Очень большой популярностью пользуются ложки хохломской росписи. Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, называют просто «Хохлома».

Орнаменты и цветовая гамма хохломы легко узнаваемы: ажурные растительные узоры, сочетание красного, черного и золотистого цветов.

О народных промыслах люди слагают сказки, рассказы, пишут стихи…

Хохлома – Хохлома,
Наше чудо дивное
Мы рисуем Хохлому
Красоты невиданной.

Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Резные ложки и ковши
Удивительной красы.

Дети очень впечатлились красотой Хохломской росписи, и предложили попробовать самим расписать ложки

Во время НОД ребятам было предложено украсить хохломскими узорами «Посуду», воспитанники самостоятельно выбрали средства с помощью чего можно, передать всё цветовое богатство узора.

Многие дошкольники украсили с помощью красок, другие решили сделать аппликацию.

Затем на музыкальных занятиях воспитанники пробовали играть на трех ложках, прослушали песню «Золотая хохлома» в исполнении ансамбля «Забава», была выучена песня «Ложки деревенские» слова и музыка Зинаиды Роот.

Ребята дома рассказали, что на музыкальном занятии они пробовали играть на трех ложках, расписали Хохломским узором макеты ложек.

Родители, забирая детей из группы детского сада, обратили внимание на информационный материал «Детям о народных промыслах России» и выставку детских работ «Посуда», предложили принести из дома познавательную литературу и изделия народных промыслов России.

Воспитатели с помощью родителей группы оформили книжный центр — «Разноцветная Россия» и мини – музей «Ярмарка ремесел». Дети с огромным интересом рассматривали иллюстрации в книгах, изделия народного промысла России, делились полученной информацией дома и в детском саду.

Педагогами группы совместно с детьми были созданы настольно — печатные игры «Домино» и «Составь фигуру».

Ребята вспомнили, что матрешки тоже являются народным промыслом.

Детям захотелось узнать подробнее о матрешках, как они появились, каким узором их украшают.

Выучили небольшой стих о матрешках:

Эти русские матрешки,
Разноцветные одежки,
На секреты мастерицы,
В старшей прячутся сестрицы.

Сколько их там не поймешь,
Если младшей не найдешь.

Педагоги группы рассказали детям об истории возникновения матрешки, дошкольники узнали о том, где была изготовлена первая матрешка, почему она так называется, рассмотрели узоры на матрешках.

Так же оформили мини — музей матрешек. Ребята с интересом рассматривали матрешек, которые принесли из дома. Матрешки — барыни, Семеновская матрешка, Полхов-Майданская матрешка, матрешки со сказками и др.

Дошкольники предложили педагогам самим сделать «Матрешку» с помощью пластилинографии, а также украсить матрешку различными материалами — пайетками, бусинами, бисером, стразовыми, лентами и т.д.

Продолжая знакомить детей на музыкальных занятиях с народными традициями, с ними была разучена песня «Русская матрешка» слова и музыка З. Роот.

С большим интересом играли в дидактическую игру «Собери матрешку», сделанную своими руками с помощью педагогов.

Для детей педагогами группы был проведен досуг «В гостях у Матрешки».

Рассматривая познавательную литературу, детей заинтересовала матрешка, украшенная росписью «Гжель». Ребята сразу сказали, что знакомы с этим видом народного промысла.

Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками
Нежными виточками.

Далее воспитатели рассказали детям о народном промысле «Гжель». В одной деревушке с названием Гжель, которая находится недалеко от Москвы, живут мастера, которые делают удивительную посуду с небесными узорами. Они делают её из особой глины, найденной в этих местах, которая при обжиге становится белой. Педагоги с детьми рассмотрели гжельские сувениры.

Продолжая знакомить на музыкальных занятиях с народным творчеством, ребята выучили новую песню «Гжель», прослушали русскую народную песню «Гжель, гжель» и разучили танец «Гжель». Новый разученный материал был исполнен на праздничном мероприятии «День матери». Дети совместно с воспитателями изготовили подарки к празднику «Гжельские тарелочки» из пластилина и подарили их мамам.

Так же в свободной деятельности раскрашивали раскраски, гжельские узоры. Дети захотели сделать еще, что-то своими руками и предложили расписать чайную пару под «Гжель». Позже дошкольники с большим удовольствием собирали пазлы, сделанные своими руками.

В свободное время дети играли в народную игру «Матушка гжель».

Далее дети вспомнили другие виды народных промыслов, с которыми знакомились ранее: Жестовская роспись, Филимоновская и Дымковская игрушки.

Дети захотели получить более подробную информацию о Жостовской росписи. Педагоги предложили родителям рассказать дома о происхождении народного промысла «Жостово», а затем ребята поделятся полученной информацией. Родители дома рассказали о промысле «Жостово». В группе ребята поделились полученной информацией о том, что узнали дома.

Недалеко от Москвы, в очень живописном месте, есть деревня Жостово. Подмосковная деревушка стала известна всему миру из-за, казалось бы, обычного в быту предмета – металлического подноса, но никто в мире не может писать по металлу цветы лучше, чем местные народные умельцы. Детям очень понравился рассказ друзей, они спросили, можем ли мы сами сделать и расписать «Жостовские подносы»? Ребятам была предложена пластиллинография.

Дети и педагоги сделали дидактические игры «Собери узор на подносе» и «Лото».

