Фоменкова Анастасия Борисовна, инструктор по физической культуре, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №69
«Дюймовочка» комбинированного вида
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
- совершенствовать двигательные умения и навыки детей по средствам народных игр
- способствовать развитию интереса к подвижным народным играм и к народным традициям;
- - воспитывать чувство патриотизма, трудолюбие, желание помогать друг другу.
Возраст детей: 4 -5 лет.
Скачать конспект
Ход занятия:
Инструктор: Уважаемые гости! Собрались мы сегодня, чтобы вспомнить старину, поиграть в русские народные игры, в которые играли бабушки и дедушки. Играли, наверное, и вы, а теперь играют наши дети!
Ребята! У каждого народа есть свои традиции, свои песни, сказки, игры! Мы с вами живем в России и сегодня поиграем в русские народные игры!
В зал заходят дед Кузьма, бабка Марфа и внучок Егорка. Егорка играет на планшете.
Дед Кузьма:
Инструктор:
Дед Кузьма: Здравствуйте, честной народ! Слыхали мы, что у вас сегодня спортивное развлечение проходит с играми разными?
Здравствуйте, люди добрые! Да, проходит! А почему вас это заинтересовало?
Да вот беда с внучком нашим... Постоянно сидит в этой вот пластмассовой штуке...
Егорка начинает вслух комментировать игру на планшете.
Бабка Марфа:
Дед Кузьма:
Егорка:
Инструктор:
Егорка:
Инструктор: Вот видите? Что с ним делать, ума не приложу!
(Берет внучка за руку) Егорка!!! Ты слышишь?
Да чего опять?
Ну, Егорка, видишь, как дедушка с бабушкой за тебя переживают? Поиграй с нами, может тебе понравится.
Ну, ладно, давайте....
Вот ты все пальчиками в планшет тыкаешь, а мы тебе покажем другую игру, где пальчики по-другому играют.
Пальчиковая игра «Дождь, дождь»
Дождь, дождь, надо нам Расходиться по домам Гром, гром, как из пушек Нынче праздник у лягушек
Град, град, сыплет град Все под крышами сидят Только мой братишка в луже Ловит рыбу нам на ужин Сжимаем и разжимаем пальчики, делая брызги
Стучим одним кулачком о другой Шевелим быстро пальчиками
Над головой соединяем руки, изображая крышу
Вращательные движения кистями Соединяем кисти, движением показываем рыбку
Инструктор:
Дед Кузьма:
Дедушка Кузьма, а какие у тебя любимые игры были?
Когда мы с бабкой маленькие были, такие вот, как детки ваши, жил у нас в деревне дед Трифон. Ох и любил же он с ребятишками играть! И научил он нас такой игре...
«Как у деда Трифона»
Все играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий выходит в круг и говорит: «Ну, сынки мои, я – дедушка Трифон. Что я буду делать, то и вы повторяйте». После этого водящий запевает. Дети ведут хоровод по кругу, и все поют:
Как у деда Трифона Было семеро детей Было семеро детей Было семь сыновей.
Они не пили, не ели. Друг на друга все глядели Разом делали вот так!
С последними словами дедушка Трифон предлагает разные движения и показывает своим «сыновьям». «Сыновья» должны проворно и быстро повторять все движения. Затем дедушка Трифон выбирает из них лучшего исполнителя, который становится водящим.
Бабка Марфа: А я, ребятки, люблю печь ароматные калачи! И игру знаю, которая так и называется «Калачи»
«Калачи»
Дети становятся в три круга. Двигаются по кругу и при этом произнося слова:
Бай – качи – качи — качи! Глянь — баранки, калачи! С пылу, с жару, из печи.
По окончании слов игроки бегают врассыпную по одному по площадке. На слова «Найди свой калач!» возвращаются в свой круг. При повторении игры игроки могут меняться местами в кругах.
Дед Кузьма:
Бабка Марфа:
Инструктор: Марфушенька, а помнишь нашу с тобой любимую игру?
Это ты про «Чижика»? Конечно, помню!!!
Так и мы с ребятами ее знаем! Давайте все вместе и поиграем в нее.
«Сизый чиж»
Дети становятся в круг. Двигаются по кругу, произнося слова и выполняют движения:
По дубочку постучишь, Вылетает сизый чиж У чижа у чижика Хохолочек рыженький
Чижик, чижик, полетай Правой ножкой помахай Чижик, чижик, не зевай, Себе пару выбирай!
По окончании слов выбирают себе пару. Кто остался один, становиться в середину круга и игра повторяется.
Егорка:
Дед Кузьма:
Егорка: А я как то видел, как мальчишки играли в очень интересную игру и называется она чудно так — «Чув..», «Чим...», «Чури...»
«Чурилки» что ли?
Точно, «Чурилки»!!!
«Чурилки»
Играющие выбирают двоих. Одному завязывают глаза платком, другому дают бубенцы. Затем ведут вокруг них хоровод:
Трынцы – брынцы бубенцы, Позолочены концы. Кто на бубенцах играет – Того жмурка не поймает!
После этих слов игрок с бубенцами начинает в них звонить и ходить в круге, а жмурка стараться его поймать. Как только жмурка его поймает, их заменяют другие игроки, и игра продолжается.
Инструктор: А хотите, и мы вам покажем русскую народную игру, в которую очень любим играть? Называется она «Дударь, дударь, дударище»
Один из детей считалкой выбирает водящего.
«Дударь, дударь, дударище»
Дети встают в круг, дежаться за руки, водящий (Дударь) в центре круга. Дети двигаются по кругу и произносят слова:
Дударь, дударь, дударище
Старый, старый, старичище
Его под колоду, его под сырую, его под гнилую
(останавливаются)
Дударь, дударь, что болит?
Дударь говорит, что у него болит (например, колено, голова, живот и т.д.). Тогда дети берутся друг у друга за эту часть тела и идут по кругу, произнося снова слова.
Бабка Марфа: Я знаю, что все дети любят кататься на карусели. Правда, ребята? И предлагаю вам еще одну игру «Карусель»
«Карусель»
Продолжаем мы веселье,
Вес бегом на карусели.
К обручу привязаны ленты. Дети берутся за ленту одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другу. Обруч держит взрослый. «Кататься» на карусели можно под традиционный текст:
Еле, еле, еле, еле Закружились карусели, А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите, Карусель остановите. Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра.
После слов подкинуть ленточки вверх.
Егорка:
Дед Кузьма:
Инструктор: Ох, как здорово мы поиграли!!!! Мне понравилось!!! Это интереснее, чем в планшете играть!!! Дедушка Кузьма, бабушка Марфа, поиграете со мной еще?
Обязательно, Егорка! А сейчас нам пора возвращаться домой. До свидания, ребята!
До свидания! Приходите к нам еще!
Дед Кузьма, Бабка Марфа и внучок Егорка уходят.
Инструктор: Вот и закончился наш праздник игр! Вам понравилось, ребята? Скажите гостям «До свидания!» и пойдемте в группу!
Дети с инструктором уходят.
|