Педагоги напомнили детям, что существует еще очень много различных народных промыслов. Одним из них является о «Филимоновская игрушка». Как и все народные промыслы, «Филимоновская игрушка», также появилась в Тульской области, в небольшой деревеньке Филимоново. Благодаря особой глине, издавна лепили посуду, продавая её на местных базарах. При этом мужчины и женщины делали только посуду, а девочки вместе с бабушками лепили и расписывали игрушки. Чаще всего использовали три цвета: желтый, красный и зеленый. Изредка брали синий и фиолетовый. Ребята во время НОД по изо-деятельности расписывали петушков. Так же совместно с детьми была изготовлена дидактическая игра «Найди пару».

Продолжая знакомить дошкольников с народными промыслами России, педагоги группы расширили знания детей о дымковской игрушке. Где родилась Дымковская игрушка? Из чего ее делают и как? С воспитанниками группы была проведена беседа, из которой дети узнали, что в Дымковской слободе – деревне издавна люди занимались лепкой игрушек из глины. Слободе Дымково почти 500 лет. Она расположена на берегу реки, по утрам над рекой бывают туманы, как бы покрывая ее дымком. Возможно, что и название свое слобода получила из-за этого, а может, из-за того, что вился над каждым домом дым из русских печек, когда мастера обжигали игрушки.

С детьми группы выучили стихотворение о дымковской игрушке. Рассмотрели игрушки, какими узорами она расписана. Ребята предложили сделать аппликацию и украсить дымковскую лошадку. Так же воспитатели группы совместно с детьми изготовили дидактическую игру «Подбери узор», в которую дети играли с большим удовольствием.

Во время свободной деятельности детей в группе были прослушаны аудиозаписи «Дымковская игрушка» и «Жестовский букет».

В период самоизоляции детям совместно с родителями было предложено посмотреть мастер-класс, созданный педагогами группы: «Дымковская игрушка» и попробовать дома самим сделать и украсить дымковскую игрушку – петушка.

Итогом проектной деятельности стало пополнение развивающей предметно – пространственной среды группы. Детьми совместно с родителями были изготовлены различные изделия народно — прикладного творчества. Так же педагогами греппы совместно с детьми был создан лэпбук «Народные промыслы».

Просмотров: 400
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Карпова Мария Васильевна. Гжель: урок народного творчества для детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • Лихачева Наталья Николаевна. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ 'Дымковская игрушка'
  • Братчаночка. Конспект организации совместной трудовой деятельности с детьми средней группы. Тема: 'Ох, ох. ох, ох дети сеяли горох'
  • Каргина Лариса Владимировна. План — конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми средней группы компенсирующей направленности (дети с ЗПР) «Природа родного края»
  • Власова Наталья Михайловна. Викторина для среднего дошкольного возраста совместно родители и дети «Все работы хороши»
  • Муранова Александра Владимировна. Конспект игровой развивающей образовательной ситуации по художественно-эстетической деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Сказочная гжель»
  • Бекренева Александра Васильевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по ФГОС Тема: «Дети во время Великой Отечественной войны»
  • Варенцова Елена Вячеславовна. Конспект совместной деятельности с детьми младшей группы по лепке 'Мишка очень любит мёд'
  • Макович Елена Николаевна. Комплексное занятие по теме «Дети имеют право на охрану здоровья и медицинское обслуживание» для детей старшей группы детского сада.
  • Клевцова Ольга Ивановна. Конспект мероприятия досуг-развлечение по физическому развитию для детей старшей группы Тема: 'Мы – веселые ребята'
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Приходько Елена Владимировна. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей младшей группы детского сада «Герои народных сказок»
  • Власова Наталья Михайловна. Долгосрочный проект для 1 младшей группы - Играем с детьми дома
  • Гретченко Алевтина Мударисовна. Название проекта: «Ёлочка красавица, детям очень нравится»
  • Грачева Ольга Федоровна. Проект «Воспитание интереса у дошкольников к истории России на примере мини-музея «Русская матрешка»
  • Антонова Татьяна Николаевна. Сценарий праздника для детей средней группы «КАК ДЕТИ СПАСЛИ ОСЕНЬ»
  • Корниченкова Анна Васильевна. Конспект образовательное деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей средней группы Тема: «Лисичка-сестричка – главная героиня русских народных сказок»
  • Богачева Алена Степановна. Мастер-класс «Применение педагогической технологии «Дети волонтёры» в совместной деятельности педагога с детьми»
  • Бучанова Галина Анатольевна. Конспект НОД По социально-коммукативному развитию детей младшей группы совместно с детьми ОВЗ «Маме помогаю»
  • Юлия Канищева. Родительское собрание. Тема : «Игрушка-антиигрушка. Как наши дети играют»
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Тудвасева Татьяна Ивановна. Выступление агитбригады «Мы за здоровый образ жизни». Дети старшей группы.
  • Главный Редактор. Как бы рассказали Красную шапочку другие великие писатели
  • Терехова Елена Васильевна. Викторина для детей подготовительной группы совместно с родителями на тему: «В гостях у сказки»
  • Дружкина Светлана Павловна. Проект «Мы ребята-малыши, нам болезни не страшны!», младшие группы.
  • Зверева Ольга Владимировна. Родительское собрание для родителей, чьи дети посещают подготовительные к школе группы. Тема родительского собрания: «Школьная готовность».
  • Кеппель Нина Андреевна. Краткосрочный проект «Знакомство с народными промыслами России»
  • Батищева Елена Яковлевна. Дети «липучки» и дети «Питер Пэны».
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